СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Развитие коммуникативных способностей в игровой деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования ориентирует педагога на:

  • сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
  • уважение личности ребенка
  • реализацию Программы в игровой, познавательной и исследовательской деятельности.

      Использование игровых коммуникативных технологий, направленных на раскрепощение детей, формирование ценностного отношения к социуму  в образовательной деятельности дошкольников, позволяет развивать коммуникативные и творческие способности, опыт совместной деятельности и личностные  социально-значимых качества ребенка. 

Тема нашего мастер-класса «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Данная тема направлена на повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах социально-коммуникативного развития старших дошкольников и способствует:

  • расширению социально-психологической и коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования;
  • повышению уровня их этического взаимодействия с дошкольниками;
  • приобретению опыта самостоятельно проектировать траекторию развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

        Коммуникативные способности- умение устанавливать правильные взаимоотношения и предусматривать их в соответствии с развитием детей и их требованиями (Н.В. Кузьмина).

      Коммуникативные способности - умения и навыки общения и взаимодействия с людьми которые определяют предметно-деятельностные и предметно-познавательные способности субъектов (Р.С. Немов).

     Коммуникативные способности - умения и навыки устанавливать взаимоотношения, строить эффективное общение педагога с воспитанниками, коллегами, родителями, которые приводят к успешности во всех видах деятельности (О.А. Ивановой, Н.Н. Суртаевой).

Процесс развития личности ребенка(И.Д. Демакова) включает пять параметров:

  • природный мир;
  • коммуникативный мир;
  • культурную среду, включая систему образования;
  •  информационную среду;
  • пространство чувств ребенка.

Интеграция ребенка в мир конкретных взаимоотношений и освоение социокультурного опыта обеспечивает становление и развитие ребенка как  личности, он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Как отмечала М.И. Лисина, развитие и становление личности невозможно вне отношений с другими: «Мы познаем себя через других людей, а в других глядимся как в зеркало…». Взросление подрастающего поколения происходит в результате коммуникативного взаимодействия с социальной средой, которая влияет на этот процесс посредством разных социальных факторов. Степень освоения социальной среды зависит от  коммуникативных способностей ребенка, позволяющих удовлетворять потребности в контактах с социальным миром, как степень познания, освоения и присвоения возможностей социальной среды.

Коммуникативные способности развиваются в различных формах общения в  системе «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстник» на протяжении первых семи лет жизни ребенка.

Формы общения ребенка в системе «ребенок-взрослый»:

  • ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) (2-6 мес.) возникает примерно к 2-м месяцам жизни;
  • ситуативно-деловая (6 мес. до трех лет) к концу первого полугодия, когда непосредственность чисто эмоциональных контактов постепенно отходит на второй план;
  • внеситуативно-познавательная форма общения возникает к 3-5 годам – совместная познавательная деятельность, когда малыш ставит перед собой все более сложные вопросы о происхождении и устройстве мира, о взаимосвязи явлений в природе и т.д.
  • внеситуативно-личностная форма общения (5-7 лет) – связана с овладением ребенком системой отношений людей, нивысшая форма общения характеризуется стремлением к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми.

Смена форм общения связана с изменением содержания коммуникативной потребности у детей в их контактах со взрослыми: от потребности во внимании и доброжелательности взрослого в первом полугодии жизни ребенка к потребности в деловом сотрудничестве с ним у детей раннего возраста, к потребности в уважении взрослого у детей среднего школьного возраста и потребности во взаимопонимании и сопереживании у детей старшего дошкольного возраста. Появление новых содержаний коммуникативной потребности не отменяет предшествующих, оно к ним добавляется, образуя вместе с предшествующим содержанием более сложное соединение. Новое содержание коммуникативной потребности в течение какого-то времени как бы доминирует (как, например, потребность в уважении взрослого в среднем дошкольном возрасте), определяя в это время ряд психологических особенностей ребенка (например, обидчивость).

         Взрослый в своем общении с детьми разного возраста должен учитывать особенности их коммуникативной потребности и организовывать свои контакты так, чтобы, во-первых, удовлетворять эту потребность и тем способствовать психическому развитию ребенка, во-вторых, обеспечивать движение ребенка к последующим, более высоким формам общения, задавая ему их образцы.

Формы общения ребенка со сверстниками

         Общение со сверстниками возникает у детей на третьем году жизни и проявляется в следующих формах общения:

  • эмоционально-практическое общение (2-4 года жизни) – стремление к соучастию в общих забавах (манипуляции, переодевание, подползание, убегание), в соучастии;
  • ситуативно-деловая форма общения (4-5 лет), сверстник становится более привлекательным партнером (деловое сотрудничество), это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников – сюжетно-ролевой игры(согласованность в действиях, стремление достичь цели);
  • внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6-7 лет) – игры с правилами, возникает жажда сотрудничества.

Что будет включаться в образовательную деятельность в ДОО?

Во ФГОСах отражено то, что взаимодействие взрослого и ребенка – это все образовательная деятельность.

Стандарты носят инновационный характер. В систему условий развития ребенка входит его социальная ситуация развития. (Л.С. Выготский обозначил ее так: «В особой позиции ребенка к миру»)

Система условий развития включает в себя:

  1. Создание системы общения.
  2. Обязательные виды детской деятельности: игра, рисование, конструирование.
  3. Поощрение инициативы и самостоятельности ребенка.

(Ольга Александровна Карабанова, д.пс.наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ)

Какие требования внесены во ФГОС?

Требования к результатам и ориентирам развития ребенка сводятся к самоценности и индивидуализации развития.

Требования к социальным условиям, созданным в детском саду:

  • к предметной среде;
  • пространственной среде;
  • материальному обеспечению;
  • системе общения (особенно в области «Ребенок с другим ребенком»)

Каковы основные принципы ФГОС ДО?

  1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  3. Уважение личности ребенка;
  4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Что учитывается в Стандарте?

  1. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации в пяти образовательных областях:
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

       Таким образом, можно отметить, что ведущие направления ФГОС ДО реализуются в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозные механизмы развития ребенка.