СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конкурса профмастерства по профессии Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства является для студентов стимулом к развитию профессиональных качеств, которые повышают их конкурентоспособность на рынке труда, развивает их коммуникативные навыки.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конкурса профмастерства по профессии Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»

(ОБПОУ «КЭМТ»)








Лучший по профессии



  1. Методическая разработка по организации и проведению конкурса профессионального мастерства



рабочая профессия 11.01.01.Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов











Разработчик:

Капустинская Л.В., мастер производственного обучения,







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стремительное развитие электроники, сопровождаемое поисками эффективных конструкторских и технологических решений, создает условия для возникновения принципиально новых многофункциональных электронных устройств, что в свою очередь вызывает революционные решения в области разработки новых приборов и элементной базы, совершенствования технологических приемов и материалов. На этом фоне происходит дальнейшее уменьшение размеров элементов электроники, увеличение интеграции, переход к нанотехнологиям. Современный уровень интеграции позволяет в одном пластмассовом корпусе реализовать не только отдельные элементы, но и целые устройства.

Овладение современными методами монтажа электронных приборов и устройств, строгое соблюдение последовательности технологических операций при сборке электронных устройств, знание новых конструкционных материалов, современной элементной базы, свободное владение правилами чтения и составления принципиальных схем, умение определять номиналы и типоразмеры — от резисторов до микросхем — являются основой для

высококвалифицированного радиомонтажника.

Методическая разработка по организации и проведению конкурса профессионального мастерства разработана для профессии 11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Постоянный рост требований работодателей к квалификации и качеству подготовки специалистов, возрастающая конкуренция на рынке труда ставят перед образовательным учреждением серьезные задачи.

Для решения этих задач педагогический коллектив создает условия для приближения знаний, полученных обучающимися, к их практической деятельности, избранной профессии, изучению новых технологий, освоению современного оборудования. Это играет важную роль в подготовке квалифицированных специалистов, в формировании их общих, профессиональных, личностных и социальных компетенций.

Эффективным способом поиска талантливых, постоянно дерзающих молодых людей является конкурс профессионального мастерства.

В течение всего мероприятия обучающиеся показывают профессиональные навыки, полученные при обучении профессии, демонстрируют умение работы с электрооборудованием, применяют творческий подход при решении конкурсных задач.

Значение конкурса профессионального мастерства для обучающихся является стимулом к развитию профессиональных качеств, которые повышают их конкурентоспособность на рынке труда, развивает их коммуникативные навыки.

  1. Условия проведения конкурса


    1. Конкурс профессионального мастерства по профессии 11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов проводится предметной (цикловой) комиссией преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки Технологии и сервис.

    2. Порядок проведения конкурса профессионального мастерства определяется согласно утвержденного графика проведения конкурсов профессионального мастерства на учебный год, рассматривается предметно-цикловой комиссией преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки Технологии и сервис.

    3. Конкурс представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение конкретных заданий, с последующей оценкой качества, времени и других критериев, проводимые в течение определенного периода и завершающиеся церемонией награждения победителей.

    4. Участники конкурса должны продемонстрировать теоретическую и практическую подготовку, профессиональные умения, проявить творческую активность и высокую культуру, владение профессиональными терминами, умение на практике применять профессиональные приемы по сборке и монтажу разъемов


2 Цели и задачи конкурса

Цель конкурса – повышение качества подготовки квалифицированных рабочих по профессии, выявление их мастерства, повышение престижа профессии.

Методическая цель: создание условий для развития самостоятельности обучающихся при выполнении поставленных задач; подготовка конкурентоспособного выпускника техникума через конкурсы профессионального мастерства.

Задачи конкурса:

- повышение качества профессионального образования в интересах развития личности и ее творческих способностей, актуализации значимости профессионального образования для обеспечения мастерства молодых специалистов;

- совершенствование профессиональных знаний и умений обучающихся;

- формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы;

  • воспитание уважения к сопернику, стойкости, воли к победе, умения работать в заданном темпе, ответственности за выполненную работу.


