СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод шести шляп

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот классный час составлен по методу "Шесть шляп".Метод критического мышления.Его можно применять как  на уроках в любом звене,так и на совете директоров.

Просмотр содержимого документа
«Метод шести шляп»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня ,в свете требований ФГОС очень актуальной является проблема создания, использования новых приемов, способов, технологий педагогической деятельности, ориентированных на развитие способностей и возможностей ребенка.

 Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научиться учиться всю жизнь. Как научить этому  учащихся? Какими методиками и технологиями  необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность ,участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовать ключевые компетенции?

       Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать- нужно работать. Чтобы научиться общаться- нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нём. Сократ говорил: «Чтобы научиться игре на флейте, нужно (сделать паузу- возможно, аудитория закончит фразу) играть самому».Современные условия развития общества всё больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становится  более актуальными. Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от нас требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии.

     Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня, учителя начальных классов, это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что действительно актуальна технология критического мышления.Технология критического мышления как способ профилактики школьной неуспеваемости. Ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, активизировать мыслительную деятельность учащихся при решении учебных задач на уроках любого предмета, способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам.

Наверняка у вас, достаточно опытных людей, имеется большой багаж методов и приемов , которые вы используете для активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из направлений, которое вызывает  интерес и педагогов, и родителей, и детей является метод «Шесть шляп мышления», предназначенный для того, чтобы научить людей более эффективно управлять своим мышлением. Возможно, вы знакомы с этим методом?

Об этом мы и поговорим с вами сегодня.

« Метод 6 шляп» разработан доктором медицины и психологии Оксфордского университета Эдвардом де Боне, крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого и концептуального мышления.(Слайд о БОНЕ)

И для начала я прочитаю вам притчу о старом шляпнике.

ПРИТЧА

ПРИТЧА(ЖЕЛАТЕЛЬНЫ слайды,морда старика- благородного трудяги,шестерых сыновей под стать притчи:белый-деловой костюм без излишеств,типа клерка;черный-черный фрак,типаж Воланда-воплощения зла;красный-светский франт с бабочкой,тростью;желтый-румяный рыжий толстячок с веснушками; зеленый-типаж просвещенного интеллигента с одухотворенным выражением лица,синяя-типаж аналитика с калькулятором,диаграммами,схемами,чертежами).

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, беспристрастно анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, ранимым, и кому-то это нравилось, а кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Некоторых это раздражало, а кое-кто завидовал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Полагаю,что здесь нужно сделать паузу и понять,что обозначают цвета этих шести шляп. А чем закончилась притча, вы узнаете чуть позже,договорились? (Пояснения символов шляп –слайды).

Согласитесь, что погладить себя по голове одной рукой- просто! Погладьте, пожалуйста, себя по голове, теперь по животику, а теперь начертите глазами восьмёрку. Очень хорошо. А теперь сделайте это всё одновременно. Легко? А теперь представьте себя на улице: вы торопитесь,перебегаете через дорогу,из сумочки достаете мобильный телефон,вам звонят,нужно найти в блокноте информацию,

Очень часто в нашей голове происходит то же самое. Мы одновременно пытаемся удержать информацию, пытаясь при этом следовать логике. Наши эмоции также постоянно участвуют в игре. Кроме того, мы должны быть конструктивны. Иногда мы даже можем пытаться подходить к делу творчески и искать новые идеи. В результате всё это мешает прийти к конструктивному решению. Эдвард де Боно разделяет мышление на шесть типов: белая шляпа, красная, чёрная, жёлтая, зелёная, синяя)


Предлагаю немного отвлечься и разыграть всем нам известную сказку « Репка», используя метод 6 шляп. ( делимся на 6 групп. Каждая получает свой текст. На подготовку 3 мин)

Представитель каждой группы читает свою версию сказки.




"Сказка про репку" от шести шляп





Версия Белой шляпы

В хозяйстве « Последствия Октября», в центральной усадьбе проживает семья И.В. Пупыркина, который, по словам соседей, занимается выведением новых видов овощных культур. Лицензии на данный вид деятельности г. И. В. Пупыркин не имеет.

