Методическая разработка факультативного занятия по экономике
Тема: «Деньги: история появления и современность »
Характеристика условий реализации проекта
Характеристика условий реализации проекта
• Объект:
Место: г. Волгоград
• Название образовательной организации: МОУ СШ №15
• Участники проекта:
Педагог: Дедищева Л.Г.
Учащиеся: 8-9 класс
• Название факультатива: Основы финансовой грамотности (школьный компонент)
• Место занятия в логике реализации предмета (курса, факультатива): вводное занятие курса.
Характеристика условий реализации проекта
• Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
• Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 2 / 1
• Тип занятия: беседа
• Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: компьютер, проектор.
• Учебно-методическое обеспечение
Учебник и/ или учебное пособие для учащихся.
• Методические материалы для учителя:
1. Кауфман, И. И. Русский вес, его развитие и происхождение в связи с историей русских денежных систем с древнейших времен: Опыт исслед. И.И. Кауфмана, орд. проф. И. Спб. ун-та. - Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1906, 92 с.; 29.// Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004879410 для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. (14.10.2020).
2. Сотникова, М. П. Тысячелетие древнейших монет России: Свод. кат. рус. монет X-XI вв. Л.: Искусство: Ленингр. отд-ние, 1983. 239 с.: ил.; 25 см .// Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001145068 для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. (14.10.2020).
3. Спасский, И. Г. Русская монетная система [Текст] : Ист.-нумизматич. очерк. 3-е изд., доп. Ленинград: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962., 222 с., 1 л. ил.: ил., карт.; 23 см .// Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008443346 для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. (14.10.2020).
4. Федоров-Давыдов, Г. А. Монеты рассказывают. М.: Педагогика, 1990 110 с.: ил., цв. ил.; 16 см. .// Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001517481 для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. (14.10.2020).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Методическая разработка
факультативного занятия
по теме «Деньги: что это такое»
Тема: «Деньги: что это такое»
- Цели занятия: достижение учащимися следующих образовательных результатов
- Предметные образовательные результаты:
- владение основными понятиями по теме: «Деньги»;
- изучение исторических видов денег;
- Метапредметные образовательные результаты:
Личностные :
• Повышение финансовой грамотности
Регулятивные :
• Умение рассуждать логически
• Выдвигать версии и логически объяснять их.
• Формулировать определения и использовать термины в своей речи.
Коммуникативные:
• Выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
• Выбирать и использовать информацию
• Аргументировать и отстаивать свое мнение
Описание учебного процесса
Этап
Продолжительность
I . Орг. момент. Мотивация. Приветствие.
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся
2 мин
II . Основная часть занятия.
Беседа.
1. Бартер
4 мин
2. Товарные деньги
Высказывание предположений по недостаткам бартера.
6 мин
3. Полноценные деньги
Историческая задачка
4. Неполноценные деньги
Беседа. Учащиеся самостоятельно выводят признаки денег.
12 мин
Беседа. Логические рассуждения, знакомство с методами обработки исторической информации. Работа с текстом и иллюстрациями.
8 мин
III . Закрепление.
Беседа.
4 мин
IV . Рефлексия
Выведение определений основных понятий проведенного занятия
4 мин
Подведение итогов. Рефлексия
Описание учебного процесса
Этап
Метод
I . Орг. момент. Мотивация. Приветствие.
Типы заданий контрольно-измерительных процедур
Словесные
II . Основная часть занятия
Практический, словесный, наглядный
Вопросы
III . Закрепление
Задача по историческому тексту. Задание по изображениям.
Словесные
IV . Рефлексия
Словесные
Образец определения.
Вопросы
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке
- Эвристическая беседа;
- Логическая задача;
- Работа с историческим текстом;
- Работа с понятиями;
- Работа с иллюстративным материалом.
Методика оценки педагогической эффективности занятия
- Подведение итогов, выведение собственных понятий.
- Что бы вы изменили в занятии?
