СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Круглый стол для родителей по вопросам здоровья младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа как центр содействия здоровью детей. Подростковый возраст - период бурного роста и развития организма детей. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Круглый стол для родителей по вопросам здоровья младших школьников"»

Круглый стол по проблемам здоровья школьников:

«Адаптация детей к старшей школе.

Школа как центр содействия здоровью детей»


от 10 апреля 2018 года


Цель:

  1. выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

  2. выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

  3. привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.


Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Сегодня мы постараемся увидеть наших детей глазами всех участников воспитательного процесса.

I С точки зрения психолога (выступление Панаевой Н.Б.)


Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.


Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.


Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.


Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Н.К. Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток— это ребенок, становящийся взрослым.


В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).


Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе» Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:


1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.


2. Новообразования младшего школьного возраста — произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.


3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.


Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин; недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.


II С точки зрения врачей (выступление родителей 4-х классов)


  1. Влияние режима дня на успешность обучения (Дылыкова Дина Дугаржаповна, 4в);

  2. Влияние сна на успешность обучения (Мотошкина Ольга Викторовна, 4в);

  3. Влияние питания на успешность обучения (Орлова Ирина Ивановна).

III С точки зрения учителей-предметников


Выступление классного руководителя 5б (Гордеева М.Р.)

IV С точки зрения родителей учащихся 5-го класса


Трудности, возникшие в адаптационный период. Рекомендации. Предложения.

V С точки зрения учащихся 5 класса


Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею?

Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование.

«Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» автор Ю.Л.Ханин.

Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале: 4 — совершенно согласен 3 — согласен 2 — трудно сказать 1 — не согласен О — совершенно не согласен


1. Я иду утром в школу с радостью.


2. В школе у меня обычно хорошее настроение.


3. В нашем классе хороший классный руководитель.


4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.


5. У меня есть любимый учитель.


6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.


7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.


8. У меня есть любимые школьные предметы.


9 Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.


10. На летних каникулах я скучаю по школе.


Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью


является частное от деления общей суммы баллов ответов


всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

VI Выставка рисунков учащихся «Я в школе»


VII Итог

«Переходный возраст — это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени — зрелости».

Зденек Матейчек













Подготовила Панаева Н.Б.