Первого мая 2001 года г. И. Пупыркин начал эксперимент по выращиванию выведенной им репы пупырчатой. Данный сорт репы получил латинское название «Репус пупыргигантикус». Товар не сертифицирован.

Согласно предположениям исследователя, данный сорт репы растет в два раза быстрее обычных сортов, а его урожайность в три-четыре раза выше, чем у имею­щихся аналогов.

Пятнадцатого июня 2001 года г. Пупыркин приступил к сбору урожая. Репа дала такой большой урожай, что семья Пупыркиных, состоящая из трех человек и двух домашних животных, не справилась с его уборкой.

После рассмотрения запроса г. И. Пупыркина правление хозяйства выделило ему репоуборочный комбайн системы «Грызун». С помощью репоуборочного ком­байна урожай был убран силами семейной бригады Пупыркиных.



Версия Черной шляпы

 В одной заброшенной деревне, в которой и было-то два полуразрушенных дома, жили-были дед да баба. Были они старые и хворые. В хозяйстве остались у них только облезлые да хромые кот с собакою, да мышь немощная. И вот, когда все были уже при смерти от недоедания, приехала из города внучка. Вся продвинутая такая: губы накрашены, пахнет дорогим парфюмом, в то время, когда родные де­душка и бабушка помирают с голоду! У бабы с дедом глаза заблестели — надежда появилась, что внучка их накормит. Но не тут-то было! Внучка тут и говорит:

— Благотворительностью заниматься сейчас невыгодно! Вы и так на свою пен­сию у меня треть налогов забираете, а еще говорите, что есть нечего! «Чтобы накормить голодного, не надо ему давать рыбу, надо научить его ловить рыбу!» — так говорят умные люди!

— Деточка! — взмолились дед с бабкой. — Да нам рыбу-то и есть нечем — зу­бов-то нет! Нам бы хоть репку вареную покушать, — просят старые.

— Нечего вам тут хандрить, да придуриваться, — отвечает внучка, — чай, не в загазованном городе живете, а на свежем воздухе! Вот вам семя репки — новый сорт, французский, голландского развеса. Посадите — вырастет. Если не отрави­тесь, семенами потом торговать будем.

Хорошо, на ту пору уже снег сошел, земля, вроде, отогрелась. Пошел дед в огород, посадил семечко.

Сидят дед с бабкой в избе неделю, другую, третью... И видят, небо все хмурит­ся, да хмурится, солнца не видно, а дождь не идет. Решил дед все-таки из дома выйти, посмотреть, что за погоды во дворе стоят такие хмурые.

Вышел дед на улицу — солнце светит. А под окном гигантская репа вымахала! В два раза больше самого деда вместе с бабкой, если их друг на дружку поста­вить! Вот что свет загораживало.

Дед и не пробовал даже вытаскивать ее из земли. Подошел так пару раз, но­жичком по кусочку отрезал, бабка сварила, они наконец поели.

На ту пору внучка опять приехала, смотрит на репу — слюни текут. Так и за­хлебнулась в слюне-то. А бабка с дедом еще долго ту репу отрезали, да варили, делились с собакой, кошкой и мышью. Только все сильно сокрушались, что наслед­ников у них нет, не на кого семена репкины оставить...



Версия Желтой шляпы

 В одной процветающей чудесной стране жила-была пара любящих друг друга, уже немолодых людей. За свою жизнь они принесли много добра: родили и воспи­тали детей — теперь те в городе живут, пользу людям приносят, построили краси­вый прочный дом — он еще и правнукам служить будет, защищали окружающую природу, помогали животным.

Несмотря на почтенный возраст, они не тратили свое время на просмотр «мыльных опер» или на обсуждение сплетен и политических новостей. Все свободное время они посвятили выведению и выращиванию новых сортов фруктов и овощей. С одной сто­роны, это приносило им дополнительный доход, а с другой — им нравился сам процесс селекции. Общее дело объединяло их и укрепляло их чувства к друг другу.

Однажды, собравшись вечером у телевизора, их дети, живущие в городе, уви­дели репортаж о вручении государственной премии родителям. Те стояли рядом с гигантской репой, которая заняла первое место на выставке достижений сельско­го хозяйства.

Премиальные деньги принесли большую пользу: внучка была отправлена на обучение в Гарвардский университет, а сами супруги наконец смогли осуществить давнюю мечту — отправились в кругосветное путешествие вместе со своими люби­мыми животными.

