МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Творческий отчет
о работе ТГ учителей химии на тему
«Метапредметный подход к преподаванию химии, как средство повышения качества образования»
Подготовила:
учитель химии
МОУ «Александровская школа
Марьинского района»
Лысенко Ольга Александровна
Донецк 2020
«Метапредметный подход к преподаванию химии, как средство повышения качества образования»
Нашей республике нужны высококвалифицированные врачи, медицинские сестры, фельдшеры, учителя и другие не менее важные специалисты. В связи с этим перед школой стоит одна из важнейших задач - задача осуществления профориентационной деятельности: помочь молодому поколению найти свое место в жизни, быть востребованными в обществе.
Реализовать эту задачу наилучшим образом учителя могут, применяя метапредметный подход как средство формирования метапредметных компетенций учащихся. Метапредметный подход в образовании необходим для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Урок химии закончен… Ученик идёт в другой кабинет, на другой урок, каким образом там, дальше, будет проходить развитие его мышления, воображения, способности его самоопределения? Как правило, учителя имеют об этом слабое представление, не задумываются об этом. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого предмета, или как он будет работать с моделями: так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому?
Очень часто, углубляясь в свой предмет, мы, учителя химии понимаем, что нужны дополнительные знания по физике, математике, географии, экологии. Иногда можно встретить такую позицию: главное — хорошо знать свою область предметного знания и поменьше вникать в другую. Особенно огромная пропасть, как мне кажется в этом вопросе между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами. Да и учителя, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не задумываются, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Почему, скажем, молекулярную физику начинают изучать в 10 классе, а по химии основные понятия по данной теме вводят в 8 классе, даже одну и ту же величину (количество вещества) обозначают разными буквами - так не достает единых требований. Все это не только вызывает вопросы, но ещё больше путает наших детей. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы.
Для этого в своей работе учителям методических объединений рационально использовать следующие средства и формы обучения: метапредметный урок, метапредметные задания, метапредметные проблемные ситуации, метапредметные проекты.
В 2019-2020 учебном году творческой группой учителей района, в составе:
Лысенко О.А.; МОУ «Александровская школа Марьинского района»
Нагорная О.В.; МОУ № 100
Ярковенко О.В.; МОУ № 107,
теоретически изучалась тема «Метапредметный подход к преподаванию химии, как средство повышения качества образования», разрабатывались планы-конспекты уроков и разработки внеклассных занятий по данной теме.
Актуальность темы: в современной школе приоритетными признаны следующие направления и способы организации преподавания химии:
гуманизация развивающего обучения;
деятельностный подход в обучении;
индивидуальный подход в обучении;
разноуровневая дифференциация;
проектная деятельность учащихся;
метапредметный подход в обучении учащихся.
Важно понять, что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках. Какую литературу учителю нужно читать, чтобы двигаться в этом направлении. Ведь в тексте новых стандартов введены понятия «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения». Как со всем этим разобраться?
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
В рамках другого мета предмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
В настоящее время необходимыми становятся не только сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Рядовой учитель зачастую далек от понимания сути метапредметов, от того, как можно применять метапредметный подход на уроках. Многие ещё не до конца поняли, что такое проектная деятельность, а уже появилось метапроектное обучение. Так что вокруг этого понятия сегодня много вопросов. Конечно, многие учителя уже свободно ориентируются в метапредметном подходе. Однако необходима большая работа, прежде чем метапредметный подход станет понятным для каждого учителя.
Что же такое метапредметы и метапредметные связи?
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Работающие в этой области кандидат философских наук Н.В. Громыко и кандидат психологических наук М.В. Половкова ссылаются на мысль психолога В.В. Давыдова: школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей.
Преподавание химии и биологии – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей. Несомненно, на вооружении учителя остаются фундаментальные технологии. Однако, требования времени предполагают включение в работу новых образовательных технологий, так как преподавание по старинке не даёт желаемых результатов в получении конечной цели.
Но новшество само по себе ничего не даёт, оно становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни и приводит к конкретному результату. Именно на конкретный результат – на практическое владение предметными компетенциями, а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи) - и должны быть направлены старания учителя.
В своей практике мы используем развивающие, здоровьесберегающие технологии, информационные коммуникационные, исследовательские, проектные и т.д.
Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.
Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как естественнонаучные дисциплины. Уже много лет, начиная с раннего возраста мы обучаем детей проектно - исследовательской деятельности, так как это заложено во всех курсах обучения. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.
Отсюда – тесная связь урочной и внеурочной деятельности. Нельзя говорить о проблемах экологии на уроках и не замечать их, выходя за пределы школы, говорить о бездомных животных, писать проекты и быть равнодушным к ним в реальной жизни. Таким образом, осуществляются метапредметные связи – дети учатся самостоятельно рефлексировать полученные знания и навыки в своей собственной жизни .
Например, продуктом проекта выполненного по теме «Здоровый образ жизни» стали разработанные Памятки «Пять главных правила – жизнь на «5». А самым главным в этой работе - научить детей беречь своё здоровье.
Таким образом, мы выходим на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:
Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.
Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.
В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке.
Уровни действий учащихся на уроке по метапредметам:
Работа на разном предметном материале (например, на материале биологии и химии): осмысливание важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, переоткрытие в мышлении того, как эти понятия были созданы. И через это - переоткрытие процесса возникновения того или другого знания, переоткрытие открытия, некогда сделанного в истории, переоткрытие формы существования данного знания.
Осознание способа своей работы на разном предметном материале: рефлектирование собственного процесса работы (что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия).
3.Выведение заключения о том, что несмотря на разные предметные материалы, ученик в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью - с организованностью знания. Понятие же является одним из важнейших моментов данной организованности.
Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода.
Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:
причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
компоненты метапредметного содержания в обучении;
смысл термина «универсальные учебные действия»;
различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
понятие рефлексии, как образовательной деятельности;
требования ГОС к метапредметным результатам освоения программы основного и общего (среднего) образования.
Результаты обучения учащихся естественнонаучным дисциплинам с учетом метапредметного подхода предполагают, что у обучающихся будут развиты:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности;
использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения информации
Таким образом, данные цели и предполагаемые результаты соответствуют новой концепции образования, образовательному стандарту и развивают в учащихся не только предметные умения, но и метапредметные, в первую очередь, универсальные учебные действия.