3. Участники конкурса


В конкурсе профессионального мастерства принимают участие обучающиеся 2 курса, осваивающие программу подготовки квалифицированных рабочих по профессии 11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.


4. Содержание и порядок проведения конкурса


Конкурс профессионального мастерства включает выполнение обучающимися теоретического и практического заданий.

1 этап – теоретическое задание№1 выполняется в тестовой форме в течение 15 минут. Общая оценка определяется по сумме балов за каждое тестовое задание. По результатам выполнения теоретического задания членами жюри заполняется ведомость (Приложение 1).

Критерии оценки теоретического задания №1

Каждый правильный ответ – 1 балл,

максимальное количество баллов за данный этап- 20 баллов.

2 этап – теоретическое задание №2 – заполнение таблиц - выполняется в течение 15 минут.

Необходимо заполнить таблицы:

- разместить порядковые номера инструментов и материалов в соответствии с названием;

- установить соответствие между названием и назначением инструмента и материала;

Общая оценка определяется по сумме баллов за каждый этап задания (Приложение 2).

Критерии оценки теоретического задания №2

- владение умением правильного выбора инструмента и материала в соответствии с названием;

- владение умением правильно определять назначение инструмента и материала;

Каждый правильный ответ в первой таблице оценивается 1 баллом, а во второй таблице- 5 баллов;

Максимальное количество баллов за второй этап- 38 баллов.

3 этап – практическое задание – выполняется в течение 90 минут. Участникам конкурса необходимо произвести пайку монтажных проводов на лепестки многоконтактного соединителя (разъема) двумя способами: 10 шт. – внахлест; 10шт. – петелькой. Проверка правильности выполнения работы производится визуально. Общая оценка определяется по сумме баллов за каждое задание (Приложение 3).

Критерии оценки практического задания №2

- владение умением организовать рабочее место;

- владение умением подготовки монтажных проводов;

- владение умением пайки проводов внахлест;

- владение умением пайки проводов петелькой;

- владение умением соблюдать правила техники безопасности.

При выполнении практического задания всем участникам предоставляются равноценные рабочие места: салфетка х/б, паяльник, бокорезы, пинцет, надфиль, припой, канифоль, многоконтактный соединитель (разъем), монтажный провод.

По результатам выполнения практического и теоретических заданий, членами жюри заполняется итоговая ведомость (Приложение 4).

Жюри обеспечивает:

– проведение экспертизы работ на всех этапах конкурса;

– оценку уровня теоретической и практической подготовки участников конкурса в соответствии с заданиями;

- оформление ведомостей выполнения заданий;

- определение победителей конкурса.

Подведение итогов и награждение победителей

Итоговые показатели выполняемых заданий жюри определяет в соответствии с разработанными критериями оценок.

Для победителей конкурса, определяемых по наибольшему количеству баллов, устанавливается три призовых места.

При равенстве показателей предпочтение отдается участнику, имеющему лучшую оценку выполнения практического задания.

Победители награждаются дипломами I, II и III степени.



Сценарный план конкурса


Ведущий. Уважаемые участники конкурса профессионального мастерства, сегодня вам предстоит проявить знания, умения и навыки, которые вы приобрели при изучении профессиональных дисциплин и практического применения полученных знаний во время учебной практики.

Позвольте вам представить членов жюри, которые будут оценивать результаты вашей деятельности.

В состав жюри входят (ведущий объявляет состав жюри).

Критериями оценки, при выполнении заданий трех этапов конкурса, являются:

- квалифицированное выполнение заданий;

- творческий подход;

- организация рабочего места;

- соблюдение правил техники безопасности.

Я предлагаю вам приступить к выполнению 1 этапа нашего конкурса – теоретическому заданию «Знание - сила».


I этап конкурса – «Знание - сила».

Ведущий. Участникам конкурса предлагается ответить на задания в тестовой форме, для этого вам необходимо внимательно прочитать вопросы, подумать и отметить ответ, который, по вашему мнению, правильный. Правильным, может считаться только один ответ. При выполнении вам необходимо заполнить бланк задания в тестовой форме (см. Приложение 1). Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Максимальное количество баллов, которое можно заработать -20 баллов.

