Ментальная арифметика как способ повышения математической грамотности
В последнее время предмет математики становится неинтересным детям. В то время, как вычисления необходимы, они каждый день встречается в быту, в учёбе, в профессиональной деятельности, в самых трудных ситуациях в кратчайшее время нужно уметь находить хорошие, нестандартные решения. Кроме того быстрый счёт - настоящая гимнастика для ума.
Одной из техник устного счёта, является ментальная арифметика, которую мы используем в рамках внеурочной деятельности.
Она приобрела огромную популярность, благодаря возможности многостороннего развития детей: их интеллектуального совершенствования, выявления творческих задатков, общественного и психоэмоционального воспитания.
Но методика обучения навыкам ментальной арифметики полезна не только в области устного счета, она задействует оба полушария головного мозга, заставляя их работать синхронно.
Левое полушарие отвечает за обработку цифр и дат, за счет, речь и письмо. Правое – за фантазию, интуицию и творчество. Увеличение числа нейронных связей между полушариями позволяет креативно подходить к решению любых задач в самых разных областях деятельности. Именно поэтому ментальная арифметика является не просто тренировкой ума, но эффективным способом расширения интеллектуальных и творческих возможностей.
Однако, получение навыков арифметического счета не является целью методики, это лишь форма тренировки определенных способностей мозга, влияющих на развитие творческого и интеллектуального потенциала: концентрация внимания, объем памяти, образное мышление, воображение, наблюдательность, умение анализировать и обобщать.
Также в процессе занятий ментальной арифметикой развиваются эмоционально-волевые качества: самостоятельность, настойчивость в достижении результата, произвольная регуляция поведения, уверенность в себе. В процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, получая положительное подкрепление своих стараний, в итоге у него развивается мотивация и доверие педагогу и, соответственно, высокая самооценка и смелость познавать новое, не боясь ошибиться.
Итак, быстрый счет - это всего лишь СРЕДСТВО и СЛЕДСТВИЕ развития описанных выше функций мозга, а никак не ЦЕЛЬ.
Для реализации программы я использую следующие приемы, это: беседы, работа с абакусом, ментальными и флэш-картами, наглядный показ, кинезиологические упражнения, рисование двумя руками, работа с клиновидными таблицами, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления.
Целью Работы с флэш-картами является развитие внимания, восприятия, зрительной памяти; запоминание зрительного образа числа.
Обязательным элементом занятий является и рисование двумя руками.
Рисование одним росчерком, при котором не отрывается карандаш от поверхности листа - это не только увлекательная игра, но и невероятно полезное занятие для тренировки фантазии и образного мышления, а также для развития мелкой моторики ребенка. Данные упражнения не только расслабляют, но и синхронизирует работу правого и левого полушарий головного мозга.
Для расширения поля зрения применяем Таблицу Шульте. Она широко применяется также при освоении методов быстрого чтения.
Правила тренировки на таблицах Шульте: находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом.
Для развития концентрации внимания и переключаемости можно включать задания по выполнению теста Струпа (слайд с картинкой)
Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.
После таких игр обычно мы переходим к ментальному (воображаемому) счету. Детям необходимо представить абакус, расположение косточек, и ментально решать пример.
Затем они учатся представлять абакус в уме (образная память) и решают задачи, перемещая воображаемые косточки. Так ребенку дается задача, он «вкладывает» цифры в левое полушарие, затем моментально перемещает их в «скоростное» правое полушарие, где цифры преобразуются в картинку – создается воображаемый абакус.
На нем производится решение, и информация перемещается обратно в левое полушарие, которое конвертирует картинку в цифры и выдает ответ.
Таким образом, задействуются оба полушария головного мозга и укрепляется связь между ними. Очень важно закреплять навык ментального счета ежедневно, и компьютерная программа позволяет это делать детям в домашних условиях, уделяя тренировкам всего по 15-20 минут в день.
Решение примеров на соробане
Для вычислений на счетах соробан косточки передвигают к центральной рамке большим и указательным пальцами обеих рук. Простыми действиями – сложением и вычитанием – можно овладеть интуитивно.
Секрет соробана – в образном счёте, умении мгновенно, на глаз, определять количество косточек и тут же находить в своей памяти необходимый образ результата вычислений. Это позволяет в доли секунды оперировать сложными числами, и передвигая косточки, и двигая пальцами в воздухе, и орудуя соробаном в своей голове. Такое вычисление задействует обе половины головного мозга – ответственную за счёт и ответственную за воображение – поэтому происходит с такой скоростью.
Решение примеров чередуется с играми на развитие всех познавательных процессов: зрительной памяти, внимания, воображения, координации движений, мышления, произвольности поведения.
Для расширения кругозора, расширения словарного запаса, развития логического и нестандартного мышления использую ребусы, шарады, анаграммы.
Однако, получение навыков арифметического счета не является целью методики, это лишь форма тренировки определенных способностей мозга, влияющих на развитие творческого и интеллектуального потенциала: концентрация внимания, объем памяти, образное мышление, воображение, наблюдательность, умение анализировать и обобщать.
Также в процессе занятий ментальной арифметикой развиваются эмоционально-волевые качества: самостоятельность, настойчивость в достижении результата, произвольная регуляция поведения, уверенность в себе. В процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, получая положительное подкрепление своих стараний, в итоге у него развивается мотивация и доверие педагогу и, соответственно, высокая самооценка и смелость познавать новое, не боясь ошибиться.
Итак, быстрый счет - это всего лишь СРЕДСТВО и СЛЕДСТВИЕ развития описанных выше функций мозга, а никак не ЦЕЛЬ.
Таким образом, можно сделать вывод, что ментальная арифметика – это инструмент гармоничного развития личности с помощью работы на специальных счетах – абакусе.
Задача педагога состоит не только в том, чтобы показать, как использовать соробан при счёте, но и научить ребенка абстрактному мышлению, раздвинуть границы его воображения и развить интерес к операциям с числами.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитый мозг справляется с любой проблемой намного быстрее и эффективнее, и в этом случае можно сказать без преувеличений, что ментальная арифметика – это гарантированный путь к успеху в любом будущем начинании.
Спасибо за внимание.