НОВОАЗОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 1
Мастер-класс «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»
Бороденко Валентина Анатольевна
учитель русского языка и литературы
Новоазовск , 2016
Тема:
Устные высказывания в художественном стиле с использованием типа речи – описание по личным впечатлениям.
Цели:
Ознакомление с понятием «высказывание»;
Формирование умения собирать и систематизировать материалы для создания высказывания и составления текста.
Тип урока: Применение знаний и формирование умений.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний:
Опрос:
1. Какие вы знаете типы речи?
2. Что собой представляет художественное описание.
3. Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?
4. Что означают понятие «эпитет», «сравнение», «метафора»?
2. Мотивация учебной деятельности.
Вы должны уметь не только видеть, любоваться увиденным, испытывать эмоции, чувства, но и уметь это выразить в своей речи, в своих высказываниях. А в этом как раз нам и поможет знание особенностей художественного стиля и умение их применять.
Итак, мы сегодня говорим о самом главном природе, которая окружает нас. О ее величии и красоте. Константин Паустовский сказал: «Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к родной стране.»
Так полюбуемся прекрасным временем года – осенью. Кто из писателей, классиков, поэтов, художников не отдал дань этому необыкновенному явлению?
Вспомните стихи известных поэтов?
1. Н. Некрасов «Славная осень»
2. А. Пушкин
3. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Трудно перечислить и назвать все произведения, посвященные этой теме.
Наша задача научиться высказывать те впечатления, которые испытывает каждый, любуясь природой. Хочу привести примером высказывание Аксакова. (Зачитывается высказывание Аксакова)
Для составления высказывания поработаем в группах.
I группа составляет предложение с использованием метафор:
-золотая листва;
- блистающие золотом листья, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца;
- сквозь красноватую тень березовых ветвей просматриваются вечнозеленые ели и сосны.
II группа составляет предложения с использованием эпитетов:
- поздняя осень;
- холодное небо;
- низкие белые облака;
- прозрачные сады и рощи;
- желтые, оранжевые листья.
III группа составляет предложения с использованием сравнений:
- земля устлана опавшей листвой, как разноцветным ковром;
- мелкими , как пар, дождями;
- белыми , как покрывало, туманами.
Учащиеся рассказывают об осени: от каждой группы зарисовки-высказывания.
Проводится конкурс-буриме
……… осень
……… пришла
……… проседь
……… листва
Конкурс: четверостишье.
Итог – чтение учителем отрывка рассказа К. Паустовского.