СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конкурса чтецов «Россия – Родина моя!»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс чтецов - это отличная возможность для студентов проявить свою творческую активность, развиваться эстетически, приобщаться к лучшим отечественным и мировым образцам художественной литературы и поэзии. Приобщать студентов к поэзии, знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к солдатам, участвующим в боевых действиях - обучать студентов умению объективно оценивать исторические события, поступки отдельных людей.

Данный конкурс «Россия – Родина моя» направлен на совершенствование патриотического воспитания студентов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конкурса чтецов «Россия – Родина моя!»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД

«Колледж машиностроения и сервиса им. С. Орджоникидзе»




Методическая разработка конкурса чтецов 

«Россия – Родина моя

Автор: Магомедова Асият Закировна-

зав.отделением технологии

и программирования



Каспийск-2021г.

Пояснительная записка


Конкурс чтецов - это отличная возможность для студентов проявить свою творческую активность, развиваться эстетически, приобщаться к лучшим отечественным и мировым образцам художественной литературы и поэзии. Приобщать студентов к поэзии, знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к солдатам, участвующим в боевых действиях - обучать студентов умению объективно оценивать исторические события, поступки отдельных людей.

Данный конкурс «Россия – Родина моя» направлен на совершенствование патриотического воспитания студентов.

Конкурс чтецов стихотворений соответствует принципам воспитательного процесса:

- принципу совместной деятельности, который направлен на развитие отношений между всеми участниками воспитательного процесса;

- способствует развитию сплочённости студентов, артистизма, уверенности в себе.












Проведение конкурса призвано:


- повысить интерес к истории своей страны, через знакомство с литературными произведениями, посвященными историческим событиям в России, многонациональности граждан, развивать чувство любви к Родине, гордость за свою страну;

- дать студентам возможность выразить свое отношение к стране, в которой они живут;

- расширить знания студентов о событиях в истории России;

- развить чувства гордости за свою страну, за свой народ и его историю, толерантное отношение к различным культурам, убеждениям

- способствовать повышению интереса к выразительному чтению художественных произведений;

- развить творческие способности и познавательную активность

студентов;

- отбор участников в различных районных, городских конкурсах и культурно-массовых мероприятия.

- активное участие в работе колледжа патриотической направленности.













Цели и задачи конкурса:


  • Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной поэзии и прозы патриотической направленности, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма;

  • Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;

  • Знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;


Оборудование:

экран, мультимедиа, компьютеры, колонки, микрофоны, флаг Российской Федерации, музыкальные фонограммы, презентации.


















Участники смотра-конкурса: 

в конкурсе принимают участие студенты колледжа машиностроения и сервиса им.С.Орджоникидзе: 1, 2, 3 курсы.


Условия смотра-конкурса:

исполнители представляют законченный фрагмент любого литературного жанра, соответствующий тематике конкурса.


Критерии оценки и требования к выступлениям:

  • Уровень исполнительского мастерства;

  • Индивидуальность исполнительской манеры;

  • Внятность и слышимость речи;

  • Артистичность и сценическая культура;

  • Уровень художественного вкуса в подборе костюма;

  • Своеобразие, оригинальность репертуара;

  • Умение удерживать внимание аудитории во время выступления;

  • Отражение патриотической тематики.


Регламент выступления: от 2 до 3 минут

Подведение итогов конкурса

Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.


Жюри конкурса:

–директор

–методист

- библиотекарь

-приглашённые гости



Ход конкурса


Видео – презентация о России (реки, леса, горы…)

Песня Рукият Гамзатовой в исполнении «Россия и Кавказ»  преподавателей колледжа.

1-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2-й ведущий: Здравствуйте! Мы рады видеть Вас сегодня в читальном зале нашего учебного заведения – колледжа машиностроения и сервиса имени Серго Орджоникидзе на конкурсе чтецов «Россия – Родина моя!», посвященном стране, в которой мы родились и живём.

1-й ведущий: Мне хотелось бы представить членов жюри и гостей нашего мероприятия.

