ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАХОДКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОМПЛЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
«КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ»
специальности 40.02.02.Правоохранительная деятельность, 38.02.01.Экономика и бухгалтерский учет,19.02.10.Технология продуктов общественного питания, 40.02.01.Право и организация социального обеспечения
(для учебных заведений СПО)
НАХОДКА,2018
Составители:
Л.Н.Саликова, преподаватель русского языка и литературы
Представленный комплект методических указаний разработан на основе рабочей программы по учебной дисциплине Литература по специальностям 40.02.02.Правоохранительная деятельность, 38.02.01.Экономика и бухгалтерский учет,19.02.10.Технология продуктов общественного питания, 40.02.01.Право и организация социального обеспечения. Учебно-методическое пособие имеет практическую значимость для обучающихся КГБ ПОУ «НГГПК». В методических указаниях чётко сформулирована тема, цель самостоятельной работы, порядок её выполнения (план выполнения, инструктаж),требования к результатам работы, представлены задания, рекомендуемые для контроля знаний после проведения самостоятельной работы, указана литература (основная, дополнительная), интернет-ресурсы.
Целью учебно-методических указаний является повышение эффективности образовательного процесса, развитие общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по специальностям 40.02.02.Правоохранительная деятельность, 38.02.01.Экономика и бухгалтерский учет,19.02.10.Технология продуктов общественного питания, 40.02.01.Право и организация социального обеспечения.
Данное учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию для организации самостоятельной деятельности студентов КГБ ПОУ «НГГПК».
Содержание
1.Введение………………………………………………………………3
2.Общие правила………………………………………………………. 4
3.Типология ошибок……………………………………………………5
4.Композиция сочинения……………………………………………….7
Приложение №1………………………………………………………10
Приложение №2………………………………………………………12
Приложение №3………………………………………………………12
Литература……………………………………………………………..12
I.Введение
Обучение письменной речи в методике издавна называется развитием речи. Письменной речью, как и чтением, студенты и абитуриенты, как правило, овладевают в школе; при этом используется их практическое владение устной речью, знание употребительной лексики, грамматики родного языка. В процессе учебной деятельности развиваются все функциональные разновидности речи, но особое значение приобретает речь как средство познания, сохранения и передачи информации.
В разработке студенту или абитуриенту предлагается руководство по написанию сочинения в виде общих правил. Основное внимание сконцентрировано на положениях, в которых, как правило, допускаются ошибки при выполнении данного вида работы:
неумение раскрыть тему и основную мысль создаваемого текста;
отсутствие систематизации материала, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает создание содержательного плана теста);
редактирование, совершенствование и исправление написанного.
2.Общие правила
Продолжительность письменного экзамена по русскому языку и литературе (сочинение) составляет четыре астрономических часа (240 минут) без перерыва. Отсчёт времени ведется с момента объявления темы сочинения.
С первых минут письменного экзамена сосредоточьтесь на работе и разумно распределите время: час-полтора - на черновик, 40 минут – на проверку, остальное время уделите чистовику.
Не стремитесь написать в черновике полный текст сочинения. Целесообразнее, выбрав тему и определив заключённый в ней вопрос, использовать черновик для составления плана, чтобы ясно представить, чём и в какой последовательности вы будете писать. После обдумывания плана можно записать цитаты и эпизоды из произведения, которые избавят ваше сочинение от голословности. Таим образом, в черновике будет как бы «скелет» вашего сочинения - основа, подкреплённая текстовым материалом. Переписывая на чистовик на этой основе, вы последовательнее и логичнее построите свои рассуждения, не сбиваясь на частности и не отходя от темы.
Следующий этап – это работа над чистовиком. Здесь сочинение приобретает полную, законченную форму. Прежде всего необходимо точно списать с доски название темы. План переписывать в чистовик не надо. Сочинение должно быть написано чётким, разборчивым почерком с соблюдением красной строки.
Объём сочинения должен быть не менее 600- 650 слов, включая служебные, то есть не менее полутора из двух выдаваемых абитуриенту листов.
Пишите ёмко, лаконично, просто. Старайтесь, чтобы язык сочинения соответствовал литературным нормам. Не следует загромождать предложения обилием сложных конструкций, вводных слов, «витиеватостей». Часто абитуриенты, стремясь «выражаться красиво», путаются в придаточных предложения и умножают этим количество допущенных ошибок.
