СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие " Великий и могучий русский язык!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие по русскому языку и литературе, которое содержит много интересных конкурсов и заданий. Предназначено для проведения в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие " Великий и могучий русский язык!"»

Викторина по русскому языку для старших классов

О

Ведущий:

Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб!
Родной язык!
Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. И русские пословицы говорят о том, что язык может быть и великим даром, и источником страданий. А какие пословицы о языке знаете вы?

(Конкурс №1.)

Сегодня мы будем говорить о русском языке, о том, насколько важно вдумываться в значения слов, чтобы употреблять их уместно; о том, насколько важно обладать яркой, искрящейся речью, чтобы уметь увлечь, утешить, развеселить, остановить…

Итак, давайте проверим, умеем ли мы проникать в «глубокие корни слова»

В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются? (Диалекты)

Задание: определить лексическое значение диалектизма.

Конкурс №2.

Ноговицы – носки
Издёвленок – шутник, острослов
Хлопанцы – шлёпанцы
Шмыгало – подвижный человек
Провинка – ошибка
Седмица – неделя
Рех – дыра, отверстие (ср. прореха)
Подлокотник – помощник (ср. подручный)

Конкурс №3. Творческий. (Поём стихи под музыку)

Конкурс №4.  – «Устаревшие слова» 
Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм.

1 Око – глаз
2 Чело – лоб
3 Выя – шея
4 Чрево – живот
5 Перст – палец
6 Вежды – веки
7 Ланиты – щеки
8Уста – губы
9 Длань – ладонь
10 Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)
11 Рыло – нос
12 Пясть – ладонь с пальцами

Конкурс №4.  - «Старое – новое»
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.
Задание: определить лексическое значение.

Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)
• Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)
• Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)
• Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)
• Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)
• Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)
• Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)
• Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)

Конкурс №5. (Творческий) «Изображение картин»

Конкурс №6.

развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.
Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.

Мыльня – баня
Представщик – актер
Любомудр – философ
Позорище – зрелище
Говядо – скот
Топталище – тротуар
Лечезнание – медицина
Силоделие – механика
Звонознание – акустика
Ветродуй – вентилятор

Конкурс №7

1.      Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и интонационно? (бессоюзные)

2.     Стихотворение И. С. Тургенева в прозе о языке? («Русский язык»)

3.     Фамилия известного автора-составителя словаря? (В. И. Даль)

4.     Раздел науки о языке, изучающий части речи? (морфология)

5.     Вид работы по русскому языку, в которой учащийся имеет возможность изложить свои мысли? (сочинение)

6.     Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)

7.     Каких звуков больше в русском языке? (согласных)

8.     Из чего состоят гласные звуки? (из голоса)

9.     Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)

10.                        Какими признаками обладают глаголы с постфиксом –ся? (возвратностью)

11.                        Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению? (омонимы)

12.                         Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)

13.                        Сколько букв в русском алфавите? (33)

14.                        Как в современном языке звучит древнерусское слово «град»? (город)

15.                        Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (кара, возмездие и т.д.)

16.                        Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений? (точка и восклицательный знак)

17.                        Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

18.                        Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)

19.                        Какое местоимение нужно прибавить к другому, чтобы получить овощи? (ты к вы)

20.                        Как называются по отношению друг к другу слова «слабый» и «сильный»? (антонимы)

21.                        Сколько «а» в слове «сорока»? (сорок «а»)

22.                        Буквами какой азбуки являются «аз», «буки», «веди»? (кириллицы)

23.                        Сколько склонений в русском языке? (три)

24.                        К какой части речи относятся слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (наречия)

25.                        Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)

26.                        Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (морфемика)

27.                        Как пишется частица «не» с глаголами, употребляемыми без нее? (раздельно)

28.                        Какая приставка в слове «прекрасный»? (пре)

29.                        Как пишутся со словами частицы «то», «либо», «нибудь»? (через дефис)

30.                        Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)

31.                        Как изменяются наречия? (не изменяются)

32.                        Какой звук обозначает «Ь»? (не обозначает звука)

33.                        Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика)

34.                        Какая первая буква пишется в слове «интеллигенция»? (и)

35.                        Найдите четвертое лишнее в группе слов: Существительное, наречие, сказуемое, глагол… (сказуемое)

После разминки жюри подводит итоги.

     Конкурс 8 : «Допиши слог до слова».

Игрок первой команды говорит сопернику слог, соперник должен добавить слог, чтобы получилось слово.

Например, мас+ло, род+ник и т.д.

Каждое слово оценивается в один балл.

Пока команды выполняют данное им задание, проводится игра со зрителем.

 

1 команда.

2 команда.

3 команда.

1.Какой тип речи очень напоминает геометрическую теорему? (рассуждение)

2.Назовите реку-предлог (По)

3.Родственны ли слова пот и потолок? (Нет)

4.Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Нет, так как смешливый - это человек, которого легко рассмешить)

 

 

1.Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)

2.Какую еще древнерусскую азбуку вы знаете? (глаголица)

3.Определите род слов неряха, соня, плакса

4.Как превратить ай и но в местоимения? (прочитать справа я, он)

 

 

1.Что такое русский язык? (наука)

2.Тысяча, миллион, миллиард существительные или числительные? (числительные)

3.Какой падеж не употребляется с предлогом? (именительный)

4.Какой бор не имеет листвы и хвои? (сверло у зубного врача)

 

 

 



Конкурс № 9: «Покажи предложения».

В каждой команде распределяются роли (члены предложения). На экране показаны предложения. Команды должны «изобразить» эти предложения. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее изобразит предложения.

1. Приятно пахнет черемуха.

2. Наступила весна, растаял снег.

3. Правда глаза колет.

4. Мрачный лес сурово шумит.

5. Жить – Родине служить.

6. Снег падал медленно и бесшумно.

7. Ранней весной земля одевается в пышный зеленый наряд.

8. Растение преображается.

9. Низкое солнце ослепительно било в глаза.

10. Серебряные кусты дикой малины дрожали над пропастью.

Каждое предложение оценивается одним баллом.

4.     Следующее задание: «Фразеологический зоопарк».

У команд на столах лежат листочки с карандашами. Каждая команда на своем листе дописывает названия животных. Задание не списывается, а пишутся только названия животных под номерами. Задание показано на экране.

1. Голоден как… (волк)

2. Хитер как… (лиса)

3. Труслив как… (заяц)

4. Здоров как… (бык)

5. Изворотлив как… (уж)

6. Надут как… (индюк)

7. Нем как… (рыба)

8. Грязен как… (свинья)

9. Упрям как… (осел)

10. Колюч как… (еж)

11. Болтлив как… (сорока)

За каждый правильный ответ по пять баллов.

5.     И последнее задание: «Рассказ на одну букву».

В течение пяти минут нужно написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше. Задание оценивается семью баллами.