-директор Центра традиционной культуры народов России – Вагабова Башикар Гасановна;

2-й ведущий: -директор Центральной городской библиотеки имени Фазу Алиевой - Темирова Мадина Гаруновна;

1-й ведущий: заведующая филиалом библиотеки - Ажуева гульмира Яхъяевна;

2-й ведущий: - директор колледжа – Людмила Юрьевна Шабанова;

1-й ведущий: - заместитель директора по учебно-методической работе – Джамиля Садыковна;

2-й ведущий: - зам.директора по воспитательной работе Гюльсенем Абдулкаировна;

1-й ведущий: - методист колледжа – Ширинбекова Халисат Загидиновна.

1-й ведущий: Гадали древние,

На чем стоит земля?

На чьих плечах покоятся веками

Ее озера, города и камни.

2-й ведущий: Рубахи древних были солоны,

А руки зачерствели от мозолей

Отстаивая мир своей земли

Народ Руси жить не умел в неволе.

1-й ведущий: Вставали над землею купола,

Колокола звонили, славя Бога

Русь, защищая от врага,

Как мать родную все беречь готовы.

2-й ведущий: №1

Стихотворение Юрия Визбора «Любовь моя, Россия!» Читает студент группы О-111 Мурад Садыков.

Любовь моя, Россия,
Люблю, пока живу,
Дожди твои косые,
Полян твоих траву,
Дорог твоих скитанья,
Лихих твоих ребят.
И нету оправданья
Не любящим тебя.

Любовь моя, Россия,
Ты с каждым днём сильней.
Тебя в груди носили
Солдаты на войне,
Шинелью укрывали
И на руках несли,
От пуль оберегали,
От горя сберегли.

Любовь моя, Россия,
Немало над тобой
Невзгоды моросили
Осеннею порой.
Но ты за далью синей
Звездой надежд живёшь,
Любовь моя, Россия,
Спасение моё!

1-й ведущий: 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Этот праздник – замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране России!

2-й ведущий: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.

Флаг России – бело-сине-красный; герб – двуглавый орел, а трансляцией гимна по радио начинается наше утро.

1-й ведущий: У Российского флага три цвета, поэтому его еще называют «триколор». Он развивается над административными зданиями, флаги вывешиваются во время праздников, торжеств. В больших городах и маленьких поселках поднимают их в честь победителей Олимпийских игр, соревнований. На нашем флаге три полосы, каждая из них имеет свое значение.

2-й ведущий: Белый цвет - это цвет мира, он говорит о том, что наша страна миролюбивая.

1-й ведущий: Синий цвет - это вера, благородство, верность. 

2-й ведущий: Красный цвет - это символ силы, он символизирует отвагу, храбрость, мужество, героизм, смелость.

1-й ведущий: № 2

Стихотворение Сергея Кореннова «Флаг – это символ Родины».

Читает студентка группы А- 114 Саида Раджабова.

Флаг – это символ РОДИНЫ,
Гордость ее и честь.
Может быть, запах смородины,
Может быть, добрая весть.

Это поле с колосьями,
Это наш общий «лаг»,
Сани по снегу полозьями –
Все это наш с вами Флаг.

Пусть в историческом свете
Менял он размер и цвет
Нигде на нашей планете
Другого такого нет.

Белый, синий и красный,
Свобода, верность и кровь
Даже в период ужасный
В нем ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ.

На Куликовом поле
Ветер его колыхал
В изгнанье он был и в неволе
Вместе с Москвой полыхал.

Был он в победах славных,
Горечь делил утрат
Участник событий главных.
Он как отец иль брат.

На полюсе был не однажды
Космос не раз покорял
Первым там был он дважды
Над всей Землёю сиял.

С. Кореннов

1-й ведущий: Важнейшей эмблемой государства является “герб”. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и др. предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

2-й ведущий: №3

Стихотворение Елены Горшковой «О Гербе Российской Федерации». Читает студент(ка) группы А-115 Марина Гамидова.

О Гербе РФ 

Государству каждому символы нужны.
Это и величие, и престиж страны.
Хоть идут неспешно годы и века,
А Россия наша все так же велика.

