Актуализация знаний | Метод: слово учителя, работа карточками. - С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? - Давайте проверим ваши знания. Я буду показывать вам карточки с вопросами, на которые вы должны дать ответ. 1 карточка: Что такое почва? 2 карточка: Какое главное свойство почвы? 3 карточка: Что придает почве темный цвет? 4 карточка: Что входит в состав почвы? 5 карточка: Как пополняется запас солей в почве? | - Что такое почва? - Почва – это верхний плодородный слой земли. - Главное свойство почвы – плодородие. - Темный цвет почве придает перегной. - В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. -Перегной под действием бактерий, живущих в почве, постепенно превращается в соли. | Показывает карточки с вопросами. |
Изучение нового материала | Метод: работа с учебником, беседа. - Откройте учебники на странице 69. Рассмотрите рисунок и докажите, что растения очень разнообразны. - Наука о растениях называется ботаникой. Ученые-ботаники делят растения на несколько групп. Давайте познакомимся с группами растений. - Первая группа – водоросли. Водоросли – это жители воды. Посмотрите, какого цвета бывают водоросли? - Некоторые водоросли так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Некоторые водоросли похожи на длинные тонкие нити, а другие – на широкие ленты. Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов. Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей. У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли) Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения. Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах. По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные. Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста. Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки. - Вторая группа – мхи. Они растут во влажных местах. У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами. Учёные изучили около 27 тысяч видов мхов. Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров. Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле. На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев. Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней. Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха. Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная. Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо. - Третья группа – папоротники. На что похожи листья папоротников? Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники. Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц. По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм. Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки. Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается. Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. - Следующая группа – хвойные растения. Какой их главный отличительный признак? - Каких представителей данной группы вы можете назвать? - У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки с семенами. На Земле насчитывается всего около 600 видов хвойных растений. - Последняя группа – цветковые растения. Почему она так называется? - Цветковые растения имеют цветы, плоды, корни, стебли и листья. Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. | - Дети описывают растения, изображенные на рисунке, выделяют отличительные признаки. - Зеленые, красные, бурые. - Листья папоротников похожи на большие перья. - Листья в виде хвоинок. - Ель, сосна, можжевельник. - Эти растения имеют цветы. | На доске висят плакаты с группами растений. |