СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Система организации исследовательской деятельности в начальной школе, как способ развития исследовательских умений у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация опыта проектно - исследовательской деятельности учащихся начальной школы, как одной из личностно - ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Система организации исследовательской деятельности в начальной школе, как способ развития исследовательских умений у младших школьников»

Мастер-класс

«Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений у младших школьников»

Учитель начальных классов

МБОУСОШ №8 с. Левокумка

Самарина Екатерина Яковлевна


Цель мастер-класса:

Презентация опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций/


Задачи мастер-класса:


  • Представление разных форм реализации проектно-исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности и представить алгоритм работы над проектом.



  • Моделирование участниками мастер-класса проектов внеурочной и урочной проектно-исследовательской деятельности для учащихся начальных классов, готовых к практическому применению.








«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой    поисковой исследовательской работе».


А. Н. Колмогоров

Современная  начальная школа решает ряд важных образовательных задач. Одна из них заключается в том, чтобы научить школьников способам и приёмам самостоятельного овладения знаниями в урочной и внеурочной деятельности. В  школе необходимо создать условия, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными интересами. Исследовательская деятельность школьников позволяет педагогу раскрывать и развивать  способности детей, обогащать их внутренний мир, создает возможности для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе. Исследование – это процесс поиска неизвестного, один из видов познавательной деятельности.

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ребенку нужно привить новые умения: универсальные учебные действия и формирование у детей мотивации к обучению, помощи в самоорганизации и саморазвитии. 
Отсюда меняется роль учителя. От носителя информации он становится активным помощником в деятельности учащегося. 




К исследовательским относятся  следующие умения:

  • видеть проблемы;

  • задавать вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определения понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать выводы и умозаключения;

  • структурировать материал;

  • доказывать и защищать свои идеи.

На первом занятии школьники знакомятся с историей научных открытий, узнают о великих ученых-исследователях. На последующих занятиях дети учатся определять проблемы, выдвигать гипотезы, работать с текстовой информацией, анализировать проблемные ситуации, составлять план исследования, проводят наблюдения и опыты.

 Исследовательская деятельность предполагает проведение учащимися собственных исследований под руководством учителя. При   организации ученических исследований за основу принимают модель, которая разработана   в  сфере  науки   за последние  несколько  столетий.

Этапы исследования выполняются в определенной последовательности:

  • мотивация исследовательской деятельности (возникновение у учеников вопроса или проблемы, интерес к явлению);

  • определение примерной темы работы;

  • выбор объекта исследования;

  • постановка цели  и задач исследования;

  • формулировка рабочей гипотезы (гипотез);

  • выбор методов проведения исследования;

  • поиск и изучение литературы по выбранной теме;

  • планирование и выполнение собственных исследований;

  • анализ полученных результатов, формулирование выводов;

  • подготовка отчета о проделанной работе;

  • публичная защита работы.

Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.

Проектная деятельность:

  • Обеспечивает успешную альтернативу учебной деятельности;

  • Формирует информационную компетентность;

  • Формирует организационные умения;

  • Учит применять знания в разных областях;

  • Формирует учебное сотрудничество: учитель, ученик, родитель;

  • Учит решать творческие задачи.

Представление технологии

  • Проблема

  • Проектирование (планирование)

  • Поиск информации

  • Продукт 

  • (Создание Проектного Продукта)

  • Презентация проектного продукта




Понятийный аппарат исследования:

Проблема – краеугольный камень любого исследования. Это вопрос, который требует изучения, разрешения. С определения проблемы  собственно  и начинается исследование.

Тема – это область исследования. Название темы отражает содержание  работы и должно быть лаконичным.

Объект исследования – что именно в этом мире  мы исследуем (например: человек, космические тела, продукты питания, вода и т.д.).

Цель - это  формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования. При формулировке цели традиционно употребляют клише: определить…, установить…, выяснить…, уточнить…, разработать. Необходимо отметить, что в исследовании может быть только одна цель.

Задачи это конкретные действия, которые нужно совершить, чтобы достичь цели (что нужно сделать, чтобы решить проблему исследования). Формулируя задачи, мы фактически составляем программу исследования.