Заключительный этап письменной экзаменационной работы – проверка. Не оставляйте её на последние минуты! Вам необходимо перечитать сочинение трижды. Рекомендуется в первый раз прочитать его как обычно, стараясь уловить, нет ли явных ошибок, косноязычия, неполноты рассуждений и выводов. Во второй раз сочинение следует прочитать от последней фразы к первой. Такая проверка позволит вам сконцентрировать внимание на грамматике, орфографии и пунктуации, не отвлекаясь на содержание – смысловая связность текста нарушается, и вы проверяете как бы от дельные предложения. Практика показывает высокую эффективность такой проверки. При третьем прочтении вы окончательно вникаете в содержание, проверяя:
правильно ли раскрыта тема, содержится ли в сочинении ответ на поставленный вопрос;
достаточно ли много приведено аргументов для раскрытия темы;
не искажены ли факты;
не подменен ли анализ текста произведения пересказом сюжета;
есть ли соответствие между частями сочинения и логический переход от одой части к другой.
Запомните!
Оценивается правильность и грамотность речи, а не её усложненность и витиеватость. Перед сочинением, например, полезно прочитать критические статьи В.Белинского, И.Гончарова, а также письма А.С.Пушкина, А.П.Чехова. Рекомендуется законспектировать какую-либо статью для тренировки не только зрительной , но и механической памяти. Особенно этот совет
подходит тем, кто не уверен, что пишет без ошибок.
3.Типология ошибок
1.Орфографичекие ошибки (ошибки, связанные с нарушением правил правописания частей речи):
а) правописание приставок НЕ и НН в суффиксах;
б) правописание наречий;
г) правописание О и Е после шипящих и Ц;
д) правописание личных окончаний глаголов;
е) правописание производных предлогов (ввиду, вследствие, в течение, в целях и др.), а также правописание союзов тоже, также, чтобы.
При подготовке к письменному экзамену повторите эти правила!
2.Пунктуационные ошибки (ошибки при расстановке знаков препинания):
а) вводные слова и предложения;
б) обособление причастий и деепричастий;
в) сложные предложения с несколькими видами придаточных;
г) сложные предложения с разными видами связи;
д) прямая и косвенная речь.
3. Стилистические ошибки:
а) неверное словоупотребление или словообразование.
Например: играть значение(вместо иметь значение, играть роль);
б) неправильно употребление деепричастных оборотов. Например: Читая стихи Пушкина, нас не покидает ощущение искренности и простоты великого поэта;
ЗАПОМНИТЕ! Одиночные деепричастия и деепричастные обороты могут употребляться только тогда, когда субъект, выполняющий действие, выраженное деепричастием, представлен именительным падежом! Один и тот же субъект производит и действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием. Проверить это можно, превратив деепричастие в глагол и поставив союз и между ним и сказуемым. Например, в нашем случае это будет выглядеть так: Мы читаем стихи Пушкина и ощущаем его искренность и простоту. Субъект, выполняющий действие, представлен местоимением в именительном падеже. В приведенном же примере из сочинения получается, что Ощущение читает и не покидать, что является стилистической ошибкой.
в) неоправданное введение просторечных и разговорных выражений. Например: Уж шмякнулся на дно ущелья;
г) тавтология. Например: основной лейтмотив («лейт» - основной, главный, ведущий. Это значит уже содержится в термине, а потому предшествующее ему прилагательное – лишнее);
д) нарушение связи слов в предложении.
Например: Сейчас диктор подтвердил о том, что в стране совершен переворот. Поколение наших дедов делали революцию.
4.Грамматические ошибки (ошибки как следствие недостаточного знания правил русской грамматики) очень часто грамматические ошибки являются причиной торопливости и невнимательности абитуриентов при проверке сочинения. Например: Герой убеждается, что построить справедливого общества…
А закончить словами хочу замечательного русского поэта Некрасова, сказанных о Белинском.
Он говорит, что его «душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит»…
5.Речевые ошибки (ошибки как следствие низкого интеллектуального уровня учащихся). Например: Автор выражает через своего героя часть своего мировоззрения.
Одним из числа таких произведений является стихотворение «Пророк»…
Первым его ранним произведением является рассказ «Макар Чудра»…
Хотелось бы взглянуть на этого нового самоочищенного Раскольникова.
6.Фактические ошибки (ошибки как следствие недостаточного знания текста художественного произведения или фактора действительности). Например: Герой произведения находится в « Чахлой и скупой пустыне»…
Пушкин при жизни не был понят и принят современниками.
«Но капли крови твоей горячей искры во мраке света», - пишет Горький.
ЗАПОМНИТЕ!
Хорошей тренировкой перед сочинением будет самостоятельное переписывание фрагментов художественного текста с последующей самопроверкой – для тренировки руки и внимания. Особенно хорошо использовать для этой работы тексты произведений Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А. Платонова второй вид тренировки – взаимодиктат. Выполнять этот вид работы следует вдвоем с товарищем. Сначала вы диктуете ему текст и проверяете его грамотность, потом он диктует и проверяет вашу грамотность.
