СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»





Рассмотрено

на заседании МО учителей гуманитарных дисциплин

Руководитель МО, ____________ Ахмедова Н.Р.

Пр. № ___ от « ___» _______2019г.

Согласовано

Заместитель

директора по УР _________/Халилова Ч.А./ от « ____»__________2019г.

Утверждаю

Директор школы _________Нурмагомедов С.А./

Приказ № _____________

от « ____»__________2019г.








РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

АДМИНИСТРАЦИИ ГО «ГОРОД КАСПИЙСК»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»


Рабочая программа

по русскому языку в 8 классе

учителя русского языка и литературы

Кахримановой Г.С.

Количество часов:

Всего – 102, в неделю -3 часа.



2019-2020 учебный год



Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класса, 102 часа: в неделю 3 часа


   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Нормативно-правовые документы 

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); примерной программы основного общего образования по русскому языку (Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») с учетом авторской программы  по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2009 г.), Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС, учебного плана МАОУ Шишкинской СОШ,  положения «О рабочих программах» МАОУ Шишкинской СОШ. 

 

Используется учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в учебном процессе: «Русский язык. 8 класс», Москва, «Просвещение», 2015 г., авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская.,  А.Д. Дейкина, А.М. Александрова. 

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая учебная программа –  102 ч, 3 часа в неделю. 

 

Общая характеристика учебного предмета 

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. 

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. 

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. 

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. 

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе  

 

 

формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. 

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. 

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. 

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. 

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.  

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.  

Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. 

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. 

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.  

 

Цели обучения 

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:  

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; 

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; 

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; 

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. 

 

Цели и задачи организации учебной деятельности: 

развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; 

формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;  

совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. 

 Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.  

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.  

Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.  

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. 

 

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности 

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).  

 

Формы организации образовательного процесса: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра,  урок- исследование,  урок развития речи. 

Формы организации деятельности учащихся на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная. 

Виды занятий: урок развития речи (изложение, сочинение), игровой урок, урок-зачет, тестирование, практикум. 

Технологии: развитие критического мышления, проблемно-диалоговое обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ. 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

В результате изучения русского языка ученик должен: 

знать и понимать: 

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; 

смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения; 

основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы; 

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; 

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения); 

основные единицы языка, их признаки; 

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; 

 

 

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

АУДИРОВАНИЕ: 

фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; 

формулировать вопросы по содержанию текста; 

-замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; 
ЧТЕНИЕ: 

понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; 

составлять конспект прочитанного текста; 

оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; 

прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста; 

ГОВОРЕНИЕ: 

создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; 

владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); 

-строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; 

ПИСЬМО: 

владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания); 

писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; 

вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование); 

писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; 

составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи); 

совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки; 

ТЕКСТ: 

-проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста); 

 

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ: 

-правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения; 

-анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; 

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: 

владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; 

толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.); 

пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; 

опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов; 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ: 

-разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики; 
пользоваться разными видами толковых словарей; 

верно использовать термины в текстах научного стиля; 

оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления; 

проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка; 

МОРФОЛОГИЯ: 

распознавать части речи и их формы в трудных случаях; 

правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; 

определять синтаксическую роль слов разных частей речи; 

опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа; 

ОРФОГРАФИЯ: 

применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; 

пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; 

проводить орфографический анализ текста;  

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ: 

различать изученные виды простых и сложных предложений; 

интонационно выразительно читать предложения изученных видов; 

составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; 

уместно пользоваться синтаксическими синонимами; 

правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; 

проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; 

устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; 

использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; 

применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; 

строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; 

самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; 

проводить пунктуационный анализ текста; 

аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации. 

 

                                                                           

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

 

 

 

 

Наименование темы и раздела 

Общее количество часов 

Количество часов на уроки развития речи  

  

Количество часов на тестовые, контрольные работы 

1. Русский язык в современном мире. 

       1 

2.  Повторение изученного в 5-7 классах. 

3.  Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание. 

