СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

• Мастерская знаний и творчества. Урок русского языка по теме «Многозначные и однозначные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастерская знаний и творчества. Урок русского языка по теме «Многозначные и однозначные слова» 

Просмотр содержимого документа
«• Мастерская знаний и творчества. Урок русского языка по теме «Многозначные и однозначные слова»»

Тема: «Однозначные и многозначные слова»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма проведения: мастерская знаний и творчества

Ожидаемые результаты:

После этого урока учащиеся смогут:

  • различать однозначные и многозначные слова через развитие исследовательских компетенций;

  • выбирать значения многозначности слова, соответствующие ситуации;

  • развивая ассоциативное мышление и творческое воображение, составлять связное высказывание;

  • осознать самих себя как движущую силу своего научения, своей способности к преодолению препятствий и к самокоррекции;

  • практически пользоваться толковыми словарями;

  • позитивно эмоционально-ценностно относиться к русскому языку;

  • уважительно относиться к иному мнению.

Оборудование:

  • проектор, интерактивная доска, презентация;

  • «Толковый словарь» С.И.Ожегова, В.И.Даля;

  • тетради, учебники;

  • звездочки для оценивания;

  • таблица ФСА «Слово»;

  • раздаточный материал.

Методы обучения:

  • учебный диалог;

  • демонстрация презентации;

  • выступление детей;

  • беседа;

  • моделирование;

  • исследование.


Ход мастерской

В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Но мы исследовать начнем

И сами до всего дойдем.

  1. Индуктор

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Уроки бывают разные. Есть веселые и грустные, скучные и фантастические, то есть такие, какими их создает учитель вместе с учениками. И сегодня мне хочется, чтобы у нас получился необычный урок. Начнем мы его с положительных эмоций. (дети смотрят мультфильм «Лунтик – Звездочка»).

- Вам понравился мультфильм? Какие эмоции вы испытали?

- ребята, а кого хотел найти Лунтик?

- А может быть кому-то из вас тоже нужен друг?

(друга Звездочку для жабы Клавы)

- Я предлагаю вам отправиться в удивительное приключение и попытаться найти свою Звездочку. И не просто найти, а зажечь ее в своем сердце. Путь этот будет нелегок, через тернии к звездам. Нам придется преодолеть некоторые трудности, потому что отправляемся мы в государство под названием «Слово» (слайд – государство). Мы будем проводить там лингвистические исследования. Я чувствую, что исследования уже начались, потому что в некоторых глазках я читаю вопрос: «Что такое лингвистическое исследование?»

Вы получите ответ на этот вопрос, если будете работать дружно, слажено, радостно. А девизом нашего урока я предлагаю взять следующее четверостишие (слайд-девиз).

- Давайте прочитаем его вместе.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

- Итак, сегодня вам предстоит провести лингвистические исследования, объектами которых будут слова. Подготовьте свои тетради для предстоящей работы. Чтобы знать, когда и где проходили исследования запишите число 17 декабря и место работы Классная работа.

- Ребята, лингвистическое исследование – означает исследование языков, на которых общаются люди всего мира. Мы будем исследовать язык, на котором общаемся мы – русский язык.

- Как вы думаете, как будет называться наука, которая изучает и исследует языки? (лингвистика).

- Запишите это слово и поставьте точку.

- Ребята, как можно назвать слова, которые мы сейчас записали? (родственные).

- Докажите, что они родственные (общая часть, общее значение).

- Выделите общую часть.

- Сейчас мы повторим и систематизируем ваши знания. Я предлагаю провести функционально-системный анализ понятия «СЛОВО».

- Какой раздел науки изучает слово? (лексикология). Это будет надсистема.

- Какие основные функции выполняет слово? (информация, общение, значение).

- Какие признаки слова? (антонимы, синонимы, многозначные, однозначные, прямое значение, переносное значение).

- Из чего состоит слово (из звуков, из частей: окончание, корень, суффикс, приставка). Это будет подсистема.

  1. Мотивация учебной деятельности

- Молодцы, ребята. Вы уже много чего знаете о слове. Слово – оно то же яблочко, посмотрите на него. С одного бока желтое, а с другого – румяное. Надо только уметь его поворачивать. Вдумайтесь, ребята, в смысл этого предложения: если слово рассматривать с разных сторон, оно разное. Главное – уметь его «поворачивать», то есть уметь владеть словом. Ведь оно может иметь не одно, а несколько значений, как яблочко бочков.


  1. Сообщение темы и целей урока

- Тема нашего урока «Однозначные и многозначные слова». (слайд). Сегодня мы:

    • научимся определять однозначные и многозначные слова;

    • выбирать значение многозначности слова, соответствующее ситуации;

    • усовершенствуем навыки работы со словарем;

    • творчески поработаем над заданиями.

- Ну что, продолжим идти через «тернии», где, я надеюсь, в конце пути – каждый найдет свою звездочку. Поэтому, наши знания назовем «Моя звезда», а работать будем в мастерской знаний и творчества.

  1. Новая информация и ее обработка. Социализация.

    • Прием «Кластер»

- Закройте глаза и на мгновение представьте ту звездочку, которую хотите зажечь в своем сердце.

