Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 2 мин | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесный | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность Здравствуйте, дети! Меня зовут Евгения Андреевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. - Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату. Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. Чтобы узнать, какую букву будем сегодня прописывать, отгадайте загадку. Эта буква – это слово, В путь всегда оно готово. О себе рассказ начнешь, Вот ее и назовешь. Я Прописываем букву я до конца строки. | Слушают учителя. Настраиваются на работу. Дети настраиваются на работу, записывают дату Отгадывают загадку Прописывают буквы | Ф | Презентация | | | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | | Какие части речи вы знаете?(Имя существительное, имя прилагательное, глагол). Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать? Нужно распределить слова по частям речи.. Правильно. ( Работа, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить, урок) Почему вы распределили не все слова? Потому что они не относятся ни к одной из групп. Мы употребляем эти слова в речи? Да. Могли бы обойтись без них? Нет. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи. | Отвечают на вопросы учителя | | Презентация Интерактивная доска | Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи | Активное использование речевых средств | |
Выявление места и причины затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. | | К нам сегодня урок прилетела птичка. Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица? Ласточка. Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании. Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы. Прочитайте внимательно текст. Что интересного вы заметили?( Постоянно повторяется слово ласточки.) Можем мы заменить это слово?( Да.) Замените его, что у нас получилось? Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются из теплых стран. У них скоро появятся птенцы. Слова какой части речи мы заменили в тексте?(Имя существительное.) Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?( Местоимение.) Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название? Потому что они употребляются вместо имени существительного. Верно. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Слова какой части речи мы заменили в тексте?(Имя существительное.) Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?( Местоимение.) Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название? Потому что они употребляются вместо имени существительного. Верно. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. | Читают текст Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя | | Презентация | Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения | | |
Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | | – Открываем учебники на стр. 100, что мы должны узнать сегодня на уроке? (что такое местоимение) – Прочитаем текст из упр. 171. – Какие местоимения встретились в тексте? – На что указывают местоимения? (он–дом, я–мышка, я–лягушка, ты–лягушка, они–мышка и лягушка) – То есть на какую часть речи указывают местоимения? (на имя существительное) – А что обозначает им. сущ.? ( предмет) – Тогда сделайте небольшой вывод: местоимение называет предмет или указывает на него? (указывает) – Давайте сравним наше определение с определением в учебнике на стр. 101 | Выполняют упражнения | | Уч. на стр.100 Уч. на стр. 101 | Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Определение общей цели и путей её достижения; | Формирование чувства гордости за свою Родину, |
Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.. | | Работаем по учебнику, упр. 173. – Прочитаем. – Определите главную мысль стихотворения. – Объясните, как вы её понимаете. – Спишем выделенные слова. – Какой частью речи они являются? (Местоимения) – Какие местоимения там не использовались? VI этап: закрепление изученного материала 1. Упр. 174. – Рассмотрим рисунки, назовём предметы. – Запишем названия предметов, а в скобках – местоимения, которыми можно заменить каждое слово. – Работаем у доски и в тетрадях, напомнить о посадке и положении тетради. Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они). – Что такое местоимение? (часть речи) – На что указывает местоимение? (на предмет) – Вместо каких частей речи можно употреблять местоимения? Выполним небольшой тест 1. Местоимение – это часть речи, которая: а) указывает, что делать б) обозначает предмет, и отвечает на вопросы кто? что? в) указывает на предметы, но не называет их г) указывает на предметы и называет их 2. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это: а) имена существительные б) местоимение в) имена прилагательные г) предлог 3. Укажи строчку, в которой записаны только местоимения а) у, он, за, день, я б) около, вы, один, час в) вместе, она, над, в г) они, ты , мы, оно 4. Укажи местоимение, которым можно заменить слово солнце: а) она б) они в) оно г) он 5. Укажи количество местоимений в предложениях: Я, ты, он, она! Вместе целая страна, Вместе – дружная семья! В слове «мы» - сто тысяч «я». а) 4 б) 6 в) 5 г) 7 Взаимопроверка Итог урока. Рефлексия. У: Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке ? О: С местоимением. У: Что такое местоимение? О: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. сегодня я узнал… теперь я могу… я научился… | Выполняют упражнения Списывают выделенные слова Выполняют упражнения Выполняют тест Взаимопроверка Подводят итоги урока | | Уч. на стр.102 Уч. на стр.102 Камера Презентация | Овладение учебными действиями с языковыми единица- ми и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. | Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. | |