 

 

 

Зачёт-1 

4. Простое  предложение 

5.  Двусоставные предложения. 

18 

6. Односоставные предложения. 

10 

7. Неполные предложения. 

 8. Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. 

 

11 

 

 

9.  Предложения с обособленными членами. 

12 

10.  Предложения с уточняющими обособленными членами. 

11. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. 

11 

12. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. 

10 

13. Повторение изученного за курс 8 класса. 

     ИТОГО ЗА ГОД 

102 

15 

            10 

 

 

                                                    СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

Введение. Функции русского языка в современном мире (1 час)  
Повторение изученного в 5-7 классах (8 часов) 

 
                  Синтаксис. Пунктуация. Культура речи  

               Словосочетание (6 часов) 

               1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды словосочетаний.  

               2. Умение  правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи  

               синонимические по значению словосочетания. 

                

               Простое предложение (4 часа)                

               1. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение. 

               2. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно  

                читать предложения.  

               3. Описание памятника культуры (сочинение- описание по картине) 

 

                         Двусоставные предложения. 

               Главные члены предложения (7 часов) 

               1. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире  

               между подлежащим и сказуемым. 

               2. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол- сказуемое с  

               подлежащим, выраженным словосочетанием. 

               Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого. 

   

Второстепенные члены предложения (11 часов)  

1. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство.  

2. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. 

                                                    

 

 

 

 

 

3. Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет. 

 

      Односоставные предложения (11 часов)  

1. Назывные предложения. Определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения.  

Неполные предложения. 

2. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. 

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. 

               3. Рассуждение на основе литературного произведения.                     

                

                          Простое осложненное предложение.  

 Предложения с однородными  членами (11 часов)  

1. Предложения с однородными  членами. Знаки препинания при однородных членах  

предложения. 

2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. 

3. Сравнительная характеристика двух лиц; особенности строения данного текста. 

                

               Обособленные члены предложения (14 часов).  

               1. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные уточняющие  

                члены предложения. 

               2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами.  

               Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. 

               3. Рассуждение на дискуссионную тему.                                  

 

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (21 час) 

1. Обращение. Вводные и вставные конструкции. Междометия в предложениях. 

2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. 

Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста. 

               

                

 Прямая и косвенная речь (10 часов) 

               1.  Способы передачи чужой речи.                                                   

 Диалог. Рассказ. Цитата. 

               2.Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной. 

3. Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности.  

 

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (8 часов) 

                             









Календарно- тематическое планирование по русскому языку 8 класс

102 часа (3 часа в неделю)

 

№ 

урока 

Наименование раздела/ темы 

Кол-во 

час 

Тип урока 

Основные виды деятельности (формы работы, формы контроля) 

Дата проведения 

план                факт 

                                                                              РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (1ч) 

Русский язык в современном мире 

Вводный урок 

Знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира.  

Лекция, беседа, работа с книгой 

2.09 

 

                                                                             ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 КЛАССАХ (8ч) 

2/1 

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения 

Урок повторения 

 Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности.  

Работа с книгой, упражнения. 

5.09 

 

3/2 

 

4/3 

Знаки препинания в сложном предложении 

Урок повторения 

Типы сложных предложений и средства связи в них.  

Работа с книгой, упражнения 

7.09 

 

9.09 

 

5/4 

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий 

Урок повторения 

Правописание н- нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.  

Работа с книгой, упражнения. 

12.09 

 

6/5 

Р. Изложение от 3- го лица 

Урок развития речи 

Письмо изложения от 3- го лица, кратко, в 2-х предложениях передав содержание первой части текста  до слов «Проза жизни тяготила меня», и более подробно после этих слов. Составление плана текста, пересказ от 3- го лица. 

Письмо изложения 

14.09 

 

7/6 

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи 

Урок повторения 

Трудности при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, расставлять пропущенные знаки препинания в предложениях. Работа с книгой, упражнения. 

Сочинение- письмо другу 

16.09 

 

8/7 

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» с грамматическим заданием 

Урок контроля 

Систематизация знаний, контроль.  

