Методическая мастерская
Лямцева Л.Е.
Технологии повышения мотивации обучающихся
к учебно-познавательной деятельности
на уроках русского языка и литературы
Слайд 1
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».
В.А. Сухомлинский «О воспитании»
Учителя постоянно говорят о том, что дети не хотят учиться, стали ленивыми и только некоторые стремятся к учёбе. А ведь именно недостаточная учебная мотивация является главной причиной отсутствия у учеников интереса к учёбе и, как следствие, низких учебных показателей.
Как же пробудить у ребят желание учиться?
Достижения школьников в учебной деятельности зависят не только от уровня развития их интеллекта, но и от особенностей мотивации. Ученые считают, что результаты деятельности человека всего лишь на 20-30 % зависят от интеллекта и на целых 70-80 % - от мотивов. Поэтому вопрос о мотивации учеников в современной школе без преувеличения может быть назван главным.
Люди, обладающие уникальными способностями, которых мы называем гениями, признают преобладание силы воли и трудолюбия над природными способностями человека. Так говорила и русская поэтесса М.И. Цветаева: «Гения без воли нет». Современные исследования подтверждают, что вклад мотивационных факторов в достижение высоких результатов может превышать вклад интеллекта.
Слайд 2
Что же такое учебная мотивация?
Учебная мотивация – это то, что даёт толчок ученику. Именно мотивация помогает человеку не испытывать чувство скуки и преодолевать трудности.
Слайд 3
Мотивы учения делятся на внутренние и внешние.
Внешние мотивы характеризуются взаимодействием личности с внешней средой (это требования со стороны взрослых, учителей и родителей, намеки, указания, условия и т.п.)
Внутренние – это то, что движет ребенком изнутри (познавательный интерес, потребность в интеллектуальной активности, стремление достичь лучшего результата и т.п.)
Ежедневно ученики сталкиваются с тем, что безусловно влияет на снижение их интереса к учёбе и мешает им раскрыть и развить свои способности:
- отсутствие у взрослых единых требований к себе и к детям;
- ограничение самостоятельности детей и их возможности принятия решения самостоятельно;
- не оказание взрослыми помощи при понимании сложных учебных тем.
Поэтому, без мотивации обучение для детей теряет смысл.
Однако желание и способность учиться могут быть стимулированы. Это можно сделать как на уроке, так и вне урока.
Слайд 4
К методам стимулирования мотивации на уроке относится постановка перед учащимися точной цели. Ученик должен чётко понимать, что ему нужно делать на уроке. Поэтому проговаривание целей на уроке просто необходимо, нельзя упускать этот этап урока. Цели может сформулировать сам учитель, но лучше, если их определят ученики. Например, учителем озвучивается тема урока в виде вопроса. А учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество предположений, а руководит процессом отбора сам учитель. Так учителем и учениками совместно обозначаются цели урока.
Мотивировать можно созданием ситуаций реальной жизни на уроке и поиском путей её решения. Например, учитель предлагает ученикам написать заявление о приёме на работу, о которой они мечтают. На уроке развития речи «Письмо другу» учитель предлагает ребятам написать письмо другу и отправить его по почте. Дети с радостью выполняют это задание, с нетерпением ждут ответа от друзей.
Эффективными способами создания ситуации реальной жизни, мотивирующими учащихся, являются метод проектов и проблемное обучение. При работе над проектом у школьников появляется возможность развить определенные способности и проявить себя творчески. Проблемное обучение обеспечивает прочные знания, которые добываются самостоятельно.
Важную роль играет и создание благоприятного психологического климата на уроке. Обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения – всё это поможет ученикам верить в себя, не бояться на уроке говорить и даже ошибаться. Ведь ошибка на уроке – лучше полного бездействия. А в споре рождается истина. Не стоит боятся спорить аргументированно с учениками. Пусть они попробуют убедить вас в своей точке зрения относительно какого-либо вопроса: постановки знака препинания или факта в биографии писателя. Спор все равно приведет к истине, а истина лучше закрепится в памяти ученика, чем механически заученный материал.
