СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение как часть речи ТК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по русскому языку, 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи ТК»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Ф.И.О. участника: Полынкова Евгения Андреевна

Тема урока: Местоимение как часть речи

Класс 2

Цель фрагмента урока : создать условия для формирования представления о местоимении.

Задачи фрагмента урока:


Дидактические

формировать у детей знания о местоимении



Развивающие

развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;

развивать умение работать в парах;



Воспитательные

воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К- ммуникативные)

Личностные

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2 мин

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Словесный

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность



Здравствуйте, дети!

Меня зовут Евгения Андреевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату.



 Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. Чтобы узнать, какую букву будем сегодня прописывать, отгадайте загадку.

Эта буква – это слово,

В путь всегда оно готово.

О себе рассказ начнешь,

Вот ее и назовешь.

Я

Прописываем букву я до конца строки.



Слушают учителя.

Настраиваются на работу.







Дети настраиваются на работу, записывают дату












Отгадывают загадку




Прописывают буквы














Ф























Презентация












Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.






Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии


Какие части речи вы знаете?(Имя существительное, имя прилагательное, глагол).

 Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать?

 Нужно распределить слова по частям речи..

Правильно. ( Работа, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить, урок)

Почему вы распределили не все слова?

Потому что они не относятся ни к одной из групп.

 Мы употребляем эти слова в речи?

 Да.

 Могли бы обойтись без них?

 Нет.

 Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.





Отвечают на вопросы учителя















Презентация

Интерактивная доска






Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи

Активное использование речевых средств


Выявление места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.


 К нам сегодня урок прилетела птичка. Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица?

 Ласточка.

 Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании.

 Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.

Прочитайте внимательно текст. Что интересного вы заметили?( Постоянно повторяется слово ласточки.)

 Можем мы заменить это слово?( Да.)

 Замените его, что у нас получилось?

 Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются из теплых стран. У них скоро появятся птенцы.

 Слова какой части речи мы заменили в тексте?(Имя существительное.)

 Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?( Местоимение.)

Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название?

Потому что они употребляются вместо имени существительного.

Верно. Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

 Слова какой части речи мы заменили в тексте?(Имя существительное.)

 Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?( Местоимение.)

Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название?

Потому что они употребляются вместо имени существительного.

Верно. Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
















Читают текст




Отвечают на вопросы учителя













Отвечают на вопросы учителя











Презентация

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах,

средствах и условиях общения




Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.


– Открываем учебники на стр. 100, что мы должны узнать сегодня на уроке? (что такое местоимение)
– Прочитаем текст из упр. 171. 
– Какие местоимения встретились в тексте?
– На что указывают местоимения? (он–дом, я–мышка, я–лягушка, ты–лягушка, они–мышка и лягушка)
– То есть на какую часть речи указывают местоимения? (на имя существительное)
– А что обозначает им. сущ.? ( предмет)
– Тогда сделайте небольшой  вывод: местоимение называет предмет или указывает на него? (указывает) 
– Давайте сравним наше определение с определением в учебнике на стр. 101



Выполняют упражнения











Уч. на стр.100














Уч. на стр. 101






Формирование умения ориентироваться в целях, задачах,

средствах и условиях общения,

Овладение способностью принимать и сохранять цели и

задачи учебной деятельности

Активное использование речевых средств и средств

для решения коммуникативных и познавательных задач.

Определение общей цели и путей её достижения;

Формирование чувства гордости за свою Родину,

Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще..



Работаем по учебнику, упр. 173.

– Прочитаем.
– Определите главную мысль стихотворения. 
– Объясните, как вы её понимаете. 
– Спишем выделенные слова.
– Какой частью речи они являются? (Местоимения)
– Какие местоимения там не использовались?

VI этап: закрепление изученного материала

1.  Упр. 174.

– Рассмотрим рисунки, назовём предметы.
– Запишем названия предметов, а в скобках – местоимения, которыми можно заменить каждое слово. 
– Работаем у доски и в тетрадях, напомнить о посадке и положении тетради.

Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они).

– Что такое местоимение? (часть речи)
– На что указывает местоимение? (на предмет)
– Вместо каких частей речи можно употреблять местоимения?

Выполним небольшой тест

1. Местоимение – это часть речи, которая:

а) указывает, что делать

б) обозначает предмет, и отвечает на вопросы кто? что?

в) указывает на предметы, но не называет их

г) указывает на предметы и называет их

2. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это:

а) имена существительные

б) местоимение

в) имена прилагательные

г) предлог

3. Укажи строчку, в которой записаны только местоимения

а) у, он, за, день, я

б) около, вы, один, час

в) вместе, она, над, в

г) они, ты , мы, оно

4. Укажи местоимение, которым можно заменить слово солнце:

а) она б) они в) оно г) он

5. Укажи количество местоимений в предложениях:

Я, ты, он, она!

Вместе целая страна,

Вместе – дружная семья!

В слове «мы» - сто тысяч «я».

а) 4 б) 6 в) 5 г) 7

Взаимопроверка

Итог урока. Рефлексия.

У: Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке ?

О: С местоимением.

У: Что такое местоимение?

О: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

сегодня я узнал…

теперь я могу…

я научился…




Выполняют упражнения








Списывают выделенные слова





Выполняют упражнения


























Выполняют тест













































Взаимопроверка


Подводят итоги урока









Уч. на стр.102














Уч. на стр.102







































































Камера




Презентация

Овладение учебными действиями с языковыми единица-

ми и формирование умения использовать знания для решения

познавательных, практических и коммуникативных задач.

Активное использование речевых средств и средств

для решения коммуникативных и познавательных задач.