Контрольный диктант с грамматическим заданием 

19.09 

 

9/8 

Анализ диктанта и работа над ошибками 

Урок работы над ошибками 

Классификация и исправление допущенных ошибок. Исправление допущенных ошибок, их словесное или графическое комментирование, примеры.  

Работа над ошибками 

 

 

 

 

21.09 

 

                                                                              СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6ч) 

10/1 

Основные единицы синтаксиса. 

 Р. Текст как единица синтаксиса     

Урок усвоения новых знаний 

Углубление представлений о новом разделе- синтаксисе и пунктуации; основные единицы синтаксиса; различие единиц языка по назначению; текст как единица языка.  

Работа с книгой, упражнения 

23.09 

 

11/2 

Предложение как единица синтаксиса. 

Р. Сжатое изложение 

Урок усвоения новых знаний, развития речи 

Основное свойство предложения; отличие слова и словосочетания от предложения. Написание сжатого изложения.  

Работа с книгой, упражнения, творческая работа - сжатое изложение 

26.09 

 

12/3 

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний 

Урок усвоения новых знаний 

Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в словосочетании; главное и зависимое слово в словосочетании; виды словосочетаний.  

Беседа, проблемные задания 

28.09 

 

13/4 

Синтаксические связи слов в словосочетании 

Урок усвоения новых знаний 

Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).  

Беседа, проблемные задания 

30.09 

 

14/5 

Синтаксический разбор словосочетания 

Урок усвоения новых знаний 

План синтаксического разбора словосочетания. Самостоятельная работа, беседа, синтаксический разбор 

 

3.10 

 

15/6 

Зачёт по теме «Словосочетание» 

Урок контроля 

 Систематизация знаний, контроль.  

Зачёт по контрольным вопросам и проверочная работа 

5.10 

 

                                                                         ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4ч) 

16/1 

Грамматическая (предикативная) основа предложения 

 

Урок усвоения новых знаний 

 Строение предложения, виды по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды простого предложения (односоставные и двусоставные).  

Беседа, работа с книгой. 

 

Р. Изложение по тексту К.Паустовского с изображением картины окружающей действительности как возможной или желательной. 

7.10 

 

17/2 

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение 

Урок усвоения новых знаний 

Прямой и обратный порядок слов, логическое ударение в предложении.  

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, интонационный диктант. 

10.10 

 

18/3 

 

19/4 

Р. Описание памятника культуры (сочинение- описание по картине)  

Урок развития речи 

Редактирование текста. Определение темы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения. 

 Работа с текстом. 

Творческая работа 

 

 

12.10 

 

14.10 

 

                                                                         ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (18ч)  

                                                                            ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7ч) 

20/1 

Главные члены предложения. 

Подлежащее 

Комбинированный урок 

Главные члены предложения; подлежащее и способы его выражения. 

Находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего.  

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы 

7.10 

 

21/2 

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое 

Комбинированный урок 

Сказуемое, его основные типы и способы выражения, связь сказуемого с подлежащим. Понятие простое глагольное сказуемое. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим.  

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица 

19.10 

 

22/3 

 

 

23/4 

Составное 

сказуемое. 

Составное 

глагольное 

сказуемое. 

 

Составное 

именное 

сказуемое 

Урок усвоения новых знаний 

Понятие составное сказуемое. Отличительные  

особенности составного глагольного сказуемого от составного именного. 

 

 Беседа,  

проблемные задания, работа с текстами, таблица 

21.10 

 

 

24.10 

 

24/5 

Тире между подлежащим и сказуемым 

Комбинированный урок 

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.  

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант 

26.10 

 

25/6 

Контрольный диктант с грамматическим  

заданием 

Урок контроля 

Систематизация знаний, контроль.  

Контрольный диктант с  

грамматическим заданием 

28.10 

 

26/7 

Анализ диктанта и работа над ошибками 

Урок работы над ошибками 

Классификация и исправление допущенных ошибок.  

Работа над ошибками 

7.11 

 

                                                                              ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч) 

27/1 

Роль 

второстепенных членов в предложении. Дополнение 

Комбинированный урок 

Понятие  

второстепенные члены предложения. Дополнение: прямое и косвенное. Смыслоразличительная роль порядка слов.  

