СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку географии в 7 классе "Материки. Африка. Природные зоны"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дидактический материал темы 5 включены задания, позволяющие после ознакомления с текстом учебника ответить на проблемные вопросы, ознакомиться с уникальными природными заповедниками и национальными парками. В словарике географических терминов и понятий даются толкования новых слов.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку географии в 7 классе "Материки. Африка. Природные зоны"»

7 класс Материки. Африка

МАТЕРИАЛ К УРОКУ


Тема 5

Природные зоны. Зона пустынь и полупустынь, жестколистных лесов и кустарников. Стихийные явления. Экологические проблемы

А кругом на широких равнинах, где трава укрывает жирафа,

Садовод Всемогущего Бога в серебрящейся мантии крыльев

Сотворил отражение рая:

Он раскинул тенистые рощи прихотливых мимоз и акаций,

Рассадил по холмам баобабы...

Николай Гумилев

Содержательный компонент урока

  • Размещение природных зон пустынь и полупустынь, жестколистных лесов и кустарников.

  • Взаимосвязь природных компонентов в составе природной зоны.

  • Основные виды стихийных явлений

  • Острые экологические проблемы современной Африки

  • Природоохранные территории Африки


Ключевые понятия

Пустыня, эрги, оазис, сирокко, хамсин, самум, заповедник, национальный парк, экологическая проблема, стихийные явления природы.


Словарик географических терминов и понятий

  • Пустыня – территории с крайне засушливым континентальным климатом в умеренных, субтропических и тропических широтах.

  • Полупустыня – природная зона, в которой сочетаются фрагменты степных (саванных) и пустынных ландшафтов.

  • Стихийные явления природы – физико-географические явления, которые ухудшают условия жизни людей, наносят ущерб хозяйству и приводят к большим материальным потерям.

  • Экологические проблемы – нарушение равновесия природных комплексов.

  • Заповедник – особо охраняемая территория, где запрещена какая-либо деятельность человека, кроме научной.

  • Национальный парк – природная охраняемая территория, где запрещена хозяйственная деятельность, но разрешен ограниченный туризм.

  • Серир - глинистая пустыня в Африке.

  • Самум (хамсин) – сухой горячий ветер в пустыне Северной Африке и Аравии. Дует до 50 дней в году, перенося много песка и пыли.

  • Эрги – песчаные пустыни в Африке.


Географическая номенклатура

Пустыни: Сахара, Намиб.

Полупустыня: Калахари


Опорная информация

  1. 1.Заповедники и национальные парки на материке занимают огромные площади, их общее количество составляет 392. В них находятся под защитой более 1100 видов млекопитающих, 100 тыс. видов насекомых, 2660 видов птиц, 3 тыс. видов рыб.

  2. В Кении расположен наибольший африканский национальный парк Цаво (площадь более 2 млн. га). Цаво был основан в 1948году. Главный объект охраны – черный носорог.

  3. На севере Танзании находится заповедник Серенгети, самый большой по численности животных. В пределах заповедника живет более 1,5 млн. крупных млекопитающихся: слоны, бегемоты, львы, буйволы.

  4. В Южной Африке создан Национальный парк Крюгера. Это первый национальный парк в Африке. Он был открыт в 1926 году. Здесь охраняется 17 видов антилоп.

  5. Национальный парк Нгоронгоро находится на потухшем вулкане в северо-западной части Танзании. Крутые склоны кратера стали средой обитания для самых разнообразных диких животных.














Работа с текстом учебника


Задание 1. Прочитайте отрывок параграфа «Расположение и климатические условия пустынь. Почвы» и ответьте на вопросы:

  1. Почему природные зоны пустынь и полупустынь в Африке занимают значительные площади?

  2. Сравните географическое положение и площади пустынь Сахары и Калахари. Почему в Калахари выпадает больше осадков, чем в Сахаре?

  3. Почему в Сахаре днем воздух нагревается до 50о, а ночью температура снижается до 0о?

  4. Почему в каменистых пустынях Африки ночью слышны звуки, напоминающие выстрелы?

  5. Почему в пустынях нет почвенного покрова?

  6. Почему туареги – жители пустыни Сахара, говорят: «В пустыне приятно встретить даже разбойников»?






Задание 2. Прочитайте отрывок параграфа «Растительность. Животный мир» и выполните следующие задания:

1.Назовите 3 условия, которые характеризуют приспособление растений к суровым условиям пустынь.

2.Продолжи предложения:

а) В Сахаре растут _______________________________________.

б) В пустыне Намиб усваивает воду из воздуха уникальное растение ____________________. Опиши его.

в) В полупустыне Калахари приспособились растения, накапливающие в себе воду: ________________, ________________________, ____________________________.

3. «Финиковая пальма – королева пустыни. Она держит голову в огне, а ноги в воде» - гласит арабская пословица. Что вам известно об этом дереве и почему его так называют арабы?


Задание 3. Закончите предложения:

1. В Африке часто встречаются такие стихийные бедствия, как ______________________,

___________________________, ___________________________________.

2. «Летающей чумой» местные жители Африки называют нашествие _________________.

3. Экологическая проблема, которая ведет к увеличению площадей пустыни, называется___________________________________________________________.

4. Уничтожение лесов Африки ведет к таким негативным последствиям, как ___________,

__________________________________, _________________________________.

5.С целью сохранения органического мира в Африке созданы охраняемые территории

__________________________________, ______________________________________.


Задание 4.Ответьте на вопросы:

  1. Какие причины приводят к расширению площади пустыни Сахара?

  2. Какие последствия имеет это явление?

  3. Почему несмотря на предпринимаемые мероприятия ряда стран, пустыня продолжает расти?

  4. Что вы знаете о проекте «Зеленый пояс?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Лаборатория картографа

Задание: на картосхеме Африки наведите границы зоны пустынь и жестколистных лесов и кустарников.




















Закрепляем изученный материал

Задание 1:Географическая игра – загадка. Расположите части слов в порядке увеличения чисел, и вы прочитаете загадку. Ответ впишите в пустые клетки.


9 те

1 Из

13 лива

6 это

5 дов

11 изго

7 го

16 каль

18 ин

10 ния

2 скор

15 музы

3 лупы

14 ют

19 стру

17 ные

20 менты

8 рас

12 тав

4 пло

б








Информация для любознательных

Одной из экологических проблем Африки является увеличение территории пустынь (ежегодно увеличивается на 1-2 км. За последние полстолетия площадь пустыни Сахара выросла на 1 млн. кв. км – это равно двум территория Франции). Для решения этой проблемы создаются специальные заграждения – высаживают деревья на границе с пустынями. Проект «Зеленый пояс» - с1973г. – это лесозащитная полоса от Марокко через Алжир до Туниса длиной 1500 км, шириной 20-30 км. Высаживают финиковую пальму, акацию, вечнозеленый австралийский эвкалипт.

Домашнее задание

  1. Подобрать материал о животных и растениях одной из природных зон Африки. Провести исследования приспособления этих представителей к условиям данной природной зоны.

  2. Подготовить сообщения (по выбору) на одну из тем:

«Финиковая пальма – королева пустыни»

«Баобаб – чудо природы»

«Вельвичия – осьминог пустыни»

  1. Составьте синквейн со словом заповедник.

  1. Нанести на контурную карту Африки природоохранные территории.

36