СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к урокам литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет ученикам систематизировать изученный материал и запомнить главное.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к урокам литературы.»

Символ-путь к истине.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце….

К.Бальмонт




Урок литературы – начало нравственного становления.

Ни для кого не секрет, что чтение в современном обществе должно занимать значительное место. Книга - источник знания о мире и о себе.

Какие же знания должны получать учащиеся на уроках литературы

Писатели и поэты, драматурги и романисты обращались в книгах с человеческим умам и сердцам. Каждый автор своей книги представляет концепцию мира.

Очень часто учащиеся современной школы не видят разницы между своим мнением и позицией автора.

Как научить учащихся различать свое мнение и мнение автора? Находить самое дорогое для писателя, услышать его заветы? Возникает проблема грамотного восприятия литературного произведения. В связи с этим в нашем методическом объединении возникла идея создать «Альбом символов».

В этом альбоме лишь несколько «фотографий», оставленных на память русскими писателями и поэтами, драматургами. Эти символы все нам знакомы, они, с одной стороны, демонстрируют представление о жизни; с другой, - позволяют творчески воспринимать позицию автора, на уровне личных ассоциаций постепенно дорастать до авторского видения мира.

Создавал «Альбом символов», мы хотели показать приемы, которые позволяют привлечь внимание к книге, развить творческое мышление, творить и не быть пассивным читателем, а находиться в диалоге с писателем.

Альбом представляет собой собрание методических разработок, в котором представлен опыт учителей школы №51 Петроградского района города Санкт-Петербурга: Л.В.Арсентьевой, О.Ф.Шматиной, О.П.Кузьминой, Т.В.Федотовой, В.Б.Коньковой и А.И.Афанасьевой.

Каждый учитель использует технологии ТРИЗ,который помогает учащимся творчески развиваться. Произведения классиков – образцы слова, заветы, тайны, которые разгадать непросто. Ученик, не оставаясь равнодушным к слову писателя, не будет равнодушным и к собственному слову. Он тоже захочет красиво написать, грамотно сказать, пробудить чувство словом в душе собеседников. И это прекрасно.

Страницы «Альбома символов»:

  1. Страница №1. Урок развития речи в 9 классе, анализ эпизода поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые душы». Учитель: Л.В.Арсентьва.

Образ колеса многозначен, с ним связаны проблема выбора правильного пути, тема дороги, идея поиска.


  1. Страница №2. Фрагмент урока литературы по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Учитель: О.Ф.Шматина Образ люльки интересен тем, что он связан с такими проблемами, как проблема отношения к Родине, проблема сохранения исторического прошлого и др. Тема Родины, отношение к родине, гражданская позиция.

3) Страница №3. Заключительный урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».Учитель: О.П.Кузьмина.

Анализ эпизода. Эпизод - значимая часть в композиции произведения

4) Страница №4. Система уроков, посвященных освоению понятия «символ» в 6-11 кассах. Учитель: Т.В.Федотова.

В качестве примера можно использовать символ грозы, представленный в произведениях русской литературы. Интересно то, что каждому возрасту свойственно свое восприятие этого образа. Ниже предлагаются авторы, в творчестве которых присутствует образ грозы, и этот образ многолик:

А) М.Ю.Лермонтов (мистический)стихотворение «Гроза»

Б) Ф.И. Тютчев (романтический) стихотворение «Люблю грозу…»

В) И.С.Тургенев (реалистический) рассказ «Бирюк»

Г) А.Н.Островский (философский) драма «Гроза»

Д) А.П.Чехов (лирический) пьеса «Дядя Ваня»

5) Страница №5. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар». Учитель: В.Б.Конькова.

Образ зла? Человеческий дух в общении с миром. Природа вечна, а человек? Проблема, которая волновала многие умы человечества. Эта тема хорошо показана в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар». А.С. Пушкин ставит вопросы философского плана: в чем истина? в свободе? своеволии?

Представляя

6) Станица №6. Урок – обобщение. «Образы природы в произведениях русских писателей 19 века». Учитель: А.И.Афанасьева.