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант 

9.11 

 

28/2 

Определение 

Комбинированный урок 

Согласованные и 

 несогласованные  

определения, способы их выражения. 

Беседа, работа с книгой 

 

 

11.11 

 

29/3 

Приложение. Знаки препинания при нём 

Урок усвоения новых знаний 

Приложение как разновидность  

определения. 

Беседа, работа с книгой 

14.11 

 

 

30/4 

 

31/5 

Обстоятельство 

Комбинированный урок 

Понятие обстоятельства; 

 обстоятельства места,  

времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия. 

 Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант 

16.11 

 

18.11 

 

32/6 

Синтаксический разбор двусоставного предложения 

Урок усвоения новых знаний 

План разбора двусоставного предложения. Тренинг 

21.11 

 

33/7 

 

 

34/8 

Р.Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет 

Урок развития речи 

Понятие групповой портрет. Отбор материала для  

сочинения по картине с групповым портретом, составление плана, определение идеи и темы сочинения. Упражнения, составление плана, творческая работа 

23.11 

 

 

25.11 

 

35/9 

Повторение по теме «Двусоставные предложения» 

Урок повторения и обобщения полученных знаний 

Систематизация знаний по теме. 

 Тренинг 

28.11 

 

36/10 

Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» с грамматическим заданием 

Урок контроля 

Систематизация знаний, контроль.  

Контрольный диктант с  

грамматическим заданием 

 

 

 

30.11 

 

37/11 

Анализ диктанта и работа над ошибками 

Урок работы над ошибками 

Классификация и исправление допущенных ошибок. 

 Работа над ошибками 

2.12 

 

                                                                                   ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч) 

38/1 

Главный член 

односоставного 

предложения. 

Назывные 

предложения 

Урок усвоения новых знаний 

Особенности смысловых значений односоставных  

предложений в  

сопоставлении с  

двусоставными; типы  

односоставных предложений. Назывные предложения.  

Беседа, работа с книгой. Диктант  

5.12 

 

39/2 

Определённо-личные  

предложения 

Урок усвоения новых знаний 

Особенности смысловых значений односоставных 

предложений в  

сопоставлении с  

двусоставными; типы  

односоставных предложений. Определённо-личные предложения. 

Диктант, беседа, проблемные задания, работа с книгой 

7.12 

 

40/3 

Неопределённо-личные предложения 

Урок усвоения новых знаний 

Особенности смысловых значений односоставных  

предложений в  

сопоставлении с  

двусоставными; типы  

односоставных предложений. Неопределённо-личные предложения. 

Беседа, проблемные задания,  

упражнения, работа с книгой.  

 

 

 

Рассуждения на тему «Почему в рассказах И.С.Тургенева много неопределённо- личных предложений?» 

9.12 

 

41/4 

Р. Инструкция 

Урок развития речи 

Особенности составления инструкции.  

Упражнения, работа с учебником, тренинг 

12.12 

 

42/5 

Безличные предложения 

Урок усвоения новых знаний 

Знакомство с безличными предложениями; с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях. Упражнения, работа с учебником, тренинг, сочинение- миниатюра «Осенний дождь» 

14.12 

 

43/6 

Р. Рассуждение. 

Урок развития речи 

 Обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказательств; тезис и антитезис; риторический вопрос. 

 Работа с текстами, опорный конспект, изложение по тексту К.Паустовского, диктант 

 

 

 

 

16.12 

 

44/7 

Неполные предложения. 

Урок усвоения новых знаний 

Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления, роль неполных предложений в  

текстах художественных произведений.  

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания 

19.12 

 

45/8 

Синтаксический разбор  

односоставного 

 предложения 

Урок усвоения новых знаний 

План синтаксического разбора Тренинг 

21.12 

 

46/9 

Повторение по теме «Односоставные предложения» 

Урок повторения и обобщения полученных знаний 

Систематизация знаний по теме. Структура односоставных предложений и их роль в текстах художественных  

произведений.  

