СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математический вечер

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит учителю увлекательно,интересно провести время вне уроков.

Просмотр содержимого документа
«Математический вечер»

Математический вечер

«Мир чисел и знаков» - для 5- 6 классов

Насценувыходитведущий :

Почему торжественность вокруг ?

Слышите ,как быстро смолка речь?

Явилась гостья - царица всех наук,

И не забыть нам радость этих встреч.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит ,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь ,

Для победы трудностей закалку

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю и смекалку

И за то , что в творческом труде

Выручаешь в трудную минуту ,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов .

Открывается занавес. Выходит 10 цифр.

Первые пять: Нас не много и не мало

Хватит столько ,сколько есть

Всё, что в мире существует

Мы сумеем перечесть.

Последние : Расскажут птицы великаны

О великом нашем плане

Как растем мы и умнеем

С каждым годом все взрослеем.



1- ые: Цифры расскажут

2-ые: Цифры покажут

1-ые : Шахты и горы угля

2-ые : Школы и жилые дома

1-ые : Автомашины и трактора

2-еы: Корабли и поезда

1-ые : Труды сахара и зерна

2-ые : Тонны мяса и молока

1-ые : Мебель , обувь и шелка

2-ые: И много всякого добра

Разговаривая на сцену выходят два ученика,

Вова : Я сегодня в одной книге прочитал ,что когда-то была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему : « Как человек без математики жил.»

Саша: Ну и кому удалось получить эту премию?

Вова: Никому. Не нашлось такого человека , который смог бы написать такую книгу.

Саша: Вова! Неужели в глубокой древности не было такой эпохи, когда люди не знали математики

Вова : Не знаю! В книгах пишут, что люди научились считать с незапамятны времен .

Саша: А как считали древние люди?

Вова : Первоначально считали до двух и только конкретные предметы. Предметов было больше , считали один камень, два камня, много камней. Отвлеченного счета без предметов ,как сейчас не было .

Саша: Человек мог считать до двух наверное потому , что у него две руки ,две ноги?

Вова: Может быть и так. От умения считать до двух человек перешёл к расчёту двойками , это на подобии того, как некоторые предметы считают десятками, дюжинами.

Саша: Счёт двойками называют двойной системой.

Вова: А наша система счисления десятками называется десятичной.

Саша: В книгах написано, что современные сложные вычитательные машины пользуются двоичной системой.

Вова: Это верно. А вот в некоторых древних государствах была пятеричная система, это по числу пальцев на одной руке.

Саша: Может отсюда и возникают некоторые особые вычисления на пальцах. Если забудем таблицу умножения можно посчитать на пальцах.

Выходят две девочки

1-ая Мы вам покажем, как при помощи пальцев можно умножать числа от 5до 10.

2ая Пусть нам нужно умножить 6х7. На одной руке возьмем столько пальцев на сколько 65 т.е 1, а на другой столько ,на сколько другой множитель 5 т.е 2.

1 п-ц на одной руке и 2 п-ца на другой ,составляют десятки, т.е 3 десятка. К этим трем десяткам + произведение чисел загнутых пальцев. На одной руке 4 загнутых пальца , а на другой 3 их произведение 12. К 3 дес.+12ед. =42 т.е наш счет подтвердил 6х7=42

1-ая Я еще покажу пример умножения 8х8.На одной руке 2 согн.п. на другой 1. Число несогнуых пальцев 7. Это десятки. Произведение пальцев 2. 7 дес. +2ед.= 72

Вова Писать научились не сразу .Первоначально некоторые народы на деревьях делали зарубки, а некоторые народы делали узлы. Как долго это продолжалось ,неизвестно.

Саша: В истории сказано ,что древние люди знаками чисел писали на папирусе. Причем обозначаемые цифры очень похожи на своеобразные иероглифы.

А вот запись современных чисел.

Стихотворение Марина С.Я «От одного до десяти» в лицах

1.Вот один, иль единица

Очень грозная ,как спица

2. А вот цифра два

Полюбуйся какова

Выгибает двойка шею

Волочится хвост за нею.

3. За двойкой посмотри –

Выступает цифра три

Тройка –третий из значков –

Состоит из двух крючков.

4. За тремя идёт четыре

Острый локоть оттопыря



5.А потом пошла плясать

по бумаге цифра пять

Руку вправо потянула

Ножку круто изогнула.

6.Цифра 6 - дверной замок

Сверху крюк ,внизу крючок.

7. Вот семёрка кочерга,

У неё одна нога.

8.У восьмёрки два кольца

Без начала, без конца.

9.Цифра девять иль девятка –

Цифровая акробатка:

Если на голову встанет

Цифрой 6 девятка встанет.

0.Цифра роде буква о

Это ноль иль ничего

Круглый ноль такой хорошенький

Он не знает ничегошеньки.