Участники приступают к выполнению задания в тестовой форме, заполняя бланк.

Деятельность членов комиссии: проверяют и оценивают правильность результатов тестирования, выставляют баллы в таблицу (приложение 1).


Ведущий. Задание первого этапа конкурса профессионального мастерства вы выполнили. Члены жюри подвели промежуточные итоги. Я объявляю начало 2-го этапа нашего конкурса – выполнение теоретического задания №2 «Знатоки - профессионалы».

2 этап – «Знатоки - профессионалы»

Ведущий. Вам необходимо на данном этапе заполнить две таблицы, которые будут свидетельствовать о наличии знаний в использовании и назначении инструментов и материалов, которые применяются в практической деятельности.

В первую таблицу вам необходимо внести номера инструментов и материалов в соответствии с названием.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов поданной таблице – 7баллов.

Во второй таблице вам необходимо установить соответствие между названием и назначением инструмента и материала.

Каждый правильный ответ оценивается 5 баллами.

Максимальное количество баллов по данной таблице – 35 баллов.


Участники приступают к выполнению второго этапа конкурса.

Деятельность членов жюри: проверяют и оценивают правильность заполнения таблиц и проставляют баллы и объявляют общие результаты по двум этапам. (приложение 2).

Максимальное количество баллов за данный этап – 42 балла.


Ведущий. Задание второго этапа конкурса профессионального мастерства вы выполнили. Члены жюри подвели промежуточные итоги. Я объявляю начало 3-го этапа нашего конкурса – выполнение практического задания «Умелые ручки».


3 этап конкурса – «Умелые ручки»

Ведущий. Вам предлагается произвести пайку монтажных проводов на лепестки многоконтактного соединителя (разъема) двумя способами: 10 штук - внахлест и 10 штук- петелькой.

Участники на рабочих местах приступают к выполнению третьего задания (производят пайку монтажных проводов на лепестки многоконтактного соединителя (разъема) двумя способами: 10 штук - внахлест и 10 штук- петелькой). проверяют правильность и качество пайки и сдают выполненную работу членам жюри на проверку. Деятельность членов жюри: проверяют и оценивают правильность и качество выполненной работы, выставляют баллы в таблицу (приложение 3). Оценка производится по пятибалльной шкале и в соответствии с критериями оценки. Сообщают промежуточные результаты 3-го этапа конкурса.


Ведущий. Дорогие друзья! Позади тревоги, волнения, переживания… Сегодня вы проявили отличные знания, показали свои умения и навыки, отражающие ваши способности, мастерство, готовность к выполнению своих профессиональных обязанностей. Сейчас подошло время узнать кто же из вас победитель конкурса «Лучший по профессии»:


Подведение итогов и рефлексивная оценка конкурса

Ведущий. Пока члены жюри подводят общие итоги конкурса профессионального мастерства, предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

- довольны ли вы результатом своей работы?

- было ли вам интересно?

-пригодятся ли ваши знания, умения и навыки в профессиональной деятельности и в жизни?

- с какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении заданий конкурса?

Слово предоставляется председателю жюри для оглашения результатов конкурса «Лучший по профессии» по профессии 11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.

Председатель жюри. Результаты вашей деятельности и уровня знаний при выполнении каждого задания мы оценили в соответствии с критериями оценки (приложение 4). На основании итоговых результатов жюри приняло следующее решение:


Третье место занял обучающийся группы МР-21 ____________(Ф.И.)

Второе место занял обучающийся группы МР-21 ____________(Ф.И.)

Первое место занял обучающийся группы Мр-21 _____________(Ф.И.)

Победителям вручаются дипломы первой, второй, третьей степени, остальным участникам конкурса- сертификаты.

Благодарим всех участников конкурса за вашу смекалку и активное участие.

Всего доброго. До новых встреч.























Приложение 1 К сценарному плану конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»



1 этап – «Знание - сила»

Задание: Ответить на вопросы в тестовой форме

Участник _____________________________________________ (Фамилия и имя)

№ п/п

Содержание вопроса

Варианты ответов

Правильный ответ

Баллы

1

Какой вид разметки выполняется на листовом материале?