Тренинг,  

контрольные вопросы 

23.12 

 

47/10 

Контрольный диктант по теме  

«Односоставные предложения» с грамматическим  

заданием 

Урок контроля 

Систематизация знаний, контроль. 

 Контрольный диктант с  

грамматическим заданием 

26.12 

 

48/11 

Анализ диктанта и работа над ошибками 

Урок работы над ошибками 

Классификация и исправление допущенных ошибок.  

Работа над ошибками 

 

 

 

 

28.12 

 

                                                                                ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (25ч) 

                                                                                        ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч) 

49/1 

Понятие об  

осложнённом предложении. Понятие об  

однородных членах предложения 

Урок усвоения новых знаний 

Понятие об осложнённом 

предложении. Использование предложений с однородными членами в текстах и в речи.  

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, диктант  

30.12 

 

50/2 

Однородные члены предложения,  

связанные только  

перечислительной интонацией, и пунктуация при них 

Комбинированный урок 

Пунктуация при однородных членах предложения.  

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания 

16.01 

 

51/3 

Однородные и неоднородные определения 

Комбинированный  

урок 

Различие однородных и неоднородных определений,  

оформление их пунктуационно.  

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, диктант 

18.01 

 

52/4 

Однородные члены, связанные  

сочинительными  

союзами, и  

пунктуация при них 

Комбинированный  

урок 

Сочинительные союзы и знаки препинания при них.  

Отсутствие запятой во  

фразеологических оборотах с  

повторяющимися союзами и ... и, ни ... ни  

 

 

Работа с текстами художественных произведений, упражнения,  

проблемные задания, опорные схемы и таблицы 

20.01 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53/5 

Р.Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения 

Урок развития речи 

Сравнительная  

характеристика двух женщин (чем различаются мать и дочь). Работа с текстом, творческая работа 

23.01 

 

54/6 

 

 

55/7 

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них 

Комбинированный урок 

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Правила постановки знаков  

препинания при обобщающих словах с однородными членами.  

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы 

25.01 

 

 

27.01 

 

56/8 

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами 

Комбинированный урок 

План синтаксического и пунктуационного разбора. Тренинг 

30.01 

 

57/9 

Повторение по теме «Предложения с  

однородными членами» 

Комбинированный урок 

Систематизация знаний по теме; использование предложений с однородными и неоднородными членами. Работа с текстами художественных произведений,  

 

упражнения, проблемные  

задания, опорные схемы и таблицы, сочинение-отзыв «Осенние дожди» 

1.02 

 

58/10 

Диктант с  

грамматическим заданием по теме «Предложения с  

однородными членами» 

Урок контроля 

Систематизация знаний, контроль. Ликвидация пробелов.  

Контрольный диктант с  

грамматическим заданием 

3.02 

 

59/11 

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 

Урок работы над ошибками 

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов.  

Работа над ошибками 

6.02 

 

                                                          ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (14ч) 

60/1 

Понятие 

об обособлении. 

Обособленные 

определения. 

Выделительные 

знаки препинания при них 

Комбинированный урок 

Обособленные члены предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений.  

Упражнения,  

проблемные задания, опорные схемы и таблицы.  

Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении. 

8.02 

 

61/2 

 

62/3 

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений 

Комбинированный урок 

Общие правила обособления  

согласованных  

распространённых и  

нераспространённых  

определений.  

Рассказ, беседа, работа с книгой, опорные записи,  

 

кодированный диктант,  

выборочная работа на материале произведений И. С. Тургенева 

10.02 

 

13.02 

 

 

 

63/4 

 

 

64/5 

Р.Рассуждение на дискуссионную тему (упр. 302) 

Урок развития речи 

Обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы  

доказательств; тезис и  

антитезис; риторический вопрос.  

Беседа, творческая работа 

15.02 

 

 

17.02 

 

65/6 

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них 

Урок усвоения новых знаний 

Правила обособления приложений.  

Упражнения,  

проблемные задания, опорные схемы и таблицы. Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в  

изучаемом художественном произведении 

20.02 

 

66/7 

 

 

67/8 

Обособленные обстоятельства.  

