«Матрешка – кукольный символ России»
Куклы бывают сувенирные и игровые. А наша русская матрешка – и то, и другое. Дети с удовольствием играют куклой – сюрпризом, а взрослые любуются. Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьянки». Но мало кто знает, что своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Вот как это было.
Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукурокую – божество счастья и долголетия. А пять фигурок внутри – пятерых божеств рангом пониже.
Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.
Токарь московской мастерской «Детское воспитание» В. П. Звездочкин выточил для нее форму, а Малютин, по собственным рисункам расписал ее. «Настоящая Матрёнушка!»,- воскликнул кто-то, увидев куклу.
Так ее и назвали – Матренушка.
Было это в 1899 году, а в1900 году владелица мастерской М. А. Мамонтова отвезла матрешку на Всемирную выставку в Париж и была награждена бронзовой медалью за игрушки. С тех пор и начался массовый выпуск матрешек в России.
Первые матрешки были не такими пестрыми, как сегодня. Краски были неяркими, теплыми, лица тонко выписаны. Дело в том, что росписью матрешек занимались в основном иконописцы Троице – Сергиевой лавры.
Вслед за Сергиевым Посадом матрешек стали делать в разных местах России: в Семенове, Полхов – Майдане, Воронеже, Вятке и в нашем родном Липецке.
У всех матрешек свой секрет, своя «особинка».
Загорская матрешка - одета в сарафан и кофту с вышивкой.
Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу – и готовы губки бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, - остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, используя прием «тычка». Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком.
Семеновская матрешка – появилась на родине хохломской росписи.
Поэтому и узоры наносятся на естественную золотистую фигурку.
Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя. Иначе изделие, выполненное из сырого материала, может треснуть или расколоться.
Выточенное изделие – белье – по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. Белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов.
Полхов- Майданская матрешка – это самая яркая и праздничная из всех матрешек. Основные цвета в росписи – фиолетовый, алый, желтый, голубой.
А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа – грунтовка клейстером и наводка – выполняются так же, как и у семеновской. А вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы. На голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Да и форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.
Крутецкие матрешки - все разные. Одна длинненькая, другая кругленькая. У одной коса до пояса, у другой – модная стрижка. А платья – разных фасонов и расцветок, а цветы на них самые фантастические, словно в калейдоскопе.
Изменили крутецкие мастерицы не только внешность традиционной матрешки, но и саму технику росписи. Они стали наряду с анилиновыми красками использовать масляные.
Особую прелесть придают крутецким узорам белильные крапинки и оживки – мелкие мазки, сюжетные изображения птиц, животных; архитектурные мотивы стилистически однородно вписаны в общую орнаментальную композицию, украшающую куклу. Даже у одной мастерицы в Крутце не встретишь, бывало, повторения узора. Есть матрешки с детками на руках, с домашними животными, с корзинками. У одной на руках младенцы мирно спят, у другой – маленькие детки во все глаза на белый свет глядят. Матрешки с петушком, с уточкой или лебедем, с котами или собачками, а уж вариантов цветов просто не перечесть. Неуемной фантазией художниц отличались крутецкие матрешки, яркостью, броскостью.
Эксперименты крутецких мастеров доказывают, что традиционное народное искусство не уходит в прошлое, а обновляется и хорошеет.
Каких только матрёшек сегодня не встретишь – не только деревенских красавиц, но даже политических деятелей.
В Музее – усадьбе художника В. Д. Поленова хранится матрешка – шарж, сделанная по рисунку художника В. А. Серова. Она изображает самого хозяина и его талантливых друзей, одетых в турецкие костюмы. К столетию со дня рождения писателя Н. В. Гоголя была сделана матрешка, изображающая героев его произведений. А к столетию Отечественной войны 1812 года – Кутузова и Наполеона с их генералами.
Образ матрешки давно прижился в России. Она, как никакая другая женская фигурка до этого, воплотила любимую народную тему – материнство. А еще объединение, общность, близость. Все, что выражено в радостно- счастливой фразе ребенка: «Мы – дружная семья!»
Можно отделиться друг от друга, быть самостоятельными, но в нужный момент - раз! – и соединиться снова. Еще в этой фигурке покровительство и забота. Надежная матрешка – мама укрывает меньших и слабых.
Вот сколько смысла содержится в этой, казалось бы, такой простой игрушке.