Мастер-класс для родителей с элементами игрового тренинга
«Формирование коммуникативных навыков в играх с правилами»
Воспитатель предлагает каждому родителю при входе взять для себя «бейджик», на котором написано имя и отчество участника тренинга (родителя).
Добрый вечер! Тема нашей встречи «Формирование коммуникативных навыков в играх с правилами».
Что же такое коммуникативные навыки? (Ответы родителей.)
Коммуникативные навыки – это способность ребенка вступить в процесс общения с детьми, с взрослыми, умение соблюдать правила общения в отношениях с товарищами, умение ориентироваться в ситуациях общения.
Как Вы считаете, сформированы ли коммуникативные навыки у вашего ребенка? (Выслушать ответы родителей.)
Результаты диагностики показали, что на начало 2015-2016г. у нас в группе было:
2 ребенка с низким уровнем коммуникативного развития,
4 детей с уровнем коммуникативного развития ниже среднего,
3 детей со средним уровнем коммуникативного развития,
1 ребенок с высоким уровнем коммуникативного развития.
Как вы считаете, нужно ли развивать коммуникативные навыки у детей нашей группы? Для чего? (Выслушать ответы родителей, обобщить.)
Нужно, так как: дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления отношений с ведущими сферами жизни, миром людей, миром природы и собственным миром. У ребенка изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и способности. 6-7 летний возраст ребенка – это подготовка ребенка к школе, поскольку именно в этот период будущие «ученики» легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Для детей с несформированными коммуникативными навыками будет характерен: страх и неуверенность, их смущает новизна обстановки, непривычность роли, им страшно сказать не то или не так, как, им кажется, хочет учитель или воспитатель, они боятся быть осмеянными товарищами. Поэтому, необходимо развивать у ребенка коммуникативные способности, учить общению, умению учиться основам нравственной, эстетической, физической культуры, что вырабатывает привычку к систематическому труду. Без специально развивающей работы ребенку будет трудно быть общительным, коммуникабельным, что так необходимо для готовности к школе.
Как вы думаете, в каком виде деятельности лучше всего развивать коммуникативные навыки? (Ответы родителей.)
Какие вы знаете игры? (Ответы родителей.)
Что же такое дидактическая игра? (Ответы родителей.) Дидактическая игра – обучающая игра, в которую входят: обучающая задача, правило, игровое действие. (Разобрать дидактическую игру. Например, «Зоологическое лото»)
Что такое подвижная игра? (Ответы родителей.) Подвижная игра – это игра, основанная на ловкости (физической компетенции), включающая в себя правило и игровые действия. Например, подвижная игра «Ловишки».
Как вы думаете, какие коммуникативные навыки формируются в игре? (Ответы родителей.)
умение организовывать игру;
умение быть ведущим в игре;
умение договариваться о ходе игры;
умение подводить итог игры;
умение выбирать ведущего в игре.
В играх у ребенка развиваются такие качества: самоконтроль, выдержка, умение взаимодействовать друг с другом, умение договариваться и приходить к единому результату, формируется самооценка, взаимовыручка.
Вспомните и назовите игры, запомнившиеся вам с детства? (Ответы родителей.)
А теперь представьте, что вы дети, и поиграем в различные игры.
Игры:
1. «Цепочка слов» (словесная игра). /Рассказать правила игры/.
– Чему учит детей эта игра?
2. «Вокруг домика хожу» (малоподвижная игра). /Рассказать правила игры/. Выбираем водящего.
– Чему учит детей эта игра?
3. «Гори, гори ясно!» (русская народная игра).
– Чему учит детей эта игра?
4. «Собери пазлы», «Профессии» (лото).
– Чему учит детей эта игра?
5. «Наши поступки» (лото – пазлы).
– Чему учит детей эта игра?
В какие игры Вы играете с ребенком дома, на прогулке? (Ответы родителей).
Мы с детьми играем и на занятиях, и на прогулке, в самостоятельной и совместной деятельности.
По результатам диагностики по разделу «Формирование коммуникативных навыков» (в середине учебного года) дети показали следующие результаты:
4 ребенка – высокий уровень коммуникативного развития;
3 ребенка – уровень коммуникативного развития выше среднего;
5 детей – средний уровень коммуникативного развития;
1 ребенок – низкий уровень коммуникативного развития.
Нам с вами есть над чем поработать с детьми, чтобы каждый ребенок был готов пойти в школу, чтобы он научился общаться со сверстниками, взрослыми, знал нормы и правила этики, не терялся в новой обстановке.
Игра и только игра изменяет содержание общения ребенка, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Игра помогает ребенку развивать навыки социального поведения; повышает уверенность в себе и развивает самостоятельность; учит ребенка выражать свое отношение к другим людям различными способами.
А в заключение нашей встречи, пожалуйста, познакомьтесь с выставкой литературы по данной теме.