Добрый день, уважаемые члены жюри!
Представляю вашему вниманию методическую мастерскую на тему «Использование современных образовательных технологий, как один из факторов развития одаренности и повышения мотивации обучающихся» СЛАЙД 1
Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность реализую с помощью современных образовательных технологий, это ИКТ, кейс-технология, проектная деятельность, интеграция, игровая технология и многие другие.
Но из всех технологий, которые используются в условиях реализации новых и обновленных стандартов, хочу остановиться на той, которая развивает творческое мышление, побуждает ученика к активной работе, способствует развитию речи и грамотного письма. СЛАЙД 2
Речь пойдёт о технологии «Развитие критического мышления» СЛАЙД 3
Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).СЛАЙД 4
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, повышается мотивация, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Это одна из технологии, которая дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности. СЛАЙД 5
-Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. СЛАЙД 6
Технология развития критического мышления включает три стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
На первом этапе ученики самостоятельно определяют цели и задачи урока, самостоятельно выходят на тему урока и формулируют её.
На данном этапе использую следующие приёмы :
-Отсроченная отгадка
-Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»
-Пазлы СЛАЙД 7
1) один из способов «вхождения» в урок - прием «Отсроченная отгадка». В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
При изучении темы «Текст. Признаки текста» в 5 классе урок начинаю с вопроса «Что общего между предметами, изображенными на слайде?» Мы видим разную ткань, оформленную в рулоны, и книгу с напечатанным текстом (СЛАЙД 8)
СЛАЙД 9
Что общего между предметами, изображенными на слайде? | В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое. Если из куска ткани вынуть хоть одну ниточку, то ткань испортится. Так и любой текст. Потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл. - Предположите, что станет на уроке предметом нашего разговора? - текст |
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Например, при прохождении тему «Корень» , дети уже знают, что корень - главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, я говорю:
- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть- вы- приставка, ну ть- суф., нуть - основа ).Тем самым я оставляю в их памяти «Яркое пятно».
Следующий приём «Пазлы»
Не секрет, что современные дети мало читают. Вернее, они читают всё: СМС, рекламу, посты - но не художественную литературу.
И для того, чтобы заинтересовать их, можно предложить сначала собрать пазл-иллюстрацию, а уже потом поработать с ним/с ней. А собрать не так-то просто! Придётся напрягаться, включать зрительную память, сравнивать элементы пазла и подбирать по форме/цвету, укладывая в нужное место, еще нужно работать на время. Пока пазл складывается - содержание иллюстрации запоминается, а значит, появляется представление о рассказе/повести/книге.
Например, сложив пазл-иллюстрацию к роману Д. Дефо "Робинзон Крузо", далёкий от чтения школьник может рассказать, что Робинзон живёт на тропическом острове с пышной растительностью; что он построил жилище, отгородив его высокой изгородью, через которую перебирается по лестнице; что он приручил коз, обеспечив себе пропитание; что одиночество его скрашивает верный друг - собака; что сумел пошить себе одежду - защиту от солнца и холода; что у него появился темнокожий друг. И я предлагаю школьнику ответить на дополнительные вопросы. Например, где Робинзон взял оружие и откуда появился темнокожий иноземец? А для этого ученику придется обратиться к тексту, то есть НАЧАТЬ ЧИТАТЬ.
Использовать игры-пазлы можно во внеурочной деятельности - на Неделе русского языка и литературы, на Неделе детской книги, на литературном КВНе или квесте и т.д.
Вторая стадия Технологии развития критического мышления – осмысление.
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
А нужно ли учить задавать вопросы? Нужно, ведь только «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
Приём «Ромашка Блума» помогает учить детей задавать вопросы.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, 6 лепестков – 6 вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. Данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4.Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
Варианты использования "Ромашки Блума" на уроках.
Возможны два варианта и всё зависит от подготовленности класса.
Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.
Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для примера я взяла небольшой текст, чтобы показать, как работает этот приём.
Работа может быть индивидуальной, парной или групповой, такую ромашку можно задать ученикам на дом.
