СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод «Фишбоун» на уроках английкого языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс - Метод Фишбоун на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Метод «Фишбоун» на уроках английкого языка»

Метод «Фишбоун» на уроках английкого языка

Одним из методических приемов, который можно использоватьна уроках, является прием «Фишбоун».

Метод фишбоун (от англ. fishbone method) переводится как «рыбий скелет» или «рыбья кость». Такое название он получил за внешний вид схемы, которая похожа на скелет рыбы. Это упрощенный вид диаграммы Каору Исикавы, японского ученого, который занимался вопросами критического мышления.

Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. 

Использование приема Фишбоун помогает детям овладевать метапредметными компетенциями :

  • критически осмысливать изученную информацию

  • анализировать и систематизировать полученные знания

  • работать в парах и группах

  • планировать и осуществлять исследовательскую деятельность

  • осознанно читать тексты с извлечением необходимой информации

  • выделять основные события, искать их причины, обобщать и делать вывод

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • ранжировать данные по степени их значимости

  • графически сжато представлять большие объемы информации



«Скелет рыбы» позволяет не только упорядочивать данные и качественно обрабатывать информацию для запоминания, но и поможет найти решение для любой проблемы. Этот прием часто используется для «мозгового штурма».

СОСТАВЛЕНИЕ

Использовать схему фишбоун можно по-разному в зависимости от поставленных целей: заполнить ее вместе с учениками или предложить рассмотреть уже готовый вариант.

Также существуют разные варианты расположения самого «скелета»:

  • прием фишбоун в начальной школе удобнее использовать в игровой форме в горизонтальном расположении, т.к. оно больше напоминает форму рыбы;

  • со старшеклассниками можно пользоваться вертикальным расположением — так в схему получится уместить больше информации.

Важное значение имеет каждая часть «скелета рыбы»:

  • голова нужна, чтобы обозначить проблему или вопрос;

  • на косточках с одной стороны (сверху или справа) отмечаются причины или основные понятия какого-либо явления или проблемы;

  • косточки с другой стороны (снизу или слева) подтверждают информацию соответствующими фактами;

  • хвост служит для обобщения вопроса и главного вывода по проблеме.

Самые важные понятия и факты обычно располагаются ближе к голове, т.е. начинают всегда с самого важного. Фишбоун помогает не только систематизировать информацию, но и учит четко и лаконично выражать свои мысли — для длинных записей на скелете рыбы просто не хватит места.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ФИШБОУН НА УРОКЕ

Прием фишбоун настолько универсален, что может быть использован на любом типе уроков. Но более эффективным он будет на уроках обобщения и систематизации знаний. Так ученики смогут систематизировать всю полученную информацию, проследить взаимосвязи между компонентами и фактами схемы, а также устранить пробелы в знаниях.

Важно научить детей представлять результаты такой работы и объяснять свою точку зрения. Если делать предположения по разным вопросам большинству учеников легко, то с поиском и приведением аргументов и фактов часто возникают сложности. В повседневной жизни тоже не все удается подтвердить, поэтому нестрашно, если нижняя часть скелета рыбы остается пустой.

Особое внимание нужно обращать на хвост рыбы, чтобы вся проделанная работа имела итог. Если дети затрудняются, то вывод может помочь сделать учитель. А в младших классах, когда школьники еще учатся заполнять фишбоун, можно предлагать готовый вариант хвоста.

ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ

Технология фишбоун может занимать различное место в уроке: быть одним из его этапов (как закрепление или индивидуальная работа детей) или стать стратегией на протяжении всего урока (хорошо вписывается в уроки литературы для анализа произведений).

Составлять «рыбий скелет» можно несколькими способами:

  • индивидуально (каждый ребенок работает со своей схемой, заполняя ее 15-20 минут, а затем обсуждает и сравнивает результаты со всем классом);

  • в группах (каждая группа получает свою схему и учебный материал, который нужно проанализировать, а затем представляет итоги работы другим ученикам);

  • фронтально (весь класс совместно с учителем заполняет один фишбоун на доске или на готовом шаблоне большого формата, обсуждая все нюансы).

Эта технология может применяться также в качестве:

  • домашней работы;

  • опорного конспекта;

  • зачетной работы по проверке усвоения темы;

  • проектной работы.

Метод фишбоун можно применять в различных вариациях, меняя сложность работы и подстраивая его под уровень класса. Можно делать следующее:

  • указать проблему, все верхние и одну нижнюю косточку (в качестве примера);

  • оставить заполненными проблему и лишь верхние косточки;

  • прописать только проблемный вопрос;

  • предложить детям самим поставить вопрос и заполнить всю схему.



ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФИШБОУН НА УРОКЕ

Использование технологии фишбоун на уроке позволяет развивать умение анализировать информацию, выделять главное, искать причины явлений, устанавливать связи между ними, а также работать в парах и группа.

Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прием фишбоун не только развивает критическое и творческое мышление, но и помогает ученикам разобраться в сложном материале через анализ информации и ее представление в упрощенной форме. Дети учатся определять авторскую позицию, высказывать собственное мнение и с уважением выслушивать позицию одноклассников.



Источник: https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/fishbone