На Гербе России ярко-алый щит,
И орел двуглавый всех нас защитит.
Он единства наций лавровый венок,
Зорко охраняет он Запад и Восток.
Георгий побеждает на Гербе дракона,
Свободную Россию венчают три короны.
Скипетр с Державой – власти апогей,
Великою Победой гордимся мы своей.

И обычный школьник, и ученый муж,
И в жару, и в пору леденящих стуж
Знает, что Россия, что его страна,
Храбростью и верой сынов своих сильна!

1-й ведущий:

Государственные символы сопровождают нас в повседневной жизни. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2-й ведущий:

Еще один государственный символ России – это ее гимн. Гимн исполняется в особых, торжественных случаях. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины снимают головные уборы.

Звучит Гимн РФ

1-й ведущий:

Величаво и спокойно
Гимн России прозвучал
Каждый слушал, тихо, стоя,
Затаил дыханье зал.

2-й ведущий:

С этой музыкой взрослеем,
С этой музыкой растем,
Эту музыку по жизни
В нашем сердце пронесем!

1-й ведущий: № 4

Стихотворение Константина Симонова «Родина». Читает стихотворение студентка группы А-394 Лидия Объедкова.

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

1-й ведущий:

Наша Родина – Россия – большая, великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные – это наша страна, наша Родина.

2-й ведущий: № 5

Стихотворение Леонида Дербенёва «Что может быть лучше России?». Читает студент группы А-115 Загиди Шахбанов.

Что может быть лучше России,
Черёмух в цвету да в снегу,
И речки, что лентою синей
Лежит на зелёном лугу? 

Спросите у рощи весенней,
Где ночью не спит соловей,
Что может быть лучше России,
Единственной песни моей? 

Что может быть лучше России
Когда, не грустя ни о ком,
По утренней кромке росистой
Мальчишка бежит босиком?
Спросите у белой берёзы,
У ясного неба над ней,
Что может быть лучше России,
Любви безграничной моей? 

Что может быть лучше России,
Когда на сентябрьском ветру
В малиновой краске осинник
Роняет листву поутру? 

Спросите у туч поднебесных,
У жёлтых созревших полей,
Что может быть лучше России,
Родимой Отчизны моей? 
Что может быть лучше России,
Когда в январе по ночам
Над белой равниною зимней
Озябшие звёзды молчат? 

Спросите об этом у дома,
Где мать ждёт всегда сыновей,
Что может быть лучше России, 
Судьбы и надежды моей? 

Спросите об этом у дома,
Где мать ждёт всегда сыновей,
Что может быть лучше России,
Судьбы и надежды моей?

1-й ведущий:

«Россия. Какое красивое слово!

И роса и синее что-то…» Так писал Сергей Есенин.

1-й ведущий: № 6

Стихотворение Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…». Читает студентка группы Ч-118 Карина Зекеряева.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1-й ведущий:

Я родился в этой стране
Под названием дивным Россия
В целом мире ее нет родней
И, конечно, же нет красивей.

2-й ведущий:

Здесь раскинулись щедро луга
Перелески, холмы и дубравы.
Здесь зимой серебрятся снега,
А весной зеленеют травы.

1-й ведущий: № 7

Стихотворение Сергея Орлова «Россия - Родина моя». Читает студент группы З-119 Магомед Шамсудинов.

Россия — Родина моя,
Холмы, дубравы и долины,
Грома морей и плеск ручья,
Прими, Россия, слово сына!

Ты стала всем в моей судьбе,
А мне за жизнь свою, признаться,
Как к матери, в любви к тебе
Не доводилось объясняться.

Я только помню чёрный пал
И полк коленопреклоне́нный,
Когда он клятвой отвечал
В беде на твой призыв священный.
Я только помню тех ребят —
Безусых, синеглазых, русых,
Что под звездой фанерной спят
В лесах у Мги и Старой Руссы.

Россия — Родина моя!
Есть на земле края иные,
Где шум лесов и звон ручья
Почти такие ж, как в России.

Но небу одному равна
Над головой своей по шири,
Ты первой названа, страна,
Надеждой мира в целом мире.

1-й ведущий:

Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000 каждый.

