СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ментальная арифметика как способ повышения математической грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ментальная арифметика как способ повышения математической грамотности»

Ментальная арифметика как способ повышения математической грамотности


В последнее время предмет математики становится неинтересным детям. В то время, как вычисления необходимы, они каждый день встречается в быту, в учёбе, в профессиональной деятельности, в самых трудных ситуациях в кратчайшее время нужно уметь находить хорошие, нестандартные решения. Кроме того быстрый счёт - настоящая гимнастика для ума.

Одной из техник устного счёта, является ментальная арифметика, которую мы используем в рамках внеурочной деятельности.

 Она приобрела огромную популярность, благодаря возможности многостороннего развития детей: их интеллектуального совершенствования, выявления творческих задатков, общественного и психоэмоционального воспитания.

Но методика обучения навыкам ментальной арифметики полезна не только в области устного счета, она задействует оба полушария головного мозга, заставляя их работать синхронно.

Левое полушарие отвечает за обработку цифр и дат, за счет, речь и письмо. Правое – за фантазию, интуицию и творчество. Увеличение числа нейронных связей между полушариями позволяет креативно подходить к решению любых задач в самых разных областях деятельности. Именно поэтому ментальная арифметика является не просто тренировкой ума, но эффективным способом расширения интеллектуальных и творческих возможностей.

Однако, получение навыков арифметического счета не является целью методики, это лишь форма тренировки определенных способностей мозга, влияющих на развитие творческого и интеллектуального потенциала: концентрация внимания, объем памяти, образное мышление, воображение, наблюдательность, умение анализировать и обобщать.

Также в процессе занятий ментальной арифметикой развиваются эмоционально-волевые качества: самостоятельность, настойчивость в достижении результата, произвольная регуляция поведения, уверенность в себе. В процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, получая положительное подкрепление своих стараний, в итоге у него развивается мотивация и доверие педагогу и, соответственно, высокая самооценка и смелость познавать новое, не боясь ошибиться.

Итак, быстрый счет - это всего лишь СРЕДСТВО и СЛЕДСТВИЕ развития описанных выше функций мозга, а никак не ЦЕЛЬ.

  1. Для реализации программы я использую следующие приемы, это: беседы, работа с абакусом, ментальными и флэш-картами, наглядный показ, кинезиологические упражнения, рисование двумя руками, работа с клиновидными таблицами, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления.

  2. Целью Работы с флэш-картами является развитие внимания, восприятия, зрительной памяти; запоминание зрительного образа числа.

  3. Обязательным элементом занятий является и рисование двумя руками.

Рисование одним росчерком, при котором не отрывается карандаш от поверхности листа - это не только увлекательная игра, но и невероятно полезное занятие для тренировки фантазии и образного мышления, а также для развития мелкой моторики ребенка. Данные упражнения не только расслабляют, но и синхронизирует работу правого и левого полушарий головного мозга.

  1. Для расширения поля зрения применяем Таблицу Шульте. Она широко применяется также при освоении методов быстрого чтения.

Правила тренировки на таблицах Шульте: находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом.

  1. Для развития концентрации внимания и переключаемости можно включать задания по выполнению теста Струпа (слайд с картинкой)

Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.

  1. После таких игр обычно мы переходим к ментальному (воображаемому) счету. Детям необходимо представить абакус, расположение косточек, и ментально решать пример.

Затем они учатся представлять абакус в уме (образная память) и решают задачи, перемещая воображаемые косточки. Так ребенку дается задача, он «вкладывает» цифры в левое полушарие, затем моментально перемещает их в «скоростное» правое полушарие, где цифры преобразуются в картинку – создается воображаемый абакус.

На нем производится решение, и информация перемещается обратно в левое полушарие, которое конвертирует картинку в цифры и выдает ответ.

Таким образом, задействуются оба полушария головного мозга и укрепляется связь между ними. Очень важно закреплять навык ментального счета ежедневно, и компьютерная программа позволяет это делать детям в домашних условиях, уделяя тренировкам всего по 15-20 минут в день.

  1. Решение примеров на соробане

Для вычислений на счетах соробан косточки передвигают к центральной рамке большим и указательным пальцами обеих рук. Простыми действиями – сложением и вычитанием – можно овладеть интуитивно.

Секрет соробана – в образном счёте, умении мгновенно, на глаз, определять количество косточек и тут же находить в своей памяти необходимый образ результата вычислений. Это позволяет в доли секунды оперировать сложными числами, и передвигая косточки, и двигая пальцами в воздухе, и орудуя соробаном в своей голове. Такое вычисление задействует обе половины головного мозга – ответственную за счёт и ответственную за воображение – поэтому происходит с такой скоростью.

Решение примеров чередуется с играми на развитие всех познавательных процессов: зрительной памяти, внимания, воображения, координации движений, мышления, произвольности поведения.

Для расширения кругозора, расширения словарного запаса, развития логического и нестандартного мышления использую ребусы, шарады, анаграммы.


Однако, получение навыков арифметического счета не является целью методики, это лишь форма тренировки определенных способностей мозга, влияющих на развитие творческого и интеллектуального потенциала: концентрация внимания, объем памяти, образное мышление, воображение, наблюдательность, умение анализировать и обобщать.

Также в процессе занятий ментальной арифметикой развиваются эмоционально-волевые качества: самостоятельность, настойчивость в достижении результата, произвольная регуляция поведения, уверенность в себе. В процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, получая положительное подкрепление своих стараний, в итоге у него развивается мотивация и доверие педагогу и, соответственно, высокая самооценка и смелость познавать новое, не боясь ошибиться.

Итак, быстрый счет - это всего лишь СРЕДСТВО и СЛЕДСТВИЕ развития описанных выше функций мозга, а никак не ЦЕЛЬ.


Таким образом, можно сделать вывод, что ментальная арифметика – это инструмент гармоничного развития личности с помощью работы на специальных счетах – абакусе.

Задача педагога состоит не только в том, чтобы показать, как использовать соробан при счёте, но и научить ребенка абстрактному мышлению, раздвинуть границы его воображения и развить интерес к операциям с числами.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитый мозг справляется с любой проблемой намного быстрее и эффективнее, и в этом случае можно сказать без преувеличений, что ментальная арифметика – это гарантированный путь к успеху в любом будущем начинании.

Спасибо за внимание.