СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс " Создаём лексический портрет слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целю данной работы было показать, как рпаботают проектные технологии в обучении, а также создать лексический портрет о слове

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс " Создаём лексический портрет слова"»

Использование проектных технологий в процессе обучения

студентов СПО


Конспект мастер-класса

« Создаём проект « Всё об одном слове»


( Преподаватель русского языка и литературы – Исаева Е.И.)


Группа 12П-16К


1). Вступительное слово о значении проектной деятельности:


Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса.

Сам термин «методпроектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века.

Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик

В.Х. Килпатрик.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного

обучения возникли в России практически параллельно с разработками

американских педагогов. Использовались в вузовском обучении в 20-х годах

ХХ века, хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Росинскому, А.С.

Макаренко и многим другим. Более полно идеи Дж. Дьюи были реализованы

в педагогической практике А.С. Макаренко. Наркомпрос утвердил

программы для школы и для школ ФЭС, которые работали на основе

комплексов-проектов. В числе проектов были, например, такие как:

«Поможем фабрике или заводу выполнить промфинплан» или «Научимся

разводить кур»

Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была

организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно

использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при

советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но

недостаточно продуманно и последовательно.

Описание метода и причину запрещения можно найти в романе

В.Катаева «Два капитана»:

«Старенькая преподавательница Серафима Петровна приходила в

школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно

объяснить, чему она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были

сразу три урока: география, естествознание и русский… Кажется, это

называлось тогда комплексным методом. В общем, все выходило

«мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь

перепутала в этом методе… …по мнению Наробраза, наш детский дом был

чем-то вроде питомника юных дарований. Наробраз полагал, что мы

отличаемся дарованиями в области музыки, живописи и литературы.

Поэтому после уроков мы могли делать что угодно. Считалось, что мы

свободно развиваем свои дарования. И мы их действительно развивали. Кто

убегал на Москву-реку помогать пожарникам ловить в прорубях рыбу, кто

толкался на Сухаревке, присматривая, что плохо лежит… …Но так как на

уроки можно было не ходить, то весь школьный день состоял из одной

большой перемены… …Из четвертой школы-коммуны вышли впоследствии

известные и уважаемые люди. Я сам обязан ей очень многим. Но тогда, в

двадцатом году, что это была за каша!»


После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦКВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе –запрещено.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в США,

Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и

весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии,

Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со

временем произошли изменения. И только в 80-е годы в педагогическую

практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с

технологией компьютерной телекоммуникации.

На волне демократизации всех сфер общественной жизни со 2-й половины

80-х годов положение в нашем образовании стало изменяться. В учебных

заведениях стали ломаться авторитарно-командные педагогические нравы,

начала оформляться педагогика сотрудничества, идеи приоритетности

субъектности и личности ребенка в процессе организации его воспитания и

обучения, нацеленность всех ступеней образования на интеллектуальное,

нравственное и физическое развитие учащихся.


2). Работа по теме:

- Все мы знаем, что изучает такая наука, как лексика. Что?


- Правильно, слова. Значит, речь пойдёт о словах. А начать нашу работу хотелось бы словами великого древнегреческого поэта Горацио: « Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова , прожив свой век, уступают место вновь народившимся.


- Скажите, какие слова мы с вами слышим последнее время с экранов телевидения, из СМИ? ( Кризис, криминал, вооружённое ограбление и многое другое)


-Да, в последнее время мы часто слышим не очень весёлые, грустноватые слова, но ведь есть и такие слова, которые никогда не устаревают. Они вечно молоды, всегда красивы.


-Какие это слова?

- Мы хорошо знаем смысл этих слов, знаем, что они нам дарят, но мы мало знаем о них, как о звуковых единицах. Это просто слова, но каждое из них таит в себе очень многое. Это мы с вами и попробуем доказать.


- Я предлагаю вас сейчас создать проект « Всё об одном слове». Наш проект – это мини-проект ( по продолжительности), по комплексности – это монопроект ( в рамках одной учебной дисциплины), он групповой


- Напоминаю следующее:


  1. Первый этап любого проектирования – организационный. На этом этапе мы выбираем тему, ставим задачи, организовываем рабочую группу, распределяем роли в группе.

  2. Второй этап – поисково-исследовательский (сюда входит сбор материала по направлению, обсуждению результатов поиска)

  3. На третьем этапе – заключительном мы:

-оформляем проект

-готовим выступление

-защищаем проект (защита – своего рода отчёт о проделанной работе)

  1. Этап рефлексии (мы обдумываем, как было проведено исследование, отвечаем на вопросы: чему я научился, чего достиг, что я сделал?)

- Приступаем к первому этапу.


-Выбираем слово …

Так как проект краткосрочный, распределяем роли.

-У нас должен быть:

Организатор, он же спикер. Человек , который выступает с готовым решением (защитой проекта),

архивариус-лексиколог (работает со словом),

искусствовед-лирик (работа над названием фильмов, песен, поговорок),

художник – оформитель.

- Организатора я назначила сама, он распределит роли.

-Определяемся с целями нашей работы.

Наша цель- создать лексический портрет слова


-Следующий этап – поисковый. У нас на столах словари, планы работы над словом. Начинаем работу. У вас 15-20 мин.

- Если всё готово, пусть выступит спикер и защитит свой проект. Приветствуется креативность, оригинальность и нестандартный подход к защите проекта.


3). Защита проекта (выступление от каждой группы)


4). Заключительное слово

План работы над словом


  • Значение слова по словарю

  • Родственные слова (однокоренные)

  • Слово и его «друзья-синонимы»

  • Слово и его « враги-антонимы»

  • Перевод слова на любой иностранный язык

  • Слова-ассоциации

  • Слово в иллюстрациях (нарисовать слово)

  • Слово в речевом творчестве (вспомнить названия стихов, песен, пословиц и поговорок, где встречается это слово)