Я предлагаю вам прочитать рассказ Григория Горина. "Ёжик". (2-3 мин). (Приложение №1)
После обсуждения каждая группа выбирает самый удачный вопрос, зачитывает его всем, заслушивает ответ других участников и прикрепляет вопрос на лепестке (или прикрепляет сам лепесток).
И таким образом отвечают все остальные группы.
Участники.
(Примерные вопросы по тексту)
1.Простой вопрос. Назовите главных героев.
2.Уточняющий вопрос. Правильно ли я поняла, что папа грустит по счастливому времени своего детства?
3.Интерпретационный вопрос (объясняющий). Почему папа рассердился, когда узнал, что сын обменял лотерейный билет на ежа?
4.Творческий вопрос. Что было бы, если бы билет оказался действительным?
5.Практический вопрос. Как бы вы поступили на месте папы?
6. Оценочный вопрос. Как вы относитесь к поступку папы?
Практическое применение этого приема: выбираются самые интересные вопросы, которые можно включить при обобщении раздела.
3. Кубик Блума (+практика с ним).
Когда мы с детьми уже освоим ромашку, можно перейти к кубику Блума.
Кубик Блума: методика использования
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Классификация вопросов
Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Например, "Назовите главных героев поэмы А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Пример: Здесь так же можно предложить ученикам прочитать текст и заполнить таблицу "Да- Нет" по тексту.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему Петр Первый был прозван Великим?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
Ты действительно думаешь, что…
Ты уверен, что…
Например: Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"?
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: Предложи, где и как можно использовать таблицу Д.И. Менделеева? Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай рифмы к этому слову. Придумай, как использовался бы этот закон в наши дни?
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал именно эту тему?
Варианты использования "Кубика Блума" на уроках
Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.
В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся можно предложить заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.
Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
Я соглашусь со словами педагога Джона Холта:«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать».
Начало формы
Конец формы
Третья стадия Технологии развития критического мышления — «Рефлексия».
Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися.
На данной стадии «Рефлексия» использую приемы
1. Игра-суд
2. Диаманта
3. «Рецепт приготовления героя /лекарства от проблемы.
Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Пример.
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
Игра «суд». Класс делится на три группы: адвокаты, прокуроры, судьи.
Можно охарактеризовать героя произведения, можно работать над проблемой произведения и т.д. Но а сегодня объявляем суд над портфелем.
Прокуроры, ваше обвинение.
Прокуроры : Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо.
Адвокаты: Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо.
Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой.
Судьи: сделать портфель на колесиках. и т.д.
«Рецепт приготовления героя /лекарства от проблемы.
Например, на классном часе по теме «Равнодушие-болезнь века», в 5 классе, дети составили рецепт приготовления лекарства от равнодушия. Использовали такие ингредиенты, как: доброта, помощь, сострадание, понимание, поддержка, любовь. Все ингредиенты собрали, смешали и наклеили на портрет равнодушного человека.
Данный прием помогает осуществлять анализ, творческий подход, интерпретацию проблемы, также развивает устную речь и коммуникативные навыки.