Все едино, все взаимосвязано - это и есть Вселенная. Мир многообразен, интересен. Вокруг много мелочей, которые мы порой не замечаем. На уроках литературы дети думают, спорят, мечтают. Литература – это искусство, а искусство призвано пробуждать чувство.

Символы в литературном произведении – яркие образы, которые задерживают внимание читателя, открывают чудесный мир самого писателя и читателя. Чтение - это приглашение к диалогу с писателем, с самим собой. Чтение должно быть творческим. Технология ТРИЗ помогает учителю в формировании творческой личности ученика. В заключение хочется сказать несколько слов о прекрасном образе-символе в романе-эпопее Толстого «Война и мир». Это символ «колеблющего шара»(сон Пьера), не имеющего размера. Через этот символ Толстой показывает истинную хаотичность бытия. В середине шара Толстой описывает Бога, что говорит о главенствующем положении веры в жизни человека, веры в себя, в свои силы, в свою сопричастность.

Каждый – сотворец, и тогда можно научиться любить жизнь во всем его проявлении.




























А.И.Афанасьева


Цели урока: показать, какую роль играют образы – символы и художественные детали в

замысле автора, развитие познавательной деятельности, образного

мышления и интеллектуальной активности.

Оборудование: интерактивная доска.

Литература как искусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения.

На данном уроке учащиеся поделятся своими выводами и исследованиями по поводу прочтения таких произведений, как «Обломов» И. А. Гончарова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстова, «Крыжовник» и «Вишневый сад» А. П. Чехова.


Ход урока

Слайд - изображение ветки сирени.

- С каким произведением и персонажем ассоциируется у вас ветка сирени?

Учащиеся вспоминают Ольгу Ильинскую и Илью Ильича Обломова (роман И. А. Гончарова «Обломов»), Николая Петровича Кирсанова (роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

- Используя данные тексты, ответьте на вопрос: какова роль образа сирени в этих произведениях?

1) В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Это был неотъемлемый элемент русских имений.

2) На Востоке цветы сирени считаются символом расставания влюбленных.

3) Молодой Пан – бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень (Древняя легенда).

2. Вспомним эпизод

Работа в тетради.

- Вспомните, какими эпитетами наделил И. А. Гончаров сирень.

Слева напишите Справа

… запах приторный (Обломов)

хорошо пахнут (Ольга)

А теперь проверьте себя.

Слайд - текст И. А. Гончарова

Справа выпишите эпитеты из текста (Часть 2, глава 4)

- Почему Обломов не любит цветов?

Вывод: сирень – сквозная художественная деталь.

Доска:

Слайд - осина

Учитель: Особое значение мистике дерева придавали кельтские жрецы – друиды. Считалось, что каждому человеку соответствовал определенный вид дерева. Осина - в народных представлениях «проклятое дерево». Крест, на котором распяли Христа, был сделан из осины, гвозди, которыми он был прибит, и спицы, которые ему загоняли под ногти.

Использовалась в знахарстве. На осину переносили болезни. В местах, где водятся осины, живут черти.

- Кто из персонажей считал осину своим талисманом

Слайд - отрывок из романа «Отцы и дети» (21 глава)

- Почему талисман перестал действовать

Слайд с изображением дуба.

Текст на доске (2 том, 3 часть, 1 глава)

Анализ эпизода с дубом

- Почему Л.Н.Толстой именно с помощью дуба объясняет и характер Андрея, и его душевное состояние

(На Руси дуб считался священным деревом, связанным с мужской силой и энергией. Не зря мужчин сравнивали с дубом, ведь это дерево любит энергичных, честолюбивых людей и не выносит пессимистов. Его мужская энергия – сильная, жесткая, властная и горячая.

- Какую основную черту характера князя Андрея, используя параллелизм, хочет подчеркнуть Толстой

Далее появляется картинка крыжовника, и учащиеся должны объяснить, что символизирует это растение в рассказе А.П.Чехова.

Слайд - отрывок из рассказа.

- О чем напоминает читателю А.П.Чехов

(По дороге к своей мечте нельзя «растереть» все человеческое внутри себя, а наслаждаясь достигнутым – не забывать и о тех, у кого нет жизненных радостей)

Слайд – вишневый сад

Какую роль играет в пьесе Чехова вишневый сад, почему

(Главный персонаж)

Вывод. Ответ на проблемный вопрос (письменно)

Несколько учеников читают свои выводы.