- Где полученные знания вам могут пригодится в жизни?
Ход урока:
Этап
Действия учителя
I . Орг. момент. Мотивация. Приветствие.
Действия учащихся
Учитель дает тизер занятия.
II. Основная часть занятия.
1. Бартер.
Описывает ситуацию. Задает вопрос для начала обсуждения: «А какие проблемы могли возникнуть у людей при бартере? Чем он неудобен?»
2. Товарные деньги.
Выдвигают предположения
Задает вопрос для начала обсуждения: «Представим, что нам с вами нужно выбрать товар, который будет служить у нас товарными деньгами. Какие условия мы выдвинем?»
Помогает формулировать признаки денег, исходя из ответов учеников. Рассказывает о товарных деньгах Древней Руси
Размышляют, формулируют ответ на поставленный вопрос.
Фразеологизм: «Драть три шкуры»
Ход урока:
Этап
Действия учителя
3. Полноценные деньги.
Действия учащихся
Учитель рассказывает о первых монетах на Руси:
Иностранные монеты (куны),
Волжская гривна
Этимология слова «рубль»
«Историческая загадка»
Учитель рассказывает о работе двух советских ученых: Янина и Черепнина и предлагает проделать ту же работу.
На 1 этапе задания по тексту
На 2 этапе работа с иллюстративным материалом.
Слушают.
Решают историческую загадку. Логически рассуждают, выдвигают предположения и обосновывают их.
Волжская гривна
«За кражу или убийство коня необходимо было выплатить 2 гривны, за кобылу – 60 резан, за вола – гривну, за корову – 40 резан, за теленка – 5 резан, за барана – 1 ногату и за 3-летнюю корову – 15 кун».
Определите самую дорогую монету.
Определите самую дешевую монету.
Определите иерархию ценности оставшихся монет.
«За кражу или убийство коня необходимо было выплатить 2 гривны, за кобылу – 60 резан, за вола – гривну, за корову – 40 резан, за теленка – 5 резан, за барана – 1 ногату и за 3-летнюю корову – 15 кун».
Определите самую дорогую монету.
Определите самую дешевую монету.
Определите иерархию ценности оставшихся монет.
Но Янин не остановился на этом. С помощью нехитрых вычислений он смог определить еще и соотношение монет. Если мы вернемся к тексту Русской Правды и почитаем его еще мы с помощью нехитрых вычислений сможем определить стоимость монет. Например, мы с вами знаем, что 2 гривны больше 60 резан, но 60 резан больше гривны, а гривна, в свою очередь больше, чем 40 резан. Мы с вами можем предположить, что на вряд ли гривна будет равна неровному числу резан. То есть мы получаем вот такое неравенство:
40 резан
Ценность определяется весом монеты. То есть по весу между ними должна быть достаточно строгая разница. И это учел уже другой ученый – Черепнин. Он посчитал какая должна быть разница в весах монет и сделал следующее предположение: Гривна должна была весить почти 68 грамм, тогда куна весила 2, ногата – 3, а резана 1. Черепнин предложил взять найденные на многочисленных раскопках монеты и взвесить их. И среди этих кладов нашлись монеты, которые совпадали с нашими вычислениями. Давайте посмотрим на такой клад и попытаемся найти наши монеты.
68,5 гр.
3,36 гр.
1,12 гр.
2,17 гр.
5,7 гр.
Ход урока:
Этап
Действия учителя
4. Неполноценные деньги.
Действия учащихся
Учитель рассказывает о причинах введения неполноценных денег и о том, как в России вводили этот тип денег.
III. Закрепление.
Учитель задает вопросы, помогает формулировать определения:
Слушают.
IV. Рефлексия
- Товарные деньги
- Неполноценные деньги
- Полноценные деньги
- Деньги
Актуализируют пройденный материал. Участвуют в обсуждении, формулируют определения.
Дает слово ученикам.
Рассказывают о чем узнали сегодня, что понравилось и нет.