СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспекта урока окружающего мира в 4 классе по теме «Отечественная война 1812 года».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обязательный минимум содержания: причины Отечественной войны 1812 года, соотношение сторон накануне и в ходе войны, ход войны, личность М.И. Кутузова, значение партизанского движения в войне 1812 года, причины победы русской армии, итоги войны.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта урока окружающего мира в 4 классе по теме «Отечественная война 1812 года».»

Методическая разработка конспекта урока окружающего мира.

4 класс.

Учитель: Марченко Е.А.


Тема урока: «Отечественная война 1812 года»


Цель урока – сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, как об одном из самых значимых событий отечественной истории - освободительной войне России против наполеоновской агрессии.

Задачи урока – способствовать усвоению причин, хода и результатов Отечественной войны 1812 года; способствовать формированию патриотических чувств, уважению к отечественному историческому наследию.


Ход урока:

Групповая работа. Найти пару.

Игра «Домино»


Екатерина Великая

Царствование Екатерины Великой

34 года

На Сенатской площади

Медный всадник

На Дворцовой площади в се­редине XVIII в. возводится

Зимний дворец

Предводитель крестьян

Емельян Пугачев

Генералиссимус

А.В. Суворов

Командующий

Черноморским

флотом

Ф.Ф. Ушаков

Знаменитая победа Суворова

Крепость Измаил

Книга Суворова

«Наука побеждать»

Один из крупнейших музеев мира

Эрмитаж

Титул Екатерины II


- Мы продолжаем наше путешествие по страницам истории.

— Чтобы узнать следующий год нашего путешествия, надо решить мате­матическую задачу. (1812 г.)

Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно со­стоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6.

— Правильно, это 1812г. Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 г.».

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.


- что значит слово «отечество».

В толковом словаре СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: отечество — страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Работа в группах

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-иссле­дователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А также в конце урока ответим на наш глав­ный вопрос: «Почему войну 1812 года называют отечественной?» Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание и подготовит выступающих.

Задание для первой группы

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть тер­мин «отечественная война».

— Прочитайте текст на с. 112—113 учебника. Ответьте на во­просы.

1. В каком году началась война?

2. Между какими странами шла война?

3. Кто первым начал войну и почему?

4. Кто возглавлял французскую армию?

5. Кто возглавил русскую армию?

Задание для второй группы

Проблема: исследовать главное сражение Отечественной вой­ны 1812 г.

— Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюст­рацию на с. 114—115. Ответьте на вопросы.

1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?

2. Где оно произошло?

3. Чем закончилось?

4. Какой момент боя был самым тяжелым?

5.0 чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114—115?

Задание для третьей группы

Проблема: исследовать партизанское движение во время Оте­чественной войны 1812 г. и окончание войны.

— Прочитайте текст на с. 116-117 учебника. Ответьте на во­просы.

1. Кто такие партизаны?

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?


- Итак, слушаем ваши сообщения.

- Кто готовил сообщения о Кутузове и Давыдове, слушаем вас.

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполняя задание 1 на с. 39, запишите определение по­нятия «отечественная война». (Отечественная война — это справедливая война в защиту своего отечества.)

— Самостоятельно выполните задание 2. Прочитайте пары. (Куликовская битва —Дмитрий Донской, взятие Измаила — А.В. Суворов, Ледовое побоище — Александр Невский, Боро­динская битва — М.И. Кутузов.)

— Выполните задание 4 на с. 40, работая в группах. (/. Бо­родинское сражение. 2. Вхождение Наполеона в Москву. 3. О Михаиле Илларионовиче Кутузове.)

— Какое неверное утверждение есть в тексте задания 5 на с. 42? (4. Наполеон вошел в Москву после Бородинской битвы.)

Блицопрос

• Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110км от Москвы.)

• Почему Кутузов решил отступить? (Чтобы сберечь войско.)

• Почему Наполеон оставил Москву? (Из-за пожаров, голода армии в Москве.)

• Кто наносил значительный урон отступающим французам? (Партизаны.)

• Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? (Храм Христа Спасителя.)

Работа с пословицами

(Для каждого ряда учитель предлагает конверт с деформиро­ванными предложениями (пословицами).)

— Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось?

• Родная сторона — мать, чужая — мачеха.___

• Родина — мать, умей за нее постоять.

• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.


— О каком историческом событии мы сегодня говорили?

— Что произвело на вас самое большое впечатление? (Выска­зывания детей.)

— Объясните, почему война 1812 г. называется отечествен­ной. (Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 г. после того, как на защиту родины встал весь народ, превратилась в войну Отечественную.)

Без патриотизма, без горячей любви к своему Отечеству, зем­ле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством — чувство толерантности.

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

Рефлексия

— Дополните предложения.

• Я узнал...

• Я научился...

• Мне понравилось...

• Я бы хотел...

• Новые знания мне...

— Что вы можете сказать о том, как вы потрудились на уроке?

Домашнее задание.