а) пространственная;

б) плоскостная;

в) пространственная и плоскостная;



2

В какой последовательности наносятся разметочные линии (риски)?


а) горизонтальные- вертикальные- наклонные- дуги;

б) вертикальные- горизонтальные- наклонные- дуги;

в) наклонные- горизонтальные- вертикальные;



3

Какой инструмент НЕ применяется при плоскостной разметки?

а) чертилка;

б) кернер;

в) рейсмас;



4

Назначение рубки металла

а) для устранения вмятин и искривлений;

б) для удаления лишнего слоя металла;

в) для удаления лишнего слоя металла и разрубания заготовки на части;



5

Укажите правильное обозначение углов режущих инструментов:


Вариант А

γ - передний угол

α - задний угол

β - угол заострения

Вариант Б

α - передний угол

γ -задний угол

β - угол заострения

Вариант В

γ - передний угол

β - задний угол

α - угол заострения



6

В чем отличие зубила от крейцмесселя?


а) зубило имеет более узкую режущую кромку;

б) крейцмессель имеет более широкую режущую кромку;

в) крейцмессель имеет более узкую режущую кромку;



7

Под каким углом наносится основная насечка напильников?

а) под углом 450

б) под углом 250

в) под углом 150



8

Какие соединения относятся к неразъемным?

а) резьбовые;

б) байонетные;

в) клепаные;



9

Какие соединения

Называются

разъемными?

а) сварные;

б) резьбовые;

в) паяные;



10

Что называется деталью?


а) часть изделия, содержащая сборочные операции;

б) часть изделия, не содержащая сборочные операции, изготовленная из одного материала;

в) часть изделия, содержащая сборочные операции, изготовленная из разных материалов;



11

Укажите, какой провод является термостойким?

а) МГШВ;

б) МГШВЭ;

в) МГТФ;



12

Что означает цифра, стоящая в маркировке припоя (ПОС-30; ПОС-61 и др.)

а) содержание свинца;

б) содержание олова;

в) температуру плавления припоя;



13

Какие флюсы нашли применение при пайке мягкими припоями?

а) кислоты;

б) бескислотные;

в) щелочные;



14

Какой флюс относится к бескислотным?

а) хлористый цинк;

б) хлористый алюминий;

в) канифоль;



15

Какая температура плавления мягких припоев?

а) до 3000С;

б) до 7500С;

в) до 10000С;



16

Укажите марку мягкого (легкоплавкого) припоя:

а) ПСр-25;

б) ПМЦ-36;

в) ПОС-61;




17

Чему должна быть равна температура жала паяльника?

а) 280-3200С;

б) 340-4000С;

в) 420-34600С;



18

Укажите марку провода с поливинилхлоридной изоляцией:

а) НПК;

б) МРП;

в) МГШВ;




19

Температура флюса должна быть:


а) ниже температуры припоя;

б) выше температуры припоя;

в) равна температуре припоя;



20

Сколько проводов допускается присоединять к одному лепестку?

а) один провод;

б) два провода;

в) не более трех проводов;




Итого:



№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вариант ответа

б

а

в

в

А

в

б

в

б

б

в

б

б

в

а

в

а

в

а

в

Ответы на вопросы в тестовой форме 1-го этапа




















Приложение 2 К сценарному плану конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»


2 этап – «Знатоки- профессионалы»

Участник _____________________________________________ (Фамилия и имя)

Таблица№1

№ п/п

Название инструмента и материала

№ инструмента и материала

Количество баллов

Паяльник



Бокорезы



Пинцет



Приспособление №5



Надфиль



Припой



Канифоль




ИТОГО




Таблица №2

№п/п

Название инструмента и материала

Указатель соответст

вия

Назначение инструмента и материала

Коли

чество баллов

1.

Паяльник


Это легкоплавкий сплав металлов, предназначенный для соединения проводов, выводов, деталей и узлов пайкой.


2.

Бокорезы


Инструмент для снятия нагара с жала паяльника


3.

