Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 72 комбинированного вида"
«В мире волшебных звуков»
мастер-класс музыкального занятия
в старшей группе
Подготовила:
музыкальный руководитель
Чугунова Галина Евгеньевна
Саранск
Цель. Вызвать интерес и любовь к музыке, потребность в ее слушании и исполнении. Заложить эмоционально-чувственную основу музыкального воспитания дошкольника.
Задачи.
Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов.
Закреплять умения ориентироваться в пространстве, согласовывать движения в тройках. Выполнять танцевальные движения.
Продолжать развивать мелкую моторику, звуковысотный слух.
Развивать интонационный слух, продолжать учить передавать характер песен, петь эмоционально, выразительно.
Формировать певческие навыки, четкую артикуляцию, правильное дыхание.
Поддержать интерес детей к слушанию музыки, желанию высказываться о ней.
Развивать речь детей, их воображение, музыкальную память.
Развивать тембровый слух, метроритмический.
Формировать коммуникативные навыки.
- Развивать умения играть на музыкальных инструментах.
Воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность;
Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.
Материалы и оборудование: музыкальные инструменты (бубен, барабан, ложки, ксилофон, колокольчик, бубенцы, металлофон;); атрибуты к костюму Феи Музыки; иллюстрации к произведениям по «слушанию», платочки, фортепиано, музыкальный центр.
Ход занятия.
Дети входят в музыкальный зал под музыку и встают в круг.
Приветствие.
Музыкальный руководитель:
Заглянуло солнышко
Прямо к нам в окошко,
И упало солнышко
Нам с тобой в ладошку.
Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
А сейчас предлагаю вам поздороваться этой песенкой с нашими гостями.
Дети пропевают последние слова приветствия: - Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
Музыкальный руководитель: Как сразу стало светло в зале от ваших улыбок
Музыкально-ритмические движения.
Музыкальный руководитель: Сегодня всю ночь шел дождь, посмотрите, сколько кругом луж.
Прочитать стихотворение:
Мы шагаем в детский сад.
Мы шагаем, я и брат,
Рано утром в детский сад.
Если лужа на пути-
Лужу надо обойти.
Только что-то наши ноги
Не хотят идти в обход,
Если лужи на дороге,
Ноги нас несут вперед.
Почему же наши ноги
Не хотят с пути свернуть?
Потому что путь по лужам-
Это самый верный путь! А.Стариков
«После дождя». Венгерская н.м. ( Д.2 26)
1-я часть. Дети на носочках аккуратно ходят вокруг воображаемых луж, боясь замочиться и испачкаться.
2-я часть. Остановившись, выполняют сильные ритмичные прыжки на одном месте (в середине лужи) на сильную долю каждого такта.
Развивать у детей воображение, наблюдательность, умение передавать музыкально-двигательный образ, изменять характер движения с изменением характера музыки.
Муз.рук-ль. Мы все промокли. Что надо сделать, Чтобы стать сухими?
(Дети:«Посушиться!»)
Игра «Вентиляторы»
Все дети- «мокрые тряпочки», которые висят на веревочке. Они стоят, нагнувшись вперед, руки свободно висят, головы опущены.
2-3 ребенка – «вентиляторы». Они выполняют движения руками («моталочка»), одновременно издавая гудящий звук.
«Вентиляторы» ходят между «тряпочками». Как только подходят ближе к какой-то «тряпочке», она начинает раскачиваться сильнее. Когда «вентилятор» отходит, она колышется меньше.
Музыкальный руководитель: Все высохли! Теперь можно и потанцевать.
«Зеркало». «Ой, хмель, мой хмель». Р.Н.М. (Д.2 27)
Дети стоят по кругу.
Солист показывает движения, дети повторяют.
Солист выбирает того ребенка, который, по его мнению, выполнял упражнения лучше всех. (Выбрасывание ноги вперед в прыжке, "пружинка" с выставлением ноги на пятку, галоп, кружение, поскоки и др.)
Дружные тройки. Полька» муз. И.Штрауса. (Д.2 17)
Закреплять умения согласовывать движения в тройках. Бегать легко. Солистам придумывать интересные движения.
Дыхательная гимнастика.
Носом все вздохнули, к солнцу потянулись.
Выдохнули ветерком и построились рядком.
Дети идут друг за другом и рассаживаются на стульчики.
Пальчиковая гимнастика.
Выполнить несколько упражнений. Педагог показывает знакомые упражнения без словесного сопровождения. Дети узнают их и выполняют.
«Дружат в нашей группе».
«Идет коза рогатая».
«Побежали вдоль реки».
«Птички прилетели».
Музыкальный руководитель: Какой может быть птица?
- Если она большая, то какой у нее должен быть голос? (дети: низкий голос). А если маленькая? (дети: высокий голос).
Продолжать развивать мелкую моторику, музыкальную память, звуковысотный слух.
Музыкальный руководитель: А сейчас я хочу рассказать вам о волшебном сне, который недавно мне приснился…
Иду я с работы и так сильно устала, что решила сесть на скамеечку отдохнуть, да и заснула. И снится мне, что подходит ко мне добрая Фея… (воспитатель в шляпке, шарфе, с «волшебной» палочкой).
Музыкальный руководитель (просыпаясь): Ой, а Вы кто?