 

Выделенные знаки препинания при них 

Комбинированный урок 

Условия обособления деепричастий и  

деепричастных оборотов. Тестирование по теме,  

упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы 

22.02 

 

 

24.02 

 

 

68/9 

 

 

69/10 

Обособленные уточняющие члены предложения.  

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах 

 

предложения 

Урок усвоения новых знаний 

Понятие об уточняющих членах предложения.  

Тестирование по теме,  

упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы, мини-сочинение  

 

«Изобретения наших дней» 

27.02 

 

 

1.03 

 

70/11 

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами 

Урок усвоения новых знаний 

Планы разборов. Производить  

синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами.  

Тренинг 

3.03 

 

71/12 

Повторение по теме  

«Предложения с  

обособленными членами» 

Урок- зачет 

Проверка знания  

теоретического материала по теме, обобщение изученного. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания,  

упражнения, тестирование 

6.03 

 

72/13 

Диктант с  

грамматическим заданием по теме «Обособленные члены  

предложения» 

Урок контроля 

Систематизация знаний, контроль.  

Контрольный диктант с  

грамматическим заданием 

10.03 

 

73/14 

Анализ  

контрольной  

работы. Работа над ошибками 

Урок работы над ошибками 

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов.  

Работа над ошибками 

13.03 

 

                         СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (21ч) 

                                                                                           ОБРАЩЕНИЕ (2ч) 

74/1 

 

 

75/2 

Обращение.  

 

 

Назначение  

обращения. 

Комбинированный урок 

Сведения обобращении: назначение обращений, обращения распространённые и нераспространённые, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обращений.  

Упражнения, тренинг, практикум 

 

15.03 

 

 

 

17.03 

 

 

 

 

 

                                                           ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (9ч) 

76/1 

 

 

77/2 

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению. 

 Урок усвоения новых знаний 

Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. 

Группы вводных слов. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения 

20.03 

 

 

22.03 

 

78/3 

 

 

 

 

79/4 

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. 

Урок усвоения новых знаний 

 Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, диктант (упр.376), выборочный диктант (упр.390) 

24.03 

 

 

 

 

3.04 

 

80/5 

Междометия в предложении 

Урок усвоения новых знаний 

Междометия – «эмоциональные сигналы». Выделительные знаки препинания при междометиях. 

Упражнения, тренинг, практикум 

5.04 

 

81/6 

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами  

предложения 

Урок усвоения новых знаний 

План синтаксического и пунктуационного разбора предложений со словами,  

словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. 

 

 

Упражнения, тренинг, практикум 

7.04 

 

82/7 

Повторение по теме «Предложения с  

вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» 

Комбинированный урок 

Проверка знания  

теоретического материала по теме, обобщение изученного. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания,  

упражнения, тестирование 

10.04 

 

83/8 

Диктант с 

 грамматическим  

заданием по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с  

обращениями.  

Междометия в  

предложении» 

Урок контроля 

Систематизация знаний, контроль.  

Контрольный диктант с  

грамматическим заданием 

12.04 

 

84/9 

Анализ  

контрольной работыРабота над ошибками 

Урок работы над ошибками 

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов.  

Работа над ошибками 

14.04 

 

                                                                                               ЧУЖАЯ РЕЧЬ (10ч) 

85/1 

Понятие о чужой речи.  

Комментирующая часть 

Урок усвоения новых знаний 

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.  

Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части. Упражнения, тренинг, практикум 

 

 

17.04 

 

86/2 

Прямая 

и косвенная 

речь 

Комбинированный урок 

Отличие прямой речи от косвенной.  

Упражнения, тренинг, практикум 

19.04 

 

87/3 

Прямая речь 

Комбинированный урок 

Формирование у учащихся умений нахождения предложений с прямой речью в текстах изучаемых  

произведений (интеграция с уроками литературы); расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью,  

разорванной комментирующей частью; выписывать предложения с косвенной  

речью, соответствующие схемам (из главы 7 повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»); самостоятельно строить схемы предложений. 