Необходимо знание художественного текста и интерес к нему, умение разбираться в контексте эпохи и находить связь с современностью. Без этого трудно написать хорошее сочинение.
4. Композиция сочинения
Сочинение должно иметь три части: вступление, основную часть и заключение. По объему вступление и заключение, вмести взятые, должны составлять третью часть сочинения. Две трети объема приходиться на основную часть. Иначе говоря, основная часть по объему должна быть больше, чес вступление и заключение, вместе взятые.
Вступление
Вступление подготавливает восприятие рассуждений по теме, определяет основную мысль сочинения и предваряет тезисы, выдвигаемые в главной части. Во вступлении вы намечаете мотивы, которые окончательно обоснуете и разовьете в дальнейшем.
Содержание вступления может быть разным:
Объяснение мотивов, побудивших абитуриента выбрать именно эту тему;
Обозначение вопросов, которые он думает раскрыть;
Показ того, какую роль в жизни и творчестве писателя играла обозначенная проблема;
Можно задуматься над тем, насколько волновал в свое время общественность и читателей вопрос, который лег в основу сочинения;
Можно поразмышлять о среде и исторических условиях, которые формировали писателя и его героев, а также о том, какие цели преследовал писатель, когда писал свое произведение.
Конечно, не стоит пытаться «объять необъятное» и отвечать во вступлении на все перечисленные вопросы – их следует отобрать с учетом конкретной темы.
Итак, вариантов много, но важно усвоить, что вступление, основная часть и заключение – это начало, середина и конец единого сочинения. Поэтому вы должны помнить о необходимости плавного и логически стройного перехода от одной части к другой: во вступлении наметить мысль, в основной части – развить ее, а в заключение – заключить. Иначе говоря, во вступление поставить перед собой задачу, в основной части представить ее развернутое решение, а в заключении дать окончательный ответ, кратко повторив основные моменты.
Главная (основная) часть
Главная часть сочинения состоит из тезиса (тезисов) и аргументов, его (их) обосновывающих. Чтобы сформировать основной тезис, необходимо;
Найти вопрос, заключенный в теме;
б) Дать на него ответ;
в) На основе ответа вывести тезис;
г) Подобрать аргументы для обоснования тезиса.
Для облегчения работы очень полезно писать план сочинения по схеме «тезис – аргумент» . Это поможет вам не тонуть в материале, не допустить распыления на частности и отхода от основной темы.
Аргументы – это факторы, составляющие содержание произведения, идеи и мысли его автора, а также знаний, полученные из анализа критических статей. Это также и факты действительности, собственные суждения автора сочинения. Только не надо забывать, что темы обычно предполагают анализа произведения, то есть увидеть и объективно проанализировать в тех или иных художественных формах авторскую позицию, а не ваше субъективное мнение. Неумение понять замысел автора и его отношение к своим героям ведет к наивному, неэстетическому восприятию художественного текста. Для того, чтобы избежать оплошностей, попробуйте мысленно перенестись в то время, когда писалось произведение, проникнуться настроениями и духом этой эпохи.
Есть темы, дающие больше простора для выражения ваших собственных суждений, например: « Мое любимое стихотворение», «Пушкин – наш современник» и т.д. но в этом случае не забывайте об авторе, а том, что перед вами – художественное произведение.
Заключительная часть
Заключение – обязательная композиционная часть сочинения. Оно придает рассуждениям законченный вид подводит итоги. Необходимо помнить, что выводы определяются целью рассуждений. Вы должны подтвердить то, что аргументировали тезис достаточно убедительно, обобщить выводы, доказанные в главной части. В заключении кратко повторяют основные мысли, намеченные во вступлении и доказанные в главной части.
В заключительной части сочинения могут быть ответы на следующие вопросы:
Добился ли автор воплощения своей идеи в произведение?
Что хотел сказать людям автор, создавая конкретный образ?
Каков был общественный резонанс его произведения?
Какого значение этого произведения в наши дни?
Какое значение для Вас лично произведение и его герои?
Разумеется, в зависимости от темы сочинения вы выбираете те или иные вопросы. Заключительная часть сочинения должна быть полной, но не растянутой. Помните об этом!
Приложение № 1
ПРИМЕРЫ РАЗЛИЧНЫХ ОШИБОК ИЗ СОЧИНЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ
План сочинения
Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока
Тема «страшного мира» - сквозная в творчестве Блока. Часто ее трактуют лишь как тему обличия «буржуазной действительности». Но это только внешняя, легко видимая сторона. Есть и более глубинная суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывая его тлетворное воздействие, теряет нравственные ценности, трагически переживает ощущение собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.