Фея (воспитатель): Я - добрая Фея Музыки. Своими волшебными музыкальными звуками я делаю нашу Землю сказочно- красивой, наполняю её светом и теплотой…
Музыкальный руководитель: Добрая Фея, а не могли бы Вы мне помочь и сделать так, чтобы мои дети хорошо пели?
Фея: Но ваши ребята и так умеют неплохо петь. Но чтобы их голосочки звенели ещё звонче и веселее, им поможет в этом вот этот музыкальный инструмент, а мелодия, сыгранная на нём, будет ключиком к тем песням, которые они будут петь (отдаёт металлофон музыкальному руководителю; музыкальный руководитель «просыпается»).
Музыкальный руководитель: Вот такой сон мне приснился. А вот и «волшебный» музыкальный инструмент - металлофон, который должен помочь вашим голосочкам петь так, как будто звенят хрустальные бубенчики. Но прежде, я должна вам напомнить, что наш язычок должен быть остреньким, как карандашик, чтобы мы могли чётко пропевать слова, а также ваш ротик должен быть круглым, чтобы петь культурным красивым звуком
Музыкальный руководитель: А теперь можно распеть наши голосочки: какой песенкой - отгадайте.( играет на металлофоне песенку «Лесенка» Е. Тиличеевой. Дети отгадывают).
Распевание.
«Лесенка» Е. Тиличеевой
Дети ладошкой показывают направление движения мелодии (вверх, вниз)
Пение.
Дети по фрагменту песни узнают ее и исполняют в соответствии с характером.
«Песенка друзей» В.Герчик,
«Про козлика» Г.Струве,
«Веселые путешественники» М.Старокодомского.
Развивать интонационный слух, музыкальную память, продолжать учить передавать характер песен, петь эмоционально, выразительно. Формировать певческие навыки, четкую артикуляцию, правильное дыхание.)
Слушание.
Музыкальная угадай-ка.
Предложить детям выбрать из представленных картинок ту, которая (по их мнению) подходит к пьесе.
А. Гедике. «На слонах в Индии».
Д. Жученко. «Две гусеницы разговаривают».
Д.Б. Кабалевский. «Клоуны».
П.И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков».
«Болезнь куклы». «Новая кукла», «Вальс», «Игра в лошадки».
Кто хочет потанцевать, (помаршеровать, поскакать)?
Различать жанры музыкальных произведений. Дать возможность желающим детям выразить свои чувства и эмоции в движении.
«Баба-Яга» П.И. Чайковский
Прослушать «Бабу Ягу» в фо-но и оркестровом исполнении.
Музыкальный руководитель: Какое исполнение вам понравилось больше? Почему? (Какое настроение, чувства передано в музыке? В каком исполнении ярче?
Дети: «Мне понравилась оркестровая музыка больше, потому что она красивее, громче, звучит сильнее, страшнее, много инструментов»)
Поддержать интерес детей к слушанию музыки, желанию высказываться о ней. Развивать речь детей, их воображение.
Музыкальный руководитель: Какие вы услышали инструменты? (Дети называют).
Развивать тембровый слух.
Музыкальный руководитель: А у нас тоже есть музыкальные инструменты и сейчас мы озвучим с помощью них лесных жителей: медведя, зайца и мышонка.
Собрались они на лесной полянке и решили поиграть на музыкальных инструментах. Как вы думаете, на каком музыкальном инструменте будет играть мишка? (на бубне и барабане); зайчик? (на ложках и ксилофоне); мышонок? (на колокольчике).
Предлагаю вам взять инструменты и сыграть в оркестре.
Музыкально- дидактическая игра «Зверюшки-музыканты».
(музыкальный руководитель играет мелодию в разных регистрах сначала отдельно, а затем совмещая их: низкий-высокий, а дети отбивают ритм на тех инструментах, в каком регистре звучит данная мелодия).
Оркестр
Музыкальный руководитель: Бубен, ложки, бубенцы
Все мы просто – Молодцы!
Развеселый мой народ, становись в хоровод.
Весенний хоровод.
Музыкальный руководитель: А сейчас пришла пора поиграть нам, детвора!
Игра "Передача платочка"
Формировать коммуникативные навыки, развивать метро-ритмический слух
Музыкальный руководитель: Ребята! Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами снова побывали в мире волшебных звуков. Музыка помогала нам петь, танцевать, играть. От этого наши движения становились более красивыми, изящными, грациозными, а голосочки звонкими и чистыми, такими же прекрасными, как и волшебные музыкальные звуки вот этого музыкального инструмента - металлофона. И мне бы хотелось, чтобы вы всегда дружили с музыкой, потому что « если дружат музыка и дети, ничего прекрасней нет на свете!».
«Вальс» П.И. Чайковский
Музыкальный руководитель: Что звучит сейчас?
Дети: вальс.
Музыкальный руководитель: правильно! Молодцы! Под звуки вальса мы возвращаемся в группу. До свидания! До новых музыкальных встреч!
Дети прощаются и под музыку «Вальса» выходят из зала.
Использованные источники.
http://kladraz.ru/blogs/olga-yurevna-godovanaja/konspekt-muzykalnogo-zanjatija-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-my-druzhim-s-muzykoi.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2014/07/02/itogovoe-zanyatie-v-starshey-gruppe-muzyka-i
http://www.maam.ru/detskijsad/-my-lyubim-muzyku-konspekt-itogovogo-muzykalnogo-zanjatija-v-starshei-grupe.html