СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для развития функциональной читательской грамотности на тему «Социальная стратификация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические материалы содержат текст научной статьи на тему "Социальная стратификация" и задания к этому тексту. Задания составлены таким образом, чтобы создать условия для развития читательской функциональной грамотности. Можно использовать на уроках по соответствующим темам, при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Материал для развития функциональной читательской грамотности на тему «Социальная стратификация»»

Материал для развития функциональной читательской грамотности на тему

«Социальная стратификация»

Фрагмент статьи: СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ: К ВОПРОСУ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ Р.А. Костин, Е.Д. Невесенко (Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка»)

Фундаментальные основы теории социальной стратификации были заложены классиками социологической науки К. Марксом и М. Вебером.

К.Маркс в качестве основного критерия социальной стратификации видел экономический фактор, а именно отношение индивида к собственности. На основании этого критерия общество у К. Маркса подразделялось на два класса - эксплуатируемых (пролетариат) и эксплуататоров (капиталистов).

Другой немецкий социолог М. Вебер (1864- 1920), являясь оппонентом К. Маркса в данном вопросе, разработал свою теорию стратификации, расширив круг критериев образования классовой системы общества. Ученый основывал формирование социальной стратификации на трех категориях -экономика (отношение к собственности), власть (партийная принадлежность) и престиж (социальный статус). Таким образом, по М. Веберу, социальная структура общества включает следующие сообщества: экономические классы, образованные на основании владения или невладения собственностью, политические партии, зависящие от доступа к власти, и страты, формируемые на основании различий в плане престижа.

Среди последователей идей К. Маркса можно отметить американского социолога Р. Линда (1892- 1979), известного своими исследованиями социальной жизни (источники доходов, домашнее хозяйство, воспитание детей, досуг, участие в общественной жизни и др.) в среднем городе и динамики развития этого города (на примере г. Манси, штат Индиана). Согласно его теории, население города делится на два класса: рабочий класс, представители которого производят различные операции с вещами, и класс предпринимателей (бизнесменов), представленный индивидами, занимающими руководящие должности.

Американские социологи предлагают выделять страты по следующим признакам:

1. «Качественные характеристики», которыми люди обладают от рождения: этническая принадлежность, половозрелые особенности, родственные связи, различные интеллектуальные и физические особенности личности;

2. Социально-дифференцирующие признаки, связанные с исполнением роли, к которым относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности;

3. Критерии «обладания»: собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и т.д.

Обобщенную модель социальной стратификации предложил российский социолог А.И. Кравченко. Согласно его теории, существует четыре критерия неравенства:

1) Неодинаковые доходы; 2) Уровень образования; 3) Доступ к власти; 4) Престиж профессии.

Позиции американского социолога Э. Райта во много опираются на учении К. Маркса и некоторые идеи М. Вебера. Э. Райт, рассматривая современное капиталистическое общество, отмечает существование трех видов контроля над экономическими ресурсами:

1. Контроль над инвестициями или финансовым капиталом;

2. Контроль над физическими средствами производства (землей, предприятиями, офисами);

3. Контроль над рабочей силой и властью.

На основании вышеперечисленных видов контроля, социолог определяет основные существующие классы:

1. Класс капиталистов, к которому относятся индивиды, обладающие хотя бы одним из этих трех составляющих производственной системы;

2. Рабочий класс, представители которого лишены возможности что-либо контролировать;

3. Группа с «противоречивым классовым положением» (термин Э. Райта), то есть не относящиеся ни к капиталистам, ни к рабочим, но имеющие черты, сходные с каждым из этих классов. С одной стороны, представители этой группы (работники умственного труда, «белые воротнички») способны влиять на некоторые аспекты производства, но лишены контроля над остальными. С другой стороны - они продают свою рабочую силу предпринимателям так же, как и простые рабочие, но, в отличие от последних, имеют возможность в большей степени контролировать условия своего труда

Вопросы и задания к тексту:

  1. Какие взгляды на критерии выделения различных больших социальных групп (страт) существуют у социологов? Запиши автора теории, затем критерии, которые он предлагает для классификации

  2. Какой критерий, из предложенных А.И. Кравченко, ты считаешь наиболее важным при выделении страт? Поясни свой ответ в нескольких развернутых предложениях.

  3. Какие критерии выделения страт предлагают американские социологи?

  4. Американские социологи, среди прочих критериев называют духовные ценности. Предполагается, что общество можно разделить на большие социальные группы. В высших слоях таких страт духовные ценности будут преобладать над материальными и обозначать вектор развития. Какие страты можно выделить в обществе по такому критерию как духовные ценности?