 Версия Красной шляпы

 — Вот жизнь, елки-палки, крестьянская, — сокрушенно сплюнул дед и раздра­женно пнул ком грязи. — И семян-то приличных не купить! Одна репа осталась, — уже печально закончил он и обессилено присел на бревно.

—Что делать, и на том спасибо при наших-то пенсиях, — примирительно вор­ковала бабка.

—Да ты что, старая, этого негодяя агронома задумала защищать, — в гневе заорал дед. — Это он все лучшие семена захапал, а нам неходовую репу подсу­нул! — и дед с чувством сломал подвернувшуюся под руки ветку.

— Ничего, ничего, ты посади, может, вырастет, — сказала бабка, смахнув, пока никто не видит, скорбную слезу.

Долго ли коротко ли, выросла репка, да такая огромная, что и солнца не ви­дать.

—Ого! — только и смог сказать дед, удивленно почесывая затылок.

—Вот бог послал, так послал! — радостно залепетала бабка. — Услышал наши молитвы, — и слезы радости полились из глаз бабки.

—А этот агроном, ничего, парень толковый, — романтично протянула внучка, но так, чтобы ее никто не услышал.

—  Нашли, чему радоваться, не мясо же выросло, — разочарованным хором тявкнули и мяукнули Жучка и Мурка.

—  Репка, конечно, не сыр, но есть можно, — загадочно пискнула мышь, урча брюхом.

Все вместе, ведомые каждый своим ожиданием, они вытащили репку. И радо­вались урожаю, как дети.

Версия Зеленой шляпы

 Когда у деда на огороде выросла невиданных размеров репка, встал вопрос: как ее выкапывать и использовать. Дед, а о нем нужно сказать, что он был заслу­женный изобретатель и рационализатор, собрал свое семейство для проведения «мозгового штурма».

— Итак, — начал он, когда его жена, внучка, собака, кот и белая мышь были в сборе, — перед нами стоит серьезная, но приятная проблема. Урожай выведенной тобой, внучка, репы, показал жизнеспособность этого сорта! Поздравляю! Он превзошел все ожидания. Но что будем делать? Предлагаю создать поле идей по проблеме — как выкопать репку. Высказывайтесь, пожалуйста!

— Предлагаю пригласить Ваньку из соседнего села с бригадой, — потупившись сказала внучка.

— Отлично, записываю, — отреагировал дед.

— А я предлагаю отрезать от репки по кусочку, пока не кончится, — сказала бабка, потирая руки.

— Отлично, записываю, — отреагировал дед.

— Предлагаю наброситься на нее всем вместе с разбегу, — протявкала поро­дистая Жучка.

— Отлично, записываю, — отреагировал дед.

— А я считаю, что ее надо поливать молоком, чтобы корни захлебнулись и сами отсоединились от земли, тут мы репку и поймаем, — мяукнул кот, облизываясь.

— Отлично, записываю, — отреагировал дед.

— А я, — пискнула белая мышь, — могу подточить корешок репки, если вы обес­печите меры безопасности.

—Замечательно, — сказал дед. — А теперь проведем оценку и отбор...

Так, продемонстрировав навыки ситуационного анализа, семья вытащила реп­ку. Потом также творчески они подошли и к проблеме ее использования.

На рынок поступили новые консервы из репы, которые принесли семье нема­лые доходы.

 Версия Синей шляпы

 Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Захотел он вытянуть ее, да не смог один. Ему потребовалась помощь всей семьи, включая даже, на первый взгляд, бесполезного и вредного персонажа. Имеется в виду, конечно, мышь. В чем смысл произошедшего не только для отдельно взятой крестьянской семьи, а для человеческого пути?

Иногда плоды наших трудов неожиданно велики. Но не надо стремиться пожи­нать их в одиночку, необходимо делиться. С другой стороны, сколько же нужно труда вложить, чтобы выросла репка, да еще большая-пребольшая? За этой про­стой метафорой скрывается колоссальный объем внутренней работы, которую делает человек, идущий своим Путем... Никто не видит этого труда, многие дума­ют, что это так просто — вырастить репку! А вы попробуйте! Нет, не каждый на это способен. Здесь, по-видимому, имеется конфликт между творцом и потребителем. Дед, посадивший репку, — творец. Потребитель — тот, кто над ним смеется. Поду­маешь, мол, репка! Но нет — репка это, конечно, не колбаса, но очень полезный продукт. Кстати, если посмотреть состав полезных веществ в колбасе и репке, кто выиграет?