Пинцет


Служит для улучшения растекаемости припоя


4.

Приспособление №5


Инструмент для резки проволоки или проводов


5.

Надфиль


Инструмент для выполнения пайки


6.

Припой


Инструмент для снятия изоляции проводов


7.

Канифоль


Инструмент для удерживания мелких радиоэлементов при монтаже и демонтаже



ИТОГО





Общее количество баллов за 2 этап конкурса ___________________________



Критерии оценки теоретического задания №2

- владение умением правильного выбора инструмента и материала в соответствии с названием;

- владение умением правильно определять назначение инструмента и материала;

Каждый правильный ответ в первой таблице оценивается 1 баллом, а во второй таблице- 5 баллов;

Максимальное количество баллов за второй этап- 42 баллов


Эталон ответов к заданию №2 «Знатоки - профессионалы»

Таблица№1

№ п/п

Название инструмента и материала

№ инструмента и материала

Количество баллов

1

Паяльник

3

1

2

Бокорезы

7

1

3

Пинцет

1

1

4

Приспособление №5

5

1

5

Надфиль

6

1

6

Припой

2

1

7

Канифоль

4

1


Таблица №2

№ п/п

Название инструмента и материала

Назначение инструмента и материала

Количество баллов

1.

Паяльник

Инструмент для выполнения пайки

5

2.

Бокорезы

Инструмент для резки проволоки или проводов

5

3.

Пинцет

Инструмент для удерживания мелких радиоэлементов при монтаже и демонтаже

5

4.

Приспособление №5

Инструмент для снятия изоляции проводов

5

5.

Надфиль

Инструмент для снятия нагара с жала паяльника

5

6.

Припой

Это легкоплавкий сплав металлов, предназначенный для соединения проводов, выводов, деталей и узлов пайкой.

5

7.

Канифоль

Служит для улучшения растекаемости припоя

5




Приложение 3 К сценарному плану конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»


3 этап – «Умелые ручки»

Участник _____________________________________________ (Фамилия и имя)


Этапы выполнения задания

Количество баллов

1.Организация рабочего места монтажника РЭА


2. Соблюдение правил безопасных условий труда


3.Подготовка монтажных проводов - резка в размер- L=100мм;


4. Обработка монтажных проводов (снятие изоляции, лужение)


5. Пайка монтажных проводов «внахлест»


6. Пайка монтажных проводов «петелькой»


7. Внешний вид изделия


8. Время выполнения 90 мин.


Итого:























Электрический разъем ПС 10-10





  1. Пайку проводов верхнего ряда выполнить «внахлест»

  2. Пайку проводов нижнего ряда выполнить «петелькой»




















Критерии оценки практического 3-го этапа


Результат выполнения

Количество баллов

Организация рабочего места в соответствии с требованиями

5 баллов

Соблюдение правил техники безопасности в соответствии с инструкцией

5 баллов

Подготовка монтажных проводов – без отклонений

10 баллов

Качественная обработка монтажных проводов

10 баллов

Задание «внахлест» выполнено правильно

10 баллов

Задание «петелькой» выполнено правильно

10 баллов

Внешний вид изделия соответствует образцу

5 баллов

Задание выполнено ранее заданного времени

+ 3 балла

Время выполнения -120мин. (в срок)

5 баллов


Максимальный балл за данный этап - 63 балла



Приложение 4 К сценарному плану конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»


Итоговая оценочная ведомость

конкурса профессионального мастерства

«Лучший по профессии»


№ п/п

Фамилия и имя участника

I этап

II этап

III этап

Сумма баллов

Итоговые места

1.







2.







3.







4.







5.







6.







7.







8.







9.







10







11







12









На основании результатов итоговой оценки жюри приняло следующее решение:

1 место присудить студенту группы МР-21 _____________________

Фамилия, инициалы


2 место присудить студенту группы МР-21 ____________________

Фамилия, инициалы


3 место присудить студенту группы МР-21 _____________________

Фамилия, инициалы


Председатель жюри ___________________________________

Члены жюри __________________________________

__________________________________

__________________________________