10.Если ж слева рядом с ним

Единицу поместим

Он по больше станет весить

Потому что это десять.

Ведущий

Сейчас познакомимся с галереей замечательных чисел

2.Число 2 является основанием любопытной системы исчисления. Эта система применяется в современных вычислительных машинах.

5.Число 5 ,мы им пользуемся при округлении чисел. Кроме того ,5 –самая желанная оценка для учеников.

9. Число 9 ,оно нам помогает в правильности арифметических действий.

12. Всем известно число 12. Его называют дюжиной. Оно соперничает с десятью. Мы имеет 12 месяцев в году, 2 дюжины часов в сутки. Час делится на 5 дюжин –минут , минута делится на дюжин секунд. Круг имеет 30 дюжин градусов.

13.Число 13 сосед 12.тЕго называют «чёртовой дюжиной». Оно ни чем не замечательно , разве тем, что его не любят суеверные люди. В некоторых странах не дают домам 13 номер , не дают ни трамваям ,ни автобусам. 13 числа не отправляют в путь корабли. Это мы знаем предрассудки.

365. Одну особенность числа 365 вы знаете ( обращается к публике). Кто скажет ,чем замечательно это число.( это число дней в году)

А ещё оно замечательно тем, что является суммой квадратов , трёх последних чисел 10,11,12 т.е 122+112+122=365.Это свойство числа изображено а картине «трудная задача»

1001Это число называется числом Шахерезады. Оно делится без остатка на три последних числа 7,11 ,13 и является и является произведением этих чисел. Если трёхзначное число умножить на 1001 ,то в произведении получается шестизначное число написано дважды множителем.

893*1001=893 893

Ведущий.

Существует ещё много замечательных чисел, но обо всех за раз не расскажешь.



Величина

Позавидовала единица десятке.

«Конечно, с такой кругленькой суммой как этот нуль я бы тоже кое- что значила!» Поэтому ,когда единице удалось наконец обзавестись нулём ,она не поставила его сзади себя, как Десятка ,а выставила наперёд –пусть мол все видят!

Получилось очень внушительно : 01. Потом какими - то путями единица добыла ещё один ноль. И тоже выставила его на перёд. Глядите, дескать , какие мы: 0,01.Единица стала входить во вкус. Она только и думала ,как бы скопить побольше нулей , и , после долгих и мучительных усилий ей удалось собрать их в большом количестве. Теперь единицу не узнать. Она стала важной, значительной –куда до неё какой-то Десятке! Теперь единица выглядит так? 0,000001

Вот какой стала Единица!

Простая дробь

У Числителя и Знаменателя вечные дрязги. Никак не поймешь кто из них прав. Числитель толкует одно, а знаменатель перетолковывает по-своему. Числитель говорит : «У меня положение выше, почему же я меньше знаменателя?» А Знаменатель своё ,- « я то число побольше ,с какой стати мне ниже числителя стоять?» Поди рассуди их, попробуй! И ведь , что вы думаете, - была такая попытка. Целое число, которому надоело это брюзжание , сказало им напрямик:

- Склочники несчастные , чего вы не поделите? В то время ,когда у нас столько нерешённых задач, столько прекрасных примеров!

- тебе ,Целому, хорошо, - проворчал Знаменатель ,и Числитель - в первый раз - согласился с ним.

-Замечательно!- Воскликнул Числитель- замечательно, что именно целое число делает нам замечание. - А кто вам мешает стоять целым числом? Сложитесь с какой-нибудь дробью.

-Ладно, обойдёмся без ваших задач и примеров,- сказал Числитель ,а знаменатель придвинувшись к целому числу , выразил эту мысль более категорично

-Проваливай ,пока цело!

Он был из низов ,поэтому не особо выбирал выражения. Целое число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам.

А Числитель и Знаменатель призадумались. Потом числитель нагнулся, постучал в чёрточку.

-Послушайте, - говорит – может нам и впрямь с другой дробью сложиться?

-Э, шалишь, брат,- возразил Знаменатель – хватит с меня и одного Числителя.

-Если уж на то пошло, - обиделся Числитель, - мне тоже одного знаменателя предостаточно.

Ещё подумали.

Потом Знаменатель стал на цыпочки, постучал в чёрточку:

-Слыш, ты !А если нам так стать целым числом, без другой дроби?

-Можно попробовать,- согласился Числитель. Стали они пробовать, Числитель умножается на два , и Знаменатель ,- не отставать же!- тоже на два. Числитель на три – Знаменатель на столько же. Умножались ,умножались, совсем изнемогли, толку никакого. Та же дробь, ни больше , ни меньше прежней.

-Стой !- Кричит Знаменатель,- хватит умножаться. Делиться давай. Так оно вернее будет.