В.Б. Конькова


Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»

Анализ произведения


Цель Научить находить в произведении символы, помогающие раскрыть основную идею

Произведения

Задачи 1. Детальный анализ

2. Уточнение значения символов

3. Выявление приемов и средств художественной выразительности в стихотворении

«Анчар»


  1. С чем ассоциируется слово «дерево»

- Со словом «жизнь», «древо жизни»

У Пушкина анчар – древо смерти

2. Какой прием заложен в основу стихотворения

- Антитеза. Противопоставление жизни и смерти, добра и зла.

Итак, анчар – дерево, часть природы, но несет оно смерть всему, кто бы к нему не приблизился. Это символ зла. То, что природа сама его породила, объяснено в стихотворении

«Природа… его в день гнева породила»

Но законы природы правильны и справедливы, они против зла и смерти, поэтому все живое сторонится, избегает порождение анчара.

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет…

Природа как бы пытается исправить свою ошибку. Анчар один в пустыне.

Теперь обратимся к описанию поэтом пустыни, где стоит анчар, «один во всей вселенной». Пустыня предполагает наличие солнца и света. Но ни одного слова, связанного со светом и солнцем, нет, а есть лишь эпитеты чахлая, скупая, «вихорь черный», тлетворный.

Опять мы видим противоестественность, несоответствие привычного понимания вещей. Для чего Пушкин использует этот прием. Наверное, для того, чтобы глубже раскрыть для нас суть зла. Философская мысль отвержения смерти, зла всем живым в природе особенно ярко выражена в шестой строфе, которая начинается союзом НО. «Но», значит, вопреки естественному, правильному порядку вещей. Так поступает человек. Человек тоже часть природы. Он должен избегать зло, так поступает все живое, но люди не следуют законам природы, они создают свои, в основе которых лежит первая несправедливость и противоестественность – это рабство. Не случайно Пушкин с шестой строфе не употребляет никаких синонимов к слову человек, используя это слово дважды. Люди равны между собой по замыслу природы. Рабство – порождение человеческих законов. Лишь в восьмой строфе Пушкин дает им имя «раб» и «владыка». Владыка, князь служит распространению зла по миру. Он использует жизнь раба для этого и само зло – смертоносное дерево. Итак, анчар – это символ зла, но зла случайного, слепого, а князь – не просо двойник анчара, а еще более страшное зло, зло осознанное.

Так что же, солнечный гений Пушкина в этом мрачном стихотворении молчит. Нет! Поэт протестует против зла, его голос возвышается над злом, порожденным природой, и злом. Порожденным неограниченной властью человека. Призыв к добру и свету в стихотворении есть, он скрыт на первый взгляд, но услышать его помогает прием противопоставления, в нем заключается неприятие зла.

Таким образом, анчар – символ зла – помогает читателю почувствовать и понять, насколько велико может быть зло человека, обладающего неограниченной властью и не имеющего доброго сердца.

В стихотворении «Анчар» заложен глубокий философский смысл, разобраться в котором помогают символы и детали. Разобраться в истинном смысле произведения – значит, прочесть послание, оставленное нам великим поэтом.


О.Ф. Шматина


ЛЮЛЬКА КАК СИМВОЛ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАКА

(По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)


Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», как нам кажется, представляет собой своеобразную «энциклопедию… жизни» запорожских казаков. В ней содержится развернутая картина мирной жизни: быт, одежда, прически, убранство дома, еда, взаимоотношения в семье, между старшими и младшими по возрасту и положению. Не менее полной является и картина более привычной для персонажей жизни в условиях военных действий. Поведение в бою, владение оружием, чувство товарищества, а главное – патриотизм и христианская вера, главные чувства казака в мирное и военное время. Это наиболее ярко проявляется в сценах гибели запорожцев во время боя. Прощается с друзьями Шило: «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!». Умирает Кукубенко: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!». Геройствует Балабан: «Сдается мне, паны-браты, умираю хорошею смертью; семерых изрубил, девятерых копьем исколол. Истоптал конем вдоволь, а уж не припомню, скольких достал пулею. Пусть же цветет вечно Русская земля!..». Подводит итог жизни Бовдюг: «Не жаль расстаться с светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Запорожцы ведут себя героически даже в плену. Таковы Мосий Шило, попавший на галеры, который сначала вошел в доверие к туркам, усыпил их бдительность, а затем освободил всех невольников, уничтожив врагов; Остап Бульба, чье мужественное поведение во время казни не оставляет неравнодушным не только юного читателя, но даже и видавшего виды собственного отца. Да и сам Тарас, охваченный пламенем, думает в последние минуты жизни не о собственной смерти, а о спасении товарищей.

В связи с этим школьники, изучающие произведение, нередко задаются вопросом о том, стоила ли жизни Тараса курительная трубка, люлька, поднять которую наклонился старый казак и которая стала причиной его пленения. Да, возы с добром, следующие за Бульбой, содержат, вероятнее всего, не одну люльку (вспомним богатое убранство дома Тараса, где можно было встретить самые неожиданные вещи со всего света), да и сама трубка свидетельствует лишь о пагубной привычке хозяина. Но необходимо объяснить современным читателям, что запорожский казак создан для боя, для подвига, а в мирное время он чаще всего теряется, не видит достойного себе занятия (вспомним, как мгновенно принял решение об отъезде Бульба, воскликнув: «На что эти горшки?»). И здесь «на помощь» казаку и приходят люлька и «горилка», помогая отвлечься, пережить время до следующего боя, достойного звания запорожца. Потому и восхищается старый казак увиденным при въезде в сечь раскинувшимся пьяным казаком: «Эх, как важно развернулся! Фу ты, какая пышная фигура!». Кроме того, сам герой достаточно точно сформулировал своё отношение: «Не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!»

Мы нередко видим люльку на портретах того времени и современных изображениях запорожцев. Таким образом, по нашему мнению, курительная трубка является своеобразным символом Тараса Бульбы.


О.П.Кузьмина


Образы-символы в произведении М.Ю. Лермонтова “Мцыри”


Цели урока: показать, какую роль играют образы – символы и художественные детали в замысле автора,

развитие познавательной деятельности, образного мышления и интеллектуальной активности,

понять характер главного героя поэма «Мцыри»,

представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы,

учить работать с текстом художественного произведения.

На заключительном уроке анализируем отрывок -23 строфа.

Ход урока

Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве.


Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведениях?

Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка.


С чем у вас ассоциируется рыбка?


В каких произведениях встречается этот персонаж?


У Лермонтова рыбка – предсказание смерти.


И рыбок пестрые стада

В лучах играли иногда.

И помню я одну из них:

Она приветливей других

Ко мне ласкалась. Чешуей

Была покрыта золотой

Ее спина. Она вилась

Над головой моей не раз,

И взор ее зеленых глаз

Был грустно нежен и глубок...

И надивиться я не мог:

Ее сребристый голосок

Мне речи странные шептал,

И пел, и снова замолкал.


Мцыри стремится к покою, но к какому? Ведь он всю жизнь живет в монастыре.

Рыбка зовет к непротивлению, она противостоит бунтарскому характеру Мцыри.


"Дитя мое,

Останься здесь со мной:

В воде привольное житье

И холод и покой.


*


Я созову моих сестер:

Мы пляской круговой

Развеселим туманный взор

И дух усталый твой.


*


Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов.


*


О милый мой! не утаю,

Что я тебя люблю,

Люблю как вольную струю,

Люблю как жизнь мою..."


Рыбка как несовместимость мечты и действительности.

Природа открывает Мцыри свои душевные и предметные богатства, но как только юноша вступает в непосредственное соприкосновение с ее дарами, его посещает тоска.

Мцыри предлагается один путь — на волю, в действительность. Лермонтов отстаивал героическое деяние, путь борьбы, мужества, жизненной стойкости. Но каковы реальные пути к светлой цели, «лермонтовский человек» еще не знает и над этим почти не задумывается. Он ищет пути, предлагаемые самой жизнью.