2-й ведущий:

Это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы, аварцы, казахи, удмурты , азербайджанцы, марийцы, кабардинцы, осетины, даргинцы, буряты, якуты, кумыки , ингуши , лезгины и многие, многие другие народы.

1-й ведущий:

Сколько нас нерусских у России

И татарских и иных кровей

Имена носящих не простые

Но простых российских сыновей!

Любим мы края свои родные

И вовек - ни завтра, ни сейчас

Отделить нельзя нас от России

Родина немыслима без нас

2-й ведущий: № 8

Стихотворение Расула Гамзатова «О родине».

Читает студент группы А-115 Нурмагомед Патахов.

Расул Гамзатов О родине

1

Понять я не мог, а теперь понимаю —
И мне ни к чему никакой перевод, -
О чем, улетая, осенняя стая
Так горестно плачет,
Так грустно поет.

Мне раньше казалось: печаль беспричинна
У листьев, лежащих в пыли у дорог.
О ветке родной их печаль и кручина —
Теперь понимаю,
А раньше не мог.

Не знал я, не ведал, но понял с годами,
Уже с побелевшей совсем головой,
О чем от скалы оторвавшийся камень
Так стонет и плачет
Как будто живой.

Когда далеко от родимого края
Судьба иль дорога тебя увела,
И радость печальна — теперь понимаю, -
И песня горька,
И любовь не светла,
о Родина…

2

Под гром твоих колоколов
Твое я славлю имя.
И нет на свете слаще слов,
И звука нет любимей.

А если смолкнет песнь моя
В ночи иль на рассвете —
Так это значит, умер я
И нет меня на свете.

Я, как орел, парю весной
Над весями твоими.
И эти крылья за спиной —
Твое святое имя.

Но если вдруг сломает их
Недобрый темный ветер —
Ты не ищи меня в живых
Тогда на белом свете.

Я твой кинжал. Я был в бою
Мятежный, непокорный.
Я постою за честь твою,
Коль день настанет черный.

А если в строй бойцов твоих
Я в скорбный час не встану —
Так значит, нет меня в живых,
Исчез я, сгинул, канул.

Я по чужой земле иду,
Чужие слышу речи
И все нетерпеливей жду
Минуту нашей встречи.

А будет взгляд очей твоих
Не радостен, не светел —
Так значит, мне не быть в живых
Уже на белом свете.

3

О чем эта песня вагонных колес,
И птиц щебетанье,
И шелест берез?
О родине, только о родине.

О чем, уплывая,
Грустят облака?
О чем кораблей уходящих тоска?
О родине, только о родине.

В дни горьких печалей и тяжких невзгод
Кто выручит нас?
Кто поможет? Спасет?
Родина. Только лишь родина.

В минуты удачи,
В часы торжества
О чем наши мысли и наши слова?
О родине, только о родине.

Кто связан и счастьем с тобой, и бедой
Тому и во тьме
Ты сияешь звездой,
О Родина!..

1-й ведущий:

Отечества нам сладок запах дыма,

Родной души незримая краса,

Народов наших дружба нерушима,

Как наши земли, наши небеса.

2-й ведущий: № 9

Отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова «Родине». Читает студент группы А-115 Мирза Абасов.

Как жаль мне. что гордые наши слова
«Держава», «Родина» и «Отчизна»
Порою затерты, звенят едва
В простом словаре повседневной жизни.

Я этой болтливостью не грешил.
Шагая по жизни путем солдата,
Я просто с рожденья тебя любил
Застенчиво, тихо и очень свято.

Какой ты была для меня всегда?
Наверное, в разное время разной.
Да, именно разною, как когда,
Но вечно моей и всегда прекрасной!

В каких-нибудь пять босоногих лет
Мир — это улочка, мяч футбольный,
Сабля, да синий змей треугольный,
Да голубь, вспарывающий рассвет.

И если б тогда у меня примерно
Спросили: какой представляю я
Родину? Я бы сказал, наверно:
— Она такая, как мама моя!

А после я видел тебя иною,
В свисте метельных уральских дней,
Тоненькой, строгой, с большой косою —
Первой учительницей моей.