Мотивировать учеников можно и оценкой. Но оценивать на уроке стоит разными способами. Известно много способов проведения опроса на уроке (базовый лист, опрос по цепочке, индивидуальный, пресс-конференция и т.д.) и интересных способов проверки домашнего задания (дискуссия, интервью, кроссворд, сверка с проекторов, опрос-светофор, игровые проверки и др.)
Слайд 5
Еще один способ мотивировать детей - разнообразие форм и методов на уроках. Если учителю не интересно в школе, то и ребёнку не будет интересно на его уроках. Если не будет меняться система преподавания у учителя, то не стоит ждать изменений и от его учеников. С помощью новых заданий и методов одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному. Нельзя монотонно и однообразно вести урок и ждать от учеников высоких результатов. Так, лекция и чтение учебника - самый малоэффективный способ работы на уроке, после которых ученик усваивает лишь 10% изученного. Использование проектора, интерактивной доски, компьютеров, электронных учебников на уроке позволит запомнить ученикам 20-30% материала. Обсуждение темы в виде диспута, дискуссии даёт ученикам 50% усвоенного материала. Применение знаний на практике позволит запомнить уже 75%. И лишь обучая других, учащийся запомнит материал на целых 90%. Таким образом, умелое сочетание на уроке различных методов и приёмов повышает у детей желание учиться, проявлять свои знания и исследовать новое.
Мотивация учащихся к активности происходит и во внеурочное время. Учитель должен держать детей в курсе всех предстоящих конкурсов и зажигать интерес к участию. В течение учебного года проходит много всевозможных конкурсов: сочинений, эссе, рисунков, чтецов, где ребёнок может себя проявить. Учитель русского языка и литературы помогает готовиться ученику к участию в конкурсах чтецов, авторских стихотворений. Конкурсы рисунков позволяют ученику расширить границы понимания и ощущения русского языка и литературы и дают возможность попробовать изобразить прочитанное не только словом, но и изображённым образом, сюжетом, ассоциацией.
Углубить знания, развить волю к победе позволяют также предметные олимпиады. А введение системы публикации успехов учащихся и награды за их труды и стремления усилят желание роста и развития у учеников. Это могут быть заметки в газетах о достижениях детей, награждение учащихся на общешкольной линейке.
Слайд 6
Мотивировать детей можно и расширением возможностей самореализации учащихся. Предметные недели являются прекрасной возможностью самореализации учеников. Учителя превращают скучные для детей научные данные в интересную и понятную информацию, помогают зажечь в детях неподдельный интерес к своему предмету. В нестандартно организованной предметной неделе ребята будут участвовать с большой охотой не потому, что так учитель сказал, так надо, а потому что самому захотелось. И в это время только внутренняя мотивация движет учениками. Во время проведения таких недель, которые проводятся в школе регулярно, нетрадиционные открытые уроки делают неделю максимально интересной как для детей, так и для учителей. Интерес загорается и в учениках, и в педагогах. Столько интересных идей выдают педагоги, когда им предоставлена свобода выбора и творчества! Чем не мотивация? В рамках недели русского языка и литературы ребята разгадывают на переменах отрывные ребусы, кроссворды, рисуют свою авторскую обложку для любимой книги, участвуют в различных играх, марафонах и конкурсах. Конкурсы «Больше всего пятёрок за неделю», «Самое аккуратное ведение тетради», «Самый читающий ученик» вызывают в учениках азарт и стимулируют на старание и усердие. А на торжественном закрытии недели самых активных детей награждаем Грамотами и именными сертификатами на получение «пятёрки».
Слайд 7
Самое важное средство мотивации учебной деятельности – это мотивированная личность самого учителя. Речь педагога, его настроение, методическое мастерство, человеческие качества и обязательная увлеченность своим предметом оказывают сильнейшее влияние на учащихся. Творческий педагог, ищущий всегда, независимо от преград и спущенных сверху указаний, непременно находит свои пути к детским сердцам и душам. Дети очень «хрупкие»: можно зажечь, а можно и погасить огонёк жажды знаний в их глазах.
