СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Формирование лингвокультурологической компетенции педагога начального образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке рассмотрено содержание лингвокультурологической компетенции педагога начального образования на материале паремиологии. Учитель, обладающий данной компетенцией, способен разработать алгоритмы лексического анализа текста, содержащего устойчивые обороты; плана сочинений на основе паремиологических единиц; различных типов упражнений, способствующих освоению устойчивых словосочетаний в устной и письменной речи. Структура лингвокультурологической компетенции включает когнитивно-аналитический, конструктивный, методический, деятельностный и творческий компоненты. Автором охарактеризованы процессуально-содержательные характеристики вышеперечисленных компонентов, которые необходимы для реализации основных этапов словарно-фразеологическая работы в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Формирование лингвокультурологической компетенции педагога начального образования»»

Методическая разработка «Формирование лингвокультурологической компетенции педагога начального образования»


Петрова Екатерина Александровна

учитель начальных классов,

МБОУ «Луговская основная школа им. М. П. Хваткова»,

г. Ульяновск


Аннотация: В методической разработке рассмотрено содержание лингвокультурологической компетенции педагога начального образования на материале паремиологии. Учитель, обладающий данной компетенцией, способен разработать алгоритмы лексического анализа текста, содержащего устойчивые обороты; плана сочинений на основе паремиологических единиц; различных типов упражнений, способствующих освоению устойчивых словосочетаний в устной и письменной речи. Структура лингвокультурологической компетенции включает когнитивно-аналитический, конструктивный, методический, деятельностный и творческий компоненты. Автором охарактеризованы процессуально-содержательные характеристики вышеперечисленных компонентов, которые необходимы для реализации основных этапов словарно-фразеологическая работы в начальной школе.


Предметный результат освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке» зависит от сформированности у младшего школьника образного мышления, которое позволяет ему понимать и интерпретировать художественные произведения, содержащие фразеологизмы и паремии. Понимание значения родного языка, а также восприятие учащимися основного смысла и назначения фольклорных произведений развивается в процессе лексико-фразеологического анализа, качество и эффективность которого определяется наличием у педагога начального образования лингвокультурологической компетенции.

Понятие «педагогическая компетенция» как функция профессиональной деятельности − это способность применять знания, умения и личностные качества для эффективной деятельности учащихся в определённой области, для достижения ими конкретного результата обучения и воспитания. Компетенция определяет возможность установления связи между знанием и умением. Учитель, обладающий той или иной компетенцией, способен разработать эффективную процедуру, направленную на реализацию конкретной педагогической задачи. Обучение младших школьников лексическому анализу художественного текста, содержащего устойчивые обороты, зависит от сформированности у педагога лингвокультурологической компетенции, которая предполагает наличие знаний в области паремиологии, умение интерпретировать языковые знаки и факты в категориях культурного кода, способность научить воспринимать язык в его устной и письменной форме.

Структура данной компетенции включает следующие компоненты, представляющие совокупность педагогических способностей.

Когнитивно-аналитический компонент − знание паремиологического состава русского языка, понимание его национально-культурной специфики и особенностей речевого поведения, восприятие русской языковой картины мира, владение национально-маркированными единицами языка. Словарно-фразеологическая работа в начальной школе начинается с определения лексического значения пословиц, поговорок и фразеологических оборотов. Сформированность когнитивно-аналитического компонента лингвокультурологической компетенции учителя заключается в том, чтобы споектированный им процесс ознакомления младших школьников с новыми лексическими единицами не сводился к простому «заучиванию». Задача педагога заключается в том,чтобы научить детей раскрывать смысл пословиц и применять их в своей речи в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Конструктивный компонент – способность структурирования учебной деятельности младшего школьника с учётом поэтапного включения лингвокультурологического анализа текста в целостную систему анализа текста. Сформированность данного компонента определяется, во-первых, умением учителя планировать этапы словарно-фразеологической работы на уроках русского языка, цели, задачи и предполагаемые результаты обучения; во-вторых, способностью проводить анализ содержания учебников по русскому и родному русскому языку, литературному чтению на предмет наличия паремиологического материала, фразеологических единиц; в-третьих, осуществлять подбор пословиц, поговорок и фразеологизмов для учебных заданий в соответствии с изученной базой.

Методический компонент – применение специальных методов обучения; умение разрабатывать алгоритмы лексического анализа текста; плана сочинений на основе паремиологических единиц (пословиц, поговорок, загадок и. т.д.); различных типов упражнений.

Разработка задания по изучению устойчивых словосочетаний учителем начальных классов зависит от поставленных им задач обучения:

  • Для определения учащимися лексического значения устойчивых оборотов русского языка (пословицы, поговорки, фразеологизмы) педагогу необходимо моделировать рецептивно-аспектные упражнения, имитативные условно-коммуникативные упражнения.