Поэтому дед — дальновидный, заботливый хозяин. Он не станет выращивать продукт, вредный для потенциального потребителя, он — подвижник здорового образа жизни!

Сказка «Репка» от имени Черной шляпы

   Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Дед и думает: «Что-то здесь не так! Уж больно она огромная!» И испугался дед, что репка его – генномодифицированная. А тут рядом еще атомная электростанция, мало ли, вдруг радиация! Сел дед, пригорюнился. Решил бабку позвать, посоветоваться. Она как про радиацию услыхала, ноги в руки и бегом подальше от дома!

   Дед думает: «Как же я без бабки-то теперь? Надо внучку позвать!» А внучка с родителями в лес за грибами ушла.

   Стало темнеть, дед за бабку с внучкой еще пуще заволновался: темно все-таки, в лесу волки воют, по дорогам разбойники да бандиты всякие шастают.

   Тут Жучка залаяла, прямо с цепи срывается. «Ну все!» - подумал дед. – «Собака, и та взбесилась, все эта проклятая радиация! Совсем я один остался, некому мне помочь, хоть ложись и помирай!»  - и дед заплакал.

   Делать нечего, пошел он в избу, не сидеть же ночь на улице. А в избе кошка, лежит на печи, признаков жизни не подает. Тут с дедом чуть сердечный приступ не случился, стал он задыхаться и за сердце хвататься. «Ну все!» - думает. – «Погубила меня наша экология да эти ГМО проклятые!» Прилег дед на лавку, лежит, еле дышит. Смотрит, мышь бежит, да кусочек сыра во рту несет. «Мышка, не ешь его, он из молока коровы сделан, что на лугу у АЭС пасется!» - в панике закричал дед. А мышка себе дальше в норку побежала.

   Начал дед ворочаться на скамье с беспокойства да неудобства. Тут еще свет слепящий в глаза ему засветил… Дед со скамейки-то и упал!

   Глаза открывает, глядь, за столом бабка с внучкой, пирожки лепят, кошка сметану лижет из блюдца. «Ничего не понимаю…» - пробормотал дед. Глядь в окно, а там Жучка на цепи бегает, хвостиком виляет. А под полом мышь пищит.

   «Эх и беспокойно ты спал, дед!» - говорит ему бабка. – «Так с лавки и свалился!» Дед в недоумении, как так?! И рассказал домочадцам свой сон.

   Подивились они такому, а бабка и говорит: «Ты так распереживался наверно потому, что рядом завод нефтяной строить хотят! Так ты не бойся, мы с Никитичной сегодня с утра по деревне прошли, подписи собрали, да депутату нашему отнесли, чтоб стройку эту подальше от нас перенесли, он помочь обещал! И даже вахту для рабочих выделить!»

   Вздохнул дед с облегчением, да вдруг как подскочет: «А как же репка?!» «А что репка, ее вон 2 грядки целых! Ты если себя хорошо уже чувствуешь, то пошли урожай собирать, внучка пока пирожков напечет, Жучка будет дом сторожить да ее охранять, а кошка мышей ловить,» - сказала бабка.

   Дед обрадовался, что у них все так ладно да складно в доме, пошли они с бабкой репу убирать (вполне таких обычных размеров!). Собрали они большой урожай, которого на всю зиму хватило. И варили они репку, и тушили, и в печке запекали. Кушали да нахваливали!

   А завд построили в 10 км от деревни. Рабочие туда на новом автобусе ездят. И живут они всей деревней, поживают, добра наживают. А дед теперь спит спокойно и с лавки больше не падает!

_______________________________________________________________

 


А теперь вернемся к нашей притче.

«Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…»

-Как вы думаете, что решили сделать братья?


Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги)))


Таким образом,использование метода «Шесть шляп» в различных видах учебной деятельности будет способствовать стимулированию отставания и неуспеваемости учащихся.