В «страшном мире» отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства:
а) вместо любви – «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Черная кровь»);
б) лирический герой цикла «Страшный мир» растачивает сокровища своей души; то он лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («Демон»), то – «стареющий юноша» («Двойник»).
III. Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственные большинству стихотворений цикла «Страшный мир», находят свое крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы:
а) мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности (стихотворения «Миры летят. Года летят, Пустая …», «Ночь, улица, фонарь, аптека …»);
б) мрачные, апокалипсические пророчества о грядущем торжестве зла во всем мире («Голос из хора»).
IV. Тему «страшного мира» продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы»:
а) главная вина лирического героя цикла «Возмездие» - измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, имена человеческому предназначению; а следствие этого – суд собственной совести, душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти («О доблестях, о подвигах, о славе …», «Шаги командира», «Как свершилось, как случилось …»);
б) в «Ямбах» возмездие грозит уже не отдельному человеку, а «страшному миру» в целом («Да, так диктует вдохновенье …», «В огне и холоде тревог …»); однако уже в этом цикле возникают мотивы веры в добро и свет, желание трудиться во имя их будущего торжества:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
V. Говоря «нет» дням настоящим, А. Блок убежден в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Неслучайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясным день».
Приложение №2
Тезисный план сочинения
Состоятельна ли человеческая претензия на господство?
(Бунин о месте человека в мире «Господин из Сан- Франциско)
Антропоцентризм литературы XIXв. (человек – центр мира, человек – центр литературного произведения). Вера в силы человека, способного изменить окружающий мир, повлиять на ход исторического процесса (деятельность Базарова и «новых людей» Чернышевского»).
Утверждение возможности рационального познания человеком мира, вера в способность человека объяснить жизненные закономерности (философия истории Л.Т. Толстого).
Начало XX в. – изменение взгляда на место человек в мире. Настроение пессимизма, безнадежности, неверия в общественное переустройство. Осознание невозможности познания мира человеческим разумом. Отражение этих проблем в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Попытка героя упорядочить окружающий мир, тщательно распланировав предстоящее путешествие. Четкое и обстоятельное изложение маршрута, полная продуманность плана. Иллюзия абсолютной защищенности от случайностей. Нарушение ожиданий миллионера. Непредсказуемость и неподвластность господину природной стихии. Наличие в рассказе непонятных господину мистических подробностей (хозяин отеля на Капри – джентльмен из сна господина). Неспособность героя объяснить и истолковать происходящие с ним события. Непознаваемость мира для человека.
Вера господина из Сан-Франциско в силу и власть денег, в возможность покупки счастья и удовольствий. Его отношение к простым людям, признанным, по его мнению, служить ему за деньги. Мнимость подобного господства. Не господин управляет миром, а мир господином ( нарушение его ожиданий, внезапная смерть, роковое совпадение, заключающееся в обратном путешествии мертвого господина на том же пароходе). Невозможность человека господствовать над миром.
Господин из Сан-Франциско – не центр произведения. Его «растворенность» в деталях портрета, пейзажа, интерьера (смерть господина «заслоняется» описанием ведущей мертвеца сицилийской лошадки). Наличие в рассказе моментов, не связанных с историей главного героя (описание рынка, Неаполитанского залива и др.), незавершенность рассказа с завершением сюжета линии господина (описание обратного пути корабля, будущего океана, Дьявола).
Величие мира, неподвластность мироздания людской воле, человек не центр Вселенной, а песчинка в огромном мире.
Приложение №3
Пушкин воплотил в образ Татьяны свой идеал женского характера.
Аркадий только пресмыкает к Базарову.
Мир Атамановки воплощает в себя черты России военных лет.
Свое возмущение к рабству над народам Пушкин описал в стихотворении «Деревня».
Капитан институтской сборной по волейболу заверил о готовности участвовать в городских соревнованиях.
Он оплатил за ужин и поднялся в свой номер.
Я был удивлен его выносливости.
Благодаря высокого профессионализма работников заказ был выполнен в срок.
Литература
1. Винокур В.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 2016
2. Ивченко П.Ф. Обучающее сочинение. – М., 2016
3. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе: материалы к спецкурсу. – М., 2015
4. Ипполитова Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению. //Русский язык в школе. – М., 2015
5. Ладыжинская Т.А. Живое слово. – М., 2016
6. Лучник Б.С. Культура письменной речи. – М., 2010
7. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. - М., 2011
8. Пленкин Н.А. Сочинение с языковым разбором текста. – М., 2016
9. Система обучения сочинению./Под ред. Т.А. Ладыжинской. – М., 2016
10. Ходякова Л.А. Сочинения по картине как подготовительный этап к последующему сочинению. – М.,2010