Повышение учебной мотивации школьников
Слайд 8
Для развития учебной мотивации в своей практике я успешно применяю дидактические игры, метод проектов, создание проблемной ситуации. Дидактические игры - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.
Слайд 9
Для мотивации ребёнка на этапе изучения нового материала, я использую приёмы: «Интересная цель», «Отсроченная отгадка», «Предположение».
Приём «Интересная цель». Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют то учебное действие, которое планирует учитель.
Приём «Отсроченная отгадка». 1 вариант. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
Приём «Предположение». Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:
Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Прием «Автор учебника». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
Прием «Фантазёры». На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Прием «Верно – неверно». Предлагаю несколько утверждений по новой теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.
На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Найди ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется.
Приём «Фантастическое превращение». Например, учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.
На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую приёмы: «Схема-опора», «Дополни», «Приведи свои примеры», «Повторение под контролем».
Прием «Схема-опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу.
Прием «Дополни». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
Прием «Приведи свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
Прием «Повторение под контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
Слайд 10
На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает следующий педагогический приём. Использую на уроках русского языка при проведении словарных диктантов и тестов. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы, которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов».
Слайд 11
Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание будут способствовать формированию учебной мотивации школьников, улучшать результаты учебной деятельности учащихся.
Познавательный интерес как мотив изучения русского языка и литературы.
Существует только один способ побудить человека что-либо сделать – заставить его захотеть это сделать. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения: если знания ребенок будет усваивать без интереса, то и прочными эти знания не станут. Таким образом, развитие познавательного интереса к предметам «Русский язык» и «Литература» оказывается очень важным.
Слайд 12
Наиболее эффективным в формировании мотивации учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности. Интерес у учащихся вызывают, например, следующие задания, которые предлагаются на уроках русского языка и литературы:
- Составьте «Энциклопедию слова» по плану:
1. Слово и его лексическое(ие) значение(я).
2. Слово и слова-родственники (однокоренные).
3. Слово и его синонимы.
4. Слово и его антонимы.
5. Слово во фразеологических оборотах.
6. Слово в пословицах и поговорках.
7. Слово в названиях произведений литературы.
8. Слово в текстах художественной литературы.
- Сочините рассказ по опорным словам.
В процессе выполнения задания необходимо сочинить связный текст, используя 7 – 10 опорных слов, список которых составлен случайным образом. После чтения составленных текстов можно предложить учащимся написать «вторую серию» — продолжение того же текста, в котором снова употребить все слова списка.
Слайд 13
- Возьмите «интервью» у писателя, при этом его ответы на ваши вопросы – это строки из его произведений.
- Составьте диалог поэтов, например, пусть о любви (Родине, революции) «поговорят» А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, а в качестве реплик диалога будут строки из их произведений.
- Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. Вы можете задать всего два-три вопроса, чтобы что-то узнать про него. Какие вопросы вы зададите? Как вы думаете, что ответит герой?
Слайд 14
Развитие любознательности каждого учащегося, воспитание интереса к познавательной деятельности осуществляется не только на учебных занятиях, но и во внеклассной работе. Участие школьников в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе способствует обогащению внутреннего мира учащихся, воспитанию активного отношения к жизни. Учащиеся с интересом работают над следующими проектами:
проект «За обеденным столом с…», результатом работы над которым становится выпуск сборников «Любимые блюда писателей» и «Любимые блюда литературных героев»;
проект «Литература и живопись», в рамках которого учащиеся работают по темам «Русские народные промыслы», «Времена года», «Поэты-художники».
Слайд 15
Организованная учебная деятельность не только способствует расширению филологических знаний учащихся, развитию интереса школьников к языку и литературе, но и развивает такие психологические качества личности, как любознательность, инициативность, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.
4