Метод художественно-педагогической драматургии
при работе с притчами.
А.Ю.Расторгуева
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №5»,
г.Усть-Илимск
«Драма» - действие, «теург» - творец, создатель. «Драматургия» - сотворение действием. Можно сказать, «сотворение глаголом» - механизмом действия.
• Сам механизм действия способен активизировать в человеке определенные эмоции, представления, мысли.
• Методы драматургии призваны обеспечить целостность урока.
Говоря об уроке ОСЭ в русле применения метода художественно-педагогической драматургии, педагоги чаще всего используют такие понятия, как урок-образ, урок-погружение и урок-спектакль. Это обусловлено тем, что урок становится единым художественно-педагогическим целым, направленным, главным образом, на формирование эмоционально-ценностных отношений. Как этого добиться? С чего начать? Какие приемы использовать? На эти и многое другие вопросы каждый отвечает по-разному. Собственный опыт показал, что при использовании метода художественно-педагогической драматургии для нас наиболее важными являются следующие моменты. Основой строения урока становятся художественные образы, на основе которых строится погружение в проблему урока; тщательный отбор фактического материала; достоверность фактов, явлений, в незнакомых ранее связях, в том числе и в связи с проблемами собственной жизни ученика; работа со специальными терминами; задания творческого характера.
Уроки, организованные по методу художественно-педагогической драматургии подразумевают создание такой ситуации, которая вызывает «активизацию познавательных побуждений и вынуждает обучающихся более или менее самостоятельно искать решение познавательной проблемы. Особое значение на уроках ОСЭ имеет работа с притчами, обладающими большим воспитательным потенциалом и развивающими логическое и критическое мыщление обучающихся.
Театрализация на уроках ОСЭ при работе с притчами - один из творческих приемов художественно-педагогической драматургии, который решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, коммуникативную. При инсценировке притчи, кроме тех общих, о которых говорилось выше, важно помнить о следующих моментах: организация сюжета, выстраивание конфликта. Богато используется символика, образность. Взаимоотношения строятся без большого психологического оправдания. Не добавляя ни единого слова, мы можем превратить весь текст в реплики героя, то есть сделать его действенным.
Особенности работы с притчами: при той сжатости, которая существует в притче, где каждое слово несет смысловую нагрузку, - сокращение сделать
трудно. Необходимо найти такой вариант сценического решения, чтобы не было лица от автора, то есть ведущего, а все слова включались бы в диалог. Также возможно ввести в инсценировку автора, комментирующего события косвенной речью.
В принципе сам замысел у каждого учителя рождается по-своему. И не всегда все указанные выше параметры осознаются и продумываются. Основными шагами разработки режиссерского замысла притчи, для нас являются ответы на следующие вопросы: каков ожидаемый результат? Что я хочу получить в результате этой работы? Какое новообразование сформируется у учащихся в итоге воплощенного замысла? Какие «провокационные» вопросы, суждения будут «двигать» урок от этапа к этапу? Чем будут заняты учащиеся на каждом этапе? Как будут реагировать?
На мой взгляд, самым трудным является этап разработки композиции
урока, т.е. логической последовательности смысловых и событийных элементов урока, объединяемой в единое режиссерско-педагогическое действие.
Выделяю такие основные правила и приемы композиции урока: цельность урока; связь и взаимная согласованность всех элементов композиции; передача через единичное общего; контраст и повтор; главное и второстепенное; зрительный и звуковой ряд; подчиненность всех закономерностей и средств композиции замыслу урока.
Основные композиционные элементы притчи.
Этап | Содержание деятельности |
Экспозиция или исходное событие. | Этот элемент очень важен. Экспозиция задает тональность притчи, вводит учащихся в образ, направляет внимание на главную идею, дает установку на последующую работу. |
Завязка (основное событие). | Это этап перевода исходного события в открытый педагогический конфликт; определяется проблема притчи. |
Разработка | Углубление проблемной ситуации, поиск решения проблемы |
Кульминация (центральное событие) | Критическая точка в композиции притчи, вершина эмоционального напряжения - это решение поставленной задачи, проблемы притчи. |
Развязка | Финал, главное событие - этап обобщения и формулировки выводов. Этот этап дает повод к дальнейшим, самостоятельным творческим поискам учащихся. Развязка наступит тогда, когда будут решены выдвинутые проблемы, определены ответы на вопросы, сформулированы те основные выводы, которые по замыслу урока важно сделать в классе. В кульминации и развязке сосредоточены нравственный и эмоциональный пафос урока. |
Последействие | Самостоятельный творческий поиск. самостоятельная творческая деятельность учащихся, вызванная потребностью еще раз встретиться с произведением искусства |
Учитель ОРКСЭ, должен быть способен к воодушевленному рассказу, образному высказыванию, должен уметь использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства искусства слова, должен владеть и некоторыми секретами актерского мастерства, которые придадут его языку интонационную выразительность, а его поведению - артистизм. Содержание уроков определяется «Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», а также «Фундаментальное ядро содержания общего образования», а результаты урока прогнозируются и диагнозируются как личностные, метапредметные, предметные.
На уроках с использованием метода художественно-педагогической драматургии я использую такие приемы как: работа малыми группами, причём группы могут быть подвижными, не иметь постоянного состава; обязательная двигательная активность учащихся. Это не столько физминутка, сколько продуманная организация деятельности учащихся. Это могут быть инсценировки, пластические упражнения, перемещения в группах и т.д., а также различные виды творческих работ учащихся на уроке; использование правил театральной режиссуры: а) смена темпа и ритма; б) смена лидерства; в) смена мизансцен; оптимальное сочетание аудио-, видео – сопровождения.
Конечно, самыми распространенными формами урока становятся уроки-спектакли, урок - мастерская, уроки-погружения в эпоху, уроки-путешествия, уроки-экскурсии. В своей работе я отдаю предпочтение урокам-спектаклям и путешествиям. В связи с тем, что сам метод «завязан» на личности автора-педагога, в нем много зависит от ситуации и реакции учащихся, требует педагогической импровизации. Опыт показал, что этот метод является трудным в освоении, но предоставляет большую свободу для педагогического творчества, для учителя.
Притчи несут в себе следующие функции:
. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.
. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником - учителем, взрослым - молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.
Список литературы
Л.М. Предтеченская «Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании курса МХК». - М: Гуман. изд. ВЛАДОС, 2002.
М.С.Каган «Философия культуры». - М: ТОО ТК «Петрополис»,1996.
В.В.Лавский. «Притчи человеческие»; С.В.Махотина 1-е издание – ИП «Лотаць»,1997.
К.Д.Ушинский. «Антология гуманной педагогики». - М.,2002.
А.А.Лопатина «Христианство в притчах, легендах, рассказах». - М.: Амрита-Русь, 2010.
Т.А.Стефановская «Воспитание на уроке: новые смыслы в условиях реализации ФГОС второго поколения».-Иркутск,2012.
3