Стали делиться. Знаменатель на два и Числитель. Знаменатель на три и Числитель на три. А дробь всё прежняя. Так ничего из этих действий и не получилось. Каждый остался при своём: Числитель в верху, Знаменатель – внизу. Знаменатель больше, Числитель меньше. И опять ссорятся, опять помириться не могут. Видно, разделяет их не только чёрточка.

Знаки

Стоит Пятёрка в задачниках ,что то тихонько подсчитывает. Вокруг много знакомых цифр, они то и дело окликают пятёрку, справляются о здоровье, желают всего наилучшего . И вдруг :

-Стой! отдай половину! Пятёрка растерялась

-Я стою,- забормотала она,- но почему вы так со мной разговариваете?

-А как с тобой разговаривать? Сказано, гони трояк и баста! Или не узнала меня?- я Минус!

Пятёрка попятилась и упала. Она много слыхала об отчаянном и жестоком Минусе, атамана разбойников, которые держали в страхе весь задачник.

- Ну, давай ,а то отниму!- сказал атаман свирепо шевеля усами. Но пятёрка от испуга не могла двинуться. Тогда Минус отнял у неё три единицы и пошёл себе, как ни в чём не бывало. ОН шёл и пел свою атаманскую песню:

Я считаю

Нечего считать

Я предпочитаю

Вы- чи- тать!

-Эй, да я вижу ,с прибытком!- вдруг окликнули его. – Ну-ка , что там у тебя, выкладывай!

Бравый атаман разбойников сразу узнал этот голос. Он съёжился и хотел было проскочить мимо, но его бесцеремонно взяли за шиворот.

-Ты никак спешишь?- ласково спросил толстый Плюс, для верности дав Минусу по загривку. Известный в задачнике Коммерсант и делец, Плюс сам ни у кого ничего не отнимал, он только складывал то, что отнимал минус.

-да нет, куда мне спешить, сказал, оправдываясь, Минус, - Просто не заметил вас, извините..

- ладно,- сказал Плюс, - давай ,сколько там у тебя?

Он взял три единицы отнятые Минусом у Пятёрки ,отпустил атамана на все четыре стороны и пошёл себе напевая:



Я за цифрами слежу

Все они у меня в услужении

Всё, что хочешь я сложу

Я ничем не дорожу

Потому что я служу сложению

Потом он остановился, чтобы прибавить новый заработок к прежней сумме, но ему помешали.

-Рад вас приветствовать!- сказал подходя к нему знак Деления. Кажется, у вас есть что разделить?

-Какое там есть!- несмело запротестовал плюс.

-Жалкие три единицы.

-Всякое деленье благо,- сказал знак Деления.

-Делитесь и умножайтесь ,как сказано в чистописании, то бишь в арифметике

-Но нас двое,– всё ещё сопротивлялся Плюс,- а три на два не делится.

-Не печальтесь,поделим, дайте ка сюда, эту троицу.

Он взял три единицы и оставил Плюс в полном недоумении, каким же образом тройка делится на два

Мать –и – матика,- тянул знак Деления, уходя,- мать –и –ма…

-у вас отличное настроение, сухо сказал знак умножения.

-О, я счастлив ва… начал было знак Деления, но знак Умножения его не слушал

-тут ко мне приходила двойка, продолжал он,- она была Пятёркой , но её ограбили.

- Позаботьтесь о ней, это по вашей части. И кроме того, у вас что –то есть ко мне?

-Да так., ничего особенного, замешкался знак Деления- пустяк, три единицы.- Давайте их сюда,- сказал знак умножения и затянул свою песенку:

Богатство нужно так нажить

Чтоб никого не потревожить

Умножить – значит умно жить

А умно жить – умножить!

И пряча полученные три единицы ,крикнул вдогонку знаку Деления:

- так не забудьте об этой Пятёрке! О той, которую ограбили.

Знаете ли вы

  • Первая книга по математике в России под названием «Книга считания удобного» появилась в 1682 году.

  • Первая книга по арифметике «Краткое полезное руководство в арифметике» появилась в 1699году.

  • В 1705 году по велению Петра I в Москве был напечатан первый русский учебник по арифметике под заглавием «Арифметика - есть наука числения». Автор учебника Л.Ф Мажицкий. Был учителем в Московской школе математических наук

  • Первая книга по геометрии «приёмы циркуля и линейки» появилась в 1709 году. Здесь впервые вводится в литературу русская математическая терминология.

  • Н.Е Муравьев автор первой русской алгебры (1752 )

  • 25 января 1724 года Пётр I утвердил план учреждения Академии наук в Петербурге (открыта 1725)

Всем кто любит математику, всем кто хочет знать математику был посвящён наш вечер математики. И какие открытия в 21 веке зависит от нас ,от того , как мы будет знать математику. На этом наш вечер закончен