- Запишите слова – ассоциации, которые связаны в вашем сознании с этим словом.

- Если нужна помощь, не можете подобрать нужных слов – воспользуйтесь подсказкой (слайд). (ночь, благодать, красивая, тайна, вселенная, бездна, космос, необъятное, загадочное, зовет).

- Я скажу свои ассоциации, а вы поделитесь своим воображением. (дети зачитывают свои слова).

  • Упражнение «Коллаж»

- У вас на партах есть ассоциативные рисунки к слову звезда. Посмотрите внимательно и выберите свою звезду. ( Карточки с изображением морской звезды, звёзд на небе, звёзд на погонах, звезды на головном уборе Верки Сердючки).

- Давайте создадим на доске коллаж.

- Объясните свой выбор. (дети выходят к доске, вывешивают свой рисунок и комментируют свой выбор)

- Ребята, символом каких ценностей является для вас ваша звезда? Поделитесь своими мыслями.

- Запишите свои предложения в тетрадь. Кому необходима помощь, воспользуйтесь подсказкой (слайд).

  1. Промежуточная рефлексия

- Ребята, какие моменты в мастерской оказались для вас неожиданными или удивительными и почему?

- Где, на каком этапе было трудно?

- Какие чувства сменялись в вашей душе?

  1. Новая информация и ее обработка. Социализация.

- Ребята, мы все время говорим слово звезда, а мысли, картинки, настроение разные. Почему?

- Правильно. У слова звезда много значений. Значит это слово будет многозначным. (небесная звезда, морская, военная, эстрадная).

- Запишите в тетрадь словозначения со словом звезда так, чтобы было понятно значение этого слова.

- Проведем еще один эксперимент. Ребята, поднимите вверх ваши ручки.

- Почему же кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял вверх шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое?

- А какое еще лексическое значение есть у слова ручка? (слайд) (детская ручка, ручка ножа, ручка для письма, ручка кресла, дверная ручка, ручка портфеля)

- Ребята, есть ли между разными значениями слова ручка что-нибудь общее?

- Верно, чтобы пользоваться этими предметами их берут рукой или держаться за них руками.

- А что общего межу нашими звездами? (форма, сияют, красивые)

- А теперь, мои юные исследователи, давайте сделаем вывод о том, какие слова называются многозначными.

- Мы провели наблюдение за словами звезда и ручка. Чем удивили нас эти слова? Что у них общего?

- Итак, у этих слов несколько лексических значений. А как вы думаете, все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений?

- Если есть многозначные, значит, существуют и однозначные слова.

- Вы рассуждали и сделали вывод. Давайте проверим его правильность. Что нам в этом поможет? (учебник)

- Откройте учебник на стр.___ и найдите правило. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.

  1. Создание нового варианта творческого продукта и его предъявление.

      • Упражнение «Кеннинги»

- Внимание на экран. Перед вами слова. Надо выбрать из этих слов многозначные слова.

- Что остались за слова?

- Сложно ли было вам это определить?

- Для этого у нас есть толковые словари. У меня в руках толковые словари Сергея Ожегова и Владимира Даля. В них собрано толкование свыше трехсот тысяч слов.

- Как в словаре расположены слова?

Разные значения одного слова помещены в одну словарную статью толкового словаря. Цифрами выделяют отдельные значения. Чемпионами по многозначности можно назвать глаголы. У слова идти, например, словарь отмечает более 25 значений.

У вас на парте страничка из словаря. Найдите слова с одним значением.

- Слева у нас однозначные слова, а справа многозначные. Давайте проведем упражнение «Кеннинг»: составим словосочетания из двух имен существительных.

Зачитайте свои словосочетания.

  • Работа в группах

- Сейчас мы поработаем в группах.

- Вы уже многое узнали. Давайте подведем итог.

Итак, мы поработали с вами со словами, словосочетаниями, предложениями, пришло время вместе составить свободный текст. Теперь вы вправе назвать себя звездами и выразить свои чувства, эмоции на бумаге.

Объединитесь в группы. Поделитесь своими мыслями друг с другом и запишите свои мысли на лучиках таинственной звезды.

Презентуйте свои мечты и желания.

  • Домашнее задание

Звезды всегда привлекали внимание людей. Люди могут часами смотреть в небо, любоваться звездами, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, что оно исполнится. У нас сегодня с вами волшебный звездопад. Падают звезды и несут с собой тайну – тайну Нового года. А этой тайной вы поделитесь со своими одноклассниками на следующем уроке. Я предлагаю написать вам дома свободный текст на тему «Я – Новый год».

  1. Общая рефлексия.

Сегодня все звезды собрались в нашем классе. Вы – звезды, я – звезда. И эти звезды сияют также, как вы на сегодняшнем уроке. (оценивание детей звездами).

Пусть эти звезды горят в ваших сердцах и исполняют все ваши желания, как самая главная звезда в канун новогодних праздников.

С той поры через столетья

Нам она, как солнце светить.

Согревает верой души,

Чтобы мир стал краше, лучше.

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями от сегодняшней работы на уроке.