Жизнь открывалась почти как —
в сказке, Где с каждой минутой иная ширь,
Когда я шел за твоей указкой
Все выше и дальше в громадный мир!

Случись, рассержу я тебя порою —
Ты, пожурив, улыбнешься вдруг
И скажешь, мой чуб потрепав рукою:
— Ну ладно. Давай выправляйся, друг!..

1-й ведущий:

Я люблю тебя, Россия!      

Я хочу чтоб ты цвела!

2-й ведущий: № 10

Стихотворение Владимира Гудимова «Россия! Россия! Россия!». Читает студент группы Т-112 Ахмед Ахмедилов.

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

1-й ведущий:

И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
- Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

2-й ведущий: № 11

Стихотворение В.Степанова «Россия». Читает студент группы Т-112 Абдурашид Нурмагомедов.


1-й ведущий:

Родина…, Россия…Край, где мы родились и живем. Это наш общий большой дом.

2-й ведущий: № 12

Стихотворение Владимира Гудимова «Моя Родина - Россия». Читает студент группы Т-112 Магомед Абдуразаков.


2-й ведущий:

Родина подобна огромному дереву, на котором каждый листик - это вклад людей в процветание страны.

1-й ведущий:

Но каждое дерево имеет корни. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наши деды и прадеды. Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ.

Это наша история.

2-й ведущий: № 14

Стихотворение Евгения Синицына «Берегите Россию». Читает студент группы Т-112 Ильяс Яхъяев.



1-й ведущий:

Наша страна велика и прекрасна, можно путешествовать по ней долгие годы и все равно, останется немало потаенных уголков, каждый из которых – один такой на свете…

2-й ведущий: № 15

Стихотворение Михаила Лермонтова «Родина». Читает студентка группы М-395 Амина Гаджибекова.


1-й ведущий: 

Пока члены жюри подводят итоги конкурса, вашему вниманию песня о России.


Видеоклип о России


1-й ведущий: 

Слово для приветствия предоставляется директору колледжа машиностроения и сервиса Шабановой Людмиле Юрьевне.

2-й ведущий: 

Для подведения итогов конкурса, на сцену приглашаются гости мероприятия.

(Вручение дипломов, сладких призов, коллективное фото)

1-й ведущий:

На этом наш праздничный концерт завершен. До свидания!  До новых  встреч!








Приложение №1

Оценочный лист конкурса – чтецов «Россия – Родина моя»

Группа

ФИО

Название стихотворения

Соответствие выбранного стихотворения теме конкурса

Знание текста произве-дния

Интонациональная выразительность речи (динамика, выражаемая в ударениях; темп, ритм, паузы, эмоциональная окраска речи)

Использование выразительных средств(мимики, жестов, поз, движений)

Внеш-ний вид

Общий балл

1

О-111

Мурад Садыков

Ю. Визбор «Любовь моя, Россия!»







2

А-114

Саида Раджабова

С. Кореннов «Флаг – это символ Родины».







3

А-115

Марина Гамидова

Е. Горшкова «О Гербе Российской Федерации»







4

А-394

Лидия Объедкова

К. Симонов «Родина»







5

А-115

Загиди Шахбанов


Л.Дербенёв «Что может быть лучше России?»







6

Ч-118

Карина Зекеряева

С. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…».







7

З-119

Магомед Шамсудинов

Сергей Орлов «Россия- Родина моя»







8

А-115

Нурмагомед Патахов

Р.Гамзатов «О родине»







9

А-115

Мирза Абасов

Эдуарда Асадова «Родине»







10

Т-112

Ахмед Ахмедилов

В.Гудимов «Россия! Россия! Россия!»







11

Т-112

Абдурашид Нурмагомедов

В.Степанов «Россия»







12

Т-112

Магомед Абдуразаков

В.Гудимов «Моя Родина - Россия»







13

Т-112

Ильяс Яхъяев

Е. Синицин «Берегите Россию»







14

М-395

Амина Гаджибекова

М.Лермонтов «Родина»









Шкала оценок: Жюри

ярко выражено - 5 баллов __________________________________

на достаточном уровне - 4 балла __________________________________

слабо выражено - 3 балла __________________________________

высший балл- 5. __________________________________


16