Гипотеза – предположение, которое требует проверки. Гипотеза записывается при помощи следующих речевых оборотов: можно предположить …;  если …, то …;  предполагается, что …; так…, как… . Гипотеза должна быть проверяемой, логически непротиворечивой, соответствовать фактам действительности. В ходе исследования она либо подтверждается, либо опровергается.

Метод способ достижения цели, с помощью чего мы будем исследовать (например: анализ, опрос, наблюдение, эксперимент, анкетирование, сравнение, количественная обработка данных и т.д.).

 Учеников начальной школы интересуют  различные предметные области, поэтому темы, которые дети выбирают для своих исследований, столь разнообразны: «Железная дорога – полезное изобретение», «Кто живет на Луне?», «1+1=…1»  (работа о гибридах), «Фитонцидные свойства комнатных растений», «Есть ли рыцари в наши дни», «Вода-невидимка», «Не верь глазам своим» (работа об оптических явлениях), «Кошки и их влияние на жизнь людей», «Страна по имени Текстиль», «Откуда в хлебе дырочки», «Уникальный зарождающийся океан» и т.д.

При выборе темы исследования нужно придерживаться следующих правил:

  • Выбирать тему необходимо с учетом интересов, знаний, личного опыта ребенка. Тема должна увлечь маленького исследователя.

  • Тема должна быть конкретна. Объемная тема может оказаться нераскрытой в рамках учебного исследования.

  • Тема должна быть выполнима в имеющихся условиях и принести реальную пользу: реализация исследовательской потребности, развитие исследовательских умений, получение новых знаний.

  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. У младшего школьника ограничена способность долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, поэтому следует стремиться к тому, чтобы исследовательская работа не требовала длительного времени.

Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволяет педагогу решать целый ряд образовательных проблем, связанных с индивидуальным подходом, созданием положительной учебной мотивации, развитием познавательных интересов учащихся, их способностей. Меняется и позиция учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора и координатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Исследовательская деятельность – это один  из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству.   Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность.

В ходе мастер – класса я остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках. Я попрошу вас стать сегодня учениками 2 класса. Предлагаю вам просмотреть небольшой видео- ролик и ответить на вопросы: на каком уроке может быть представлен данный видео - ролик, попробовать определить тему урока и что вы увидели конкретно в видео – ролике.

Далее мы попробуем определить тему исследовательского проекта, выдвинуть гипотезу, определить цель, наметить задачи, методы работы над проектом и попробуем представить данный проект.


Этапы мастер – класса:


1) Просмотр видео – ролика.

Данный материал может быть представлен на уроке окружающий мир. Тема урока «Свойства воды» или «Водоёмы».

На видео – ролике представлено уникальное озеро Байкал.

2) Давайте определим тему исследования:

«Чудо света – озеро Байкал»

3) Гипотеза: «Говорят, озеро Байкал уникально».

4) Проблема: в чем его уникальность?


5)Цель проекта: выяснить, действительно ли Байкал можно считать одним из уникальных и красивейших озер.

6) Задачи исследования:

  • проанализировать информацию про озеро Байкал

  • обобщить полученные знания

  • раскрыть уникальность озера Байкал и причины уникальности

7) Методы:

  • наблюдение

  • сравнение

  • анализ

  • исследование

8)Вопросы:

  • Правда ли, что Байкал уникальное и красивейшее озеро?

  • Является ли Байкал самым древним и самым глубоким озером?

  • Верно ли утверждение, что в Байкале чистая и прозрачная вода?

9) Работа по группам:

1 группа: исследует общие сведения о географическом расположении озера Байкал, его характеристики и историю происхождения.

2 группа: исследует разнообразие животного мира и готовит сведения о живом символе Байкала – нерпе (байкальском тюлени).

3 группа: исследует растительный мир.

4 группа: исследует экологические проблемы озера Байкал

5 группа: делает выводы.

10) Представление продукта исследования в виде презентации участниками мастер – класса, защита проекта.



 Свой мастер – класс я хочу закончить притчей:

"В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Нам хочется, чтобы учителя активно включались в поиск, больше занимались исследовательской деятельностью, охотно делились наработками. Ведь только так, с новыми идеями, инициативой, действиями мы можем достичь нового уровня при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.