  • Важным условием включения изученных паремиологических единиц в речь является разработка условно-речевых упражнений.

  • Идентификация младшими школьниками фразеологических оборотов происходит в процессе выполнения аналитических упражнений.

При выборе методики обучения педагогу необходимо ориентироваться на тот объём теоретической информации практических заданий по фразеологии, предложенных в конкретном УМК: для освоения программного материала необходимо применять теоретические методы (метод сообщения, беседы); для включения учащимися устойчивых оборотов в устную речь – теоретико-практические методы (метод реконструирования, последовательности, классификации); для употребления младшими школьниками фразеологизмов в письменной речи – практические методы.

Деятельностный компонент – выбор оптимальных организационных форм занятий для выполнения младшими школьниками словарно-фразеологической работы; самоорганизация профессиональной деятельности.

Творческий компонент – способность создания авторского вторичного текста с использованием паремиологических единиц.

Необходимо охарактеризовать процессуально-содержательные характеристики вышеперечисленных компонентов лингвокультурологической компетенции, необходимые для реализации следующих этапов словарно-фразеологической работы в начальной школе.

1. «Знакомство с пословицами и поговорками».

Процессуально-содержательные характеристики конструктивного компонента на данном этапе заключаются в подборе паремиологической базы, конгнитивно-аналитического – в соответствии лексического материала интеллектуальному уровню развития детей младшего школьного возраста; методического – в применении педагогом таких рецептивных методов обучения, как беседа и рассказ, составлении имитативных условно-коммуникативных и рецептивно-аспектных упражнений. При разработке заданий учитель должен учитывать тот факт, что их эффективность определяется наличием небольшого количества незнакомых слов, определить значение которых учащиеся смогут по контексту или иллюстративному материалу.

2. «Изучение фразеологизмов русского языка». Основное направления педагогической деятельности на данном этапе заключается в обогащении активного запаса младших школьников, в формировании умений идентифицировать и использовать в речи фразеологические обороты. Важным показателем сформированности когнитивно-аналитического и деятельностного компонента является способность педагога объяснить отличие изученных ранее пословиц и поговорок от фразеологических оборотов; методического компонента – качество (доступность и наглядность) составленных аналитических упражнений по подбору синонимичных значений к фразеологизмам, в умении формулировать пояснительные комментарии, использовать педагогический метод сообщения.

Изучение паремиологии в начальной школе также предполагает организацию уроков родного (русского) языка, являющихся региональным компонентом. В процессе занятий лингвокраеведческой направленности педагогу необходимо ознакомить младших школьников с художественными произведениями региональных поэтов и писателей, а также текстами краеведческой направленности, включающими богатый паремиологический материал, что позволяет заинтересовать учащихся речетворческой деятельностью. Дидактический материал, который необходимо учителю подготовить, должен содержать доступный лингвокраеведческий материал с учётом возрастных особенностей учащихся, а также авторское эстетическое осмысление окружающей действительности.

Таким образом, интеграция когнитивно-аналитического, методического и творческого компонентов заключается в освоении учителем краеведческого паремиологического фонда, планировании и отборе и представлении релевантного дидактического материала для организации эффективной лингвокраеведческой речевой деятельности на уроках родного (русского) языка в начальной школе.

3. «Включение устойчивых оборотов в устную и письменную речь». Эффективным педагогическим средством на данном этапе является подготовительная работа к написанию сочинений на основе малых фольклорных жанров (сочинения-загадки, сочинения-пословицы, сочинения-поговорки»).

Высокий уровень когнитивно-аналитического компонента на данном этапе определяется объёмом знаний о малых жанрах устного народного творчества. Конструктивный компонент проявляется в способности определить и разработать содержание этапов рассредоточенной подготовки к написанию данной творческой работы. Методический компонент лингвокультурологической компетенции заключается в качественной разработке алгоритма составления сочинения (метафорического текста) в форме загадки, пословицы или поговорки; а также в грамотном применении такого продуктивного метода обучения, как эвристическая беседа. Деятельностный компонент на данном этапе в качественной организации учителем лингвистического наблюдения, в процессе которого учащиеся определяют значение фразеологизмов и паремий в составленных учителем текстах-эталонах (творческий компонент).

Предложенная словарно-фразеологическая работа в начальной школе носит пропедевтический характер, т.е. закладывает те лексические знания, на основе которых в средних и старших классах основной школы будет продолжено углубленное, систематическое изучение паремиологии.

Таким образом, от сформированность всех компонентов лингвокультурологической компетенции педагога напрямую зависит качество и эффективность словарно-фразеологической работы на этапе начального общего образования.