1.Мотивация(самоопределение )к учебной деятельности
Здравствуйте, дети!
Меня зовут Евгения Андреевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату.
Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. Чтобы узнать, какую букву будем сегодня прописывать, отгадайте загадку.
Эта буква – это слово,
В путь всегда оно готово.
О себе рассказ начнешь,
Вот ее и назовешь.
Я
Прописываем букву я до конца строки.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Какие части речи вы знаете?(Имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать?
Нужно распределить слова по частям речи.
( Работа, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить, урок)
Почему вы распределили не все слова?
Потому что они не относятся ни к одной из групп.
Мы употребляем эти слова в речи?
Да.
А мы употребляем их в речи? (Да)
Значит они тоже часть речи? (Да)
А как называется эта часть речи?
Не все ребята знают, значит, какая цель нашего урока? (Узнать как называется новая часть речи)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.
3.Выявление места и причины затруднения
К нам сегодня урок прилетела птичка. Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица?
Ласточка.
Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании.
Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.
Прочитайте внимательно текст. Что интересного вы заметили?( Постоянно повторяется слово ласточки.)
Можем мы заменить это слово?( Да.)
Замените его, что у нас получилось?
Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются из теплых стран. У них скоро появятся птенцы.
Слова какой части речи мы заменили в тексте?(Имя существительное.)
Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?( Местоимение.)
Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название?
Потому что они употребляются вместо имени существительного.
Верно.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
4.Построение проекта выхода из затруднения
– Открываем учебники на стр. 100, что мы должны узнать сегодня на уроке? (что такое местоимение)
– Прочитаем текст из упр. 171.
– Какие местоимения встретились в тексте?
– На что указывают местоимения? (он–дом, я–мышка, я–лягушка, ты–лягушка, они–мышка и лягушка)
– То есть на какую часть речи указывают местоимения? (на имя существительное)
– А что обозначает им. сущ.? ( предмет)
– Тогда сделайте небольшой вывод: местоимение называет предмет или указывает на него? (указывает)
– Давайте сравним наше определение с определением в учебнике на стр. 101
5.Реализация построенного проекта
Работаем по учебнику, упр. 173.
– Прочитаем.
– Определите главную мысль стихотворения.
– Объясните, как вы её понимаете.
– Спишем выделенные слова.
– Какой частью речи они являются? (Местоимения)
– Какие местоимения там не использовались?
VI этап: закрепление изученного материала
1. Упр. 174.
– Рассмотрим рисунки, назовём предметы.(в парах)
– Запишем названия предметов, а в скобках – местоимения, которыми можно заменить каждое слово.
– Работаем у доски и в тетрадях, напомнить о посадке и положении тетради.
Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они).
– Что такое местоимение? (часть речи)
– На что указывает местоимение? (на предмет)
– Вместо каких частей речи можно употреблять местоимения?
Выполним небольшой тест
1. Местоимение – это часть речи, которая:
а) указывает, что делать
б) обозначает предмет, и отвечает на вопросы кто? что?
в) указывает на предметы, но не называет их
г) указывает на предметы и называет их
2. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это:
а) имена существительные
б) местоимение
в) имена прилагательные
г) предлог
3. Укажи строчку, в которой записаны только местоимения
а) у, он, за, день, я
б) около, вы, один, час
в) вместе, она, над, в
г) они, ты , мы, оно
4. Укажи местоимение, которым можно заменить слово солнце:
а) она б) они в) оно г) он
5. Укажи количество местоимений в предложениях:
Я, ты, он, она!
Вместе целая страна,
Вместе – дружная семья!
В слове «мы» - сто тысяч «я».
а) 4 б) 6 в) 5 г) 7
Теперь поменяйтесь тестами с соседом и выполните проверку.
Итог урока. Рефлексия.
У: Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке ?
О: С местоимением.
У: Что такое местоимение?
О: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
сегодня я узнал…
теперь я могу…
я научился…
Ответы:
В
Б
Г
В
Б