РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования ориентирует педагога на:
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
- уважение личности ребенка
- реализацию Программы в игровой, познавательной и исследовательской деятельности.
Использование игровых коммуникативных технологий, направленных на раскрепощение детей, формирование ценностного отношения к социуму в образовательной деятельности дошкольников, позволяет развивать коммуникативные и творческие способности, опыт совместной деятельности и личностные социально-значимых качества ребенка.
Тема нашего мастер-класса «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Данная тема направлена на повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах социально-коммуникативного развития старших дошкольников и способствует:
- расширению социально-психологической и коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования;
- повышению уровня их этического взаимодействия с дошкольниками;
- приобретению опыта самостоятельно проектировать траекторию развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Коммуникативные способности- умение устанавливать правильные взаимоотношения и предусматривать их в соответствии с развитием детей и их требованиями (Н.В. Кузьмина).
Коммуникативные способности - умения и навыки общения и взаимодействия с людьми которые определяют предметно-деятельностные и предметно-познавательные способности субъектов (Р.С. Немов).
Коммуникативные способности - умения и навыки устанавливать взаимоотношения, строить эффективное общение педагога с воспитанниками, коллегами, родителями, которые приводят к успешности во всех видах деятельности (О.А. Ивановой, Н.Н. Суртаевой).
Процесс развития личности ребенка(И.Д. Демакова) включает пять параметров:
- природный мир;
- коммуникативный мир;
- культурную среду, включая систему образования;
- информационную среду;
- пространство чувств ребенка.
Интеграция ребенка в мир конкретных взаимоотношений и освоение социокультурного опыта обеспечивает становление и развитие ребенка как личности, он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Как отмечала М.И. Лисина, развитие и становление личности невозможно вне отношений с другими: «Мы познаем себя через других людей, а в других глядимся как в зеркало…». Взросление подрастающего поколения происходит в результате коммуникативного взаимодействия с социальной средой, которая влияет на этот процесс посредством разных социальных факторов. Степень освоения социальной среды зависит от коммуникативных способностей ребенка, позволяющих удовлетворять потребности в контактах с социальным миром, как степень познания, освоения и присвоения возможностей социальной среды.
Коммуникативные способности развиваются в различных формах общения в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстник» на протяжении первых семи лет жизни ребенка.
Формы общения ребенка в системе «ребенок-взрослый»:
- ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) (2-6 мес.) возникает примерно к 2-м месяцам жизни;
- ситуативно-деловая (6 мес. до трех лет) к концу первого полугодия, когда непосредственность чисто эмоциональных контактов постепенно отходит на второй план;
- внеситуативно-познавательная форма общения возникает к 3-5 годам – совместная познавательная деятельность, когда малыш ставит перед собой все более сложные вопросы о происхождении и устройстве мира, о взаимосвязи явлений в природе и т.д.
- внеситуативно-личностная форма общения (5-7 лет) – связана с овладением ребенком системой отношений людей, нивысшая форма общения характеризуется стремлением к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми.
Смена форм общения связана с изменением содержания коммуникативной потребности у детей в их контактах со взрослыми: от потребности во внимании и доброжелательности взрослого в первом полугодии жизни ребенка к потребности в деловом сотрудничестве с ним у детей раннего возраста, к потребности в уважении взрослого у детей среднего школьного возраста и потребности во взаимопонимании и сопереживании у детей старшего дошкольного возраста. Появление новых содержаний коммуникативной потребности не отменяет предшествующих, оно к ним добавляется, образуя вместе с предшествующим содержанием более сложное соединение. Новое содержание коммуникативной потребности в течение какого-то времени как бы доминирует (как, например, потребность в уважении взрослого в среднем дошкольном возрасте), определяя в это время ряд психологических особенностей ребенка (например, обидчивость).
Взрослый в своем общении с детьми разного возраста должен учитывать особенности их коммуникативной потребности и организовывать свои контакты так, чтобы, во-первых, удовлетворять эту потребность и тем способствовать психическому развитию ребенка, во-вторых, обеспечивать движение ребенка к последующим, более высоким формам общения, задавая ему их образцы.
Формы общения ребенка со сверстниками
Общение со сверстниками возникает у детей на третьем году жизни и проявляется в следующих формах общения:
- эмоционально-практическое общение (2-4 года жизни) – стремление к соучастию в общих забавах (манипуляции, переодевание, подползание, убегание), в соучастии;
- ситуативно-деловая форма общения (4-5 лет), сверстник становится более привлекательным партнером (деловое сотрудничество), это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников – сюжетно-ролевой игры(согласованность в действиях, стремление достичь цели);
- внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6-7 лет) – игры с правилами, возникает жажда сотрудничества.
Что будет включаться в образовательную деятельность в ДОО?
Во ФГОСах отражено то, что взаимодействие взрослого и ребенка – это все образовательная деятельность.
Стандарты носят инновационный характер. В систему условий развития ребенка входит его социальная ситуация развития. (Л.С. Выготский обозначил ее так: «В особой позиции ребенка к миру»)
Система условий развития включает в себя:
- Создание системы общения.
- Обязательные виды детской деятельности: игра, рисование, конструирование.
- Поощрение инициативы и самостоятельности ребенка.
(Ольга Александровна Карабанова, д.пс.наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ)
Какие требования внесены во ФГОС?
Требования к результатам и ориентирам развития ребенка сводятся к самоценности и индивидуализации развития.
Требования к социальным условиям, созданным в детском саду:
- к предметной среде;
- пространственной среде;
- материальному обеспечению;
- системе общения (особенно в области «Ребенок с другим ребенком»)
Каковы основные принципы ФГОС ДО?
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- Уважение личности ребенка;
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Что учитывается в Стандарте?
- Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
- Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации в пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Таким образом, можно отметить, что ведущие направления ФГОС ДО реализуются в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозные механизмы развития ребенка.