Технология развития критического мышления развивает речь моих учеников, обогащает их словарный запас, учит находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу, а также позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Используя на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях приемы технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес к предмету, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Приложение 1 Григорий Горин. "Ёжик" | |
Папе было сорок лет, Славику — десять, ёжику — и того меньше. Славик притащил ёжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от счастья, закричал: — Пап, смотри! Папа отложил газету и осмотрел ёжика. Ёжик был курносый и симпатичный. Кроме того, папа поощрял любовь сына к животным. Кроме того, папа сам любил животных. — Хороший ёж! — сказал папа. — Симпатяга! Где достал? — Мне мальчик во дворе дал, — сказал Славик. — Подарил, значит? — уточнил папа. — Нет, мы обменялись, — сказал Славик. — Он мне дал ёжика, а я ему билетик. — Какой ещё билетик? — Лотерейный, — сказал Славик и выпустил ёжика на пол. — Папа, ему надо молока дать.. — Погоди с молоком! — строго сказал папа. — Откуда у тебя лотерейный билет? — Я его купил, — сказал Славик. — У кого? — У дяденьки на улице... Он много таких билетов продавал. По тридцать копеек... Ой, папа, ёжик под диван полез... — Погоди ты со своим ёжиком! — нервно сказал папа и посадил Славика рядом с собой. — Как же ты отдал мальчику свой лотерейный билет?.. А вдруг этот билет что-нибудь выиграл? — Он выиграл, — сказал Славик, не переставая наблюдать за ёжиком. — То есть как это — выиграл? — тихо спросил папа, и его нос покрылся капельками пота. — Что выиграл? — Холодильник! — сказал Славик и улыбнулся. — Что такое?! — Папа как-то странно задрожал. — Холодильник?!.. Что ты мелешь?.. Откуда ты это знаешь?! — Как — откуда? — обиделся Славик. — Я его проверил по газете... Там первые три цифирки совпали... и остальные... И серия та же!.. Я уже умею проверять, папа! Я же взрослый! — Взрослый?! — Папа так зашипел, что ёжик, который вылез из-под дивана, от страха свернулся в клубок. — Взрослый?!.. Меняешь холодильник на ёжика? — Но я подумал, — испуганно сказал Славик, — я подумал, что холодильник у нас уже есть, а ёжика нет... — Замолчи! — закричал папа и вскочил с дивана. — Кто?! Кто этот мальчик?! Где он?! — Он в соседнем доме живёт, — сказал Славик и заплакал. — Его Сеня зовут... — Идём! — снова закричал папа и схватил ёжика голыми руками. — Идём быстро!! — Не пойду, — всхлипывая, сказал Славик. — Не хочу холодильник, хочу ёжика! — Да пойдём же, оболтус, — захрипел папа. — Только бы вернуть билет, я тебе сотню ёжиков куплю... — Нет... — ревел Славик. — Не купишь... Сенька и так не хотел меняться, я его еле уговорил... — Тоже, видно, мыслитель! — ехидно сказал папа. — Ну, быстро!.. Сене было лет восемь. Он стоял посреди двора и со страхом глядел на грозного папу, который в одной руке нёс Славика, а в другой — ежа. — Где? — спросил папа, надвигаясь на Сеню. — Где билет? Уголовник, возьми свою колючку и отдай билет! — У меня нет билета! — сказал Сеня и задрожал. — А где он?! — закричал папа. — Что ты с ним сделал, ростовщик? продал? — Я из него голубя сделал, — прошептал Сеня и захныкал. — Не плачь! — сказал папа, стараясь быть спокойным. — Не плачь, мальчик... значит, ты сделал из него голубя. А где этот голубок?.. Где он?.. — Он на карнизе засел... — сказал Сеня. — На каком карнизе? — Вон на том! — И Сеня показал на карниз второго этажа. Папа снял пальто и полез по водосточной трубе. Дети снизу с восторгом наблюдали за ним. Два раза папа срывался, но потом всё-таки дополз до карниза и снял маленького жёлтенького бумажного голубя, который уже слегка размок от воды. Спустившись на землю и тяжело дыша, папа развернул билетик и увидел, что он выпущен два года тому назад. — Ты его когда купил? — спросил папа у Славика. — Ещё во втором классе, — сказал Славик. — А когда проверял? — Вчера. — Это не тот тираж... — устало сказал папа. — Ну и что же? — сказал Славик. — Зато все цифирки сходятся... Папа молча отошёл в сторонку и сел на лавочку. Сердце бешено стучало у него в груди, перед глазами плыли оранжевые круги... Он тяжело опустил голову. — Папа, — тихо сказал Славик, подходя к отцу. — Ты не расстраивайся! Сенька говорит, что он всё равно отдаёт нам ёжика... — Спасибо! — сказал папа. — Спасибо, Сеня... Он встал и пошёл к дому. Ему вдруг стало очень грустно. Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа. |