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания,  

упражнения 

21.04 

 

88/4 

Диалог 

1 

Комбинированный урок 

Составление диалогов. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания,  

упражнения, творческая работа 

 

 

 

24.04 

 

89/5 

Р.Рассказ 

Урок развития речи 

Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности.  

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания 

26.04 

 

90/6 

Цитата 

Урок усвоения новых знаний 

Способы передачи чужой речи. Цитата - дословная выдержка из чужой речи.  

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания,  

рецензирование домашних творческих работ (интервью) 

28.04 

 

91/7 

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью 

Урок усвоения новых знаний 

Формирование знаний и умений выполнения устного и письменного разбора предложений с чужой речью. 

 Тренинг 

3.05 

 

92/8 

Повторение по теме «Чужая речь» 

Урок повторения и систематизации полученных знаний 

Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания,  

упражнения, тестирование 

5.05 

 

93/9 

Диктант с  

грамматическим заданием по теме «Чужая речь» 

Урок контроля 

Систематизация знаний, контроль.  

Контрольный диктант с  

грамматическим заданием 

8.05 

 

94/10 

Анализ  

контрольной  

работы. Работа над ошибками 

Урок работы над ошибками 

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов.  

.Работа над ошибками 

 

 

10.05 

 

 

 

                                        ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (8ч) 

95/1 

Синтаксис и морфология 

Комбинированный урок 

Первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи.  

Выборочная  

работа с текстами художественных произведений, проблемные задания,  

упражнения, тестирование 

12.05 

 

96/2 

 

 

97/3 

Синтаксис и пунктуация 

 

Систематизация знаний изученных языковых явлений. Беседа, упражнения,  

самостоятельная работа, творческая работа (р/р: подробное изложение),  

орфографическая работа 

15.05 

 

 

17.05 

 

 

 

98/4 

Итоговая  

контрольная работа 

Урок контроля 

Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся. 

 Тест, анализ текста 

19.05 

 

99/5 

Синтаксис 

и культура речи 

Комбинированный урок 

Три составляющие компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный. Тренинг, работа со словарём,  

редактирование текста. 

22.05 

 

100/6 

Синтаксис и орфография 

Комбинированный урок 

Формирование знаний основных норм русского языка (грамматических, орфографических, пунктуационных). 

Кодированный  диктант, сводные таблицы, упражнения. 

 

 

 

24.05 

 

101/7 

 

 

102/8 

Итоговая работа по развитию речи 

Урок развития речи 

Комплексный анализ текста. Работа по плану; 

1)рассмотрение 
текста; 

2) выразительное 
чтение; 

3) обдумывание 
заголовка к тексту; 

4)тема,  основная мысль; 

5)микротемы, 
план; 

6)средства связи; 

7)стиль речи, тип речи, жанр; 

8)стилистические возможности 

26.05 

 

 

29.05 

 

 

 

                                            МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                                                                                                               Учебно – методический комплект: 

Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. - М.: Просвещение, 2015. 

Развёрнутое тематическое планирование по программе под редакцией М. Баранова, Т. Ладыженской, М. Шанского.- Волгоград: «Учитель», 2011. 

«Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки», авт.- сост. Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. – М.: «Просвещение», 2012. 

 

                                                                    Дополнительная литература  

     1. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Л. И. Косивцева.- Волгоград: «Учитель», 2003. 

     2. Как написать сочинение? (справочник школьника).- Москва, 1997. 

     3. . Русский язык для 5 – 8 классов ( основные правила, образцы разбора, словарные слова и др.). Л. А. Орлова. – Волгоград: «Учитель – АСТ». 

     4. Обучение сочинениям. 5 – 8 класс. А. М. Гринина – Земскова.- Волгоград: «Учитель». 

     5. Сочинения по русскому языку и литературе для 5 – 8 классов. Л. Н. Ситникова. – Волгоград: «Учитель – АСТ». 

     6. Диктанты и изложения. 5 – 8 класс. В. О. Зюба. – Волгоград: «Учитель – АСТ». 

     7. Русский язык 5-11классы: диктанты/ сост. Г. П. Попова. – Волгоград: «Учитель», 2015.