СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Кубик Блума" как прием технологии критического мышления"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в студенте навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Кубик Блума" как прием технологии критического мышления"»

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»



Методическая разработка

по использованию современных педагогических технологий


«Кубик Блума»

как прием технологии

критического мышления


Подготовила:

преподаватель

русского языка и литературы

Т.И. Чернухина







2019 г.



Пояснительная записка



Липецкий машиностроительный колледж вот уже на протяжении 75 лет своей главной целью считает подготовку высококвалифицированного востребованного на рынке труда специалиста.

Требования к современному образовательному процессу существенно превосходят задачи простой передачи знаний от преподавателя студентам. В условиях сегодняшнего информационного века необходимо перестроиться с привычной передачи готовых знаний на обучение методам самостоятельной их добычи, способам получения, осмысления и применения новой информации, необходимой им для их дальнейшего саморазвития.

Итак, цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". Какие приемы и технологии для этого использовать?

Давайте вспомним, какие педагогические технологии существуют? Педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения, игровая технология, информационные и коммуникационные технологии, проектно-исследовательская деятельность, технология развития критического мышления.

Актуальность    развития   критического мышления обучающихся вытекает из особенностей современной  ситуации в государстве. Страна нуждается  в построении  гражданского общества,   состоящего  из  активных, критически мыслящих  граждан,  ответственных  за  свою  судьбу  и  судьбу своей страны. Актуальность проблемы подтверждается также и  тем, что выпускник колледжа должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности.  Выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать,  критически  анализировать,   моделировать,   делать   выводы,  принимать    продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в  образовательной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.









  1. Критическое мышление. Суть технологии развития критического мышления

Суть ТРКМ (технологии развития критического мышления) очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Умение  добывать в  море информации – нужную, подходить к информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной,  схематичной, модельной, переводить ее в словесную форму; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать – это  познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при использовании ТРКМ.

Так что же такое критическое мышление?

        Во-первых, критическое мышление—это мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый фор­мулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для са­мих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

           Во-вторых, информация является отправным пунктом развития кри­тического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Ведь как точно подмечено: трудно ду­мать с «пустой» головой. Чтобы  породить сложную мысль, нужно пере­работать гору интеллектуального «сырья» — фактов, идей, текстов, тео­рий, данных, концепций. Именно благодаря критическому мыш­лению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и ста­новится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

         В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человек любознателен по своей природе. Любопытство есть неотъемлемое свойство всего живого. Подлинный процесс познания на любом его этапе характеризуется стрем­лением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

      В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы, подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

         В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся  мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Таким образом, критическое мышление — это:

  • Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.



Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в студенте навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".

Рис 1. Бенджамин Блум

Бенджамин Блум (Рис. 1) известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.

Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею".

То есть, обучаемому предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.


2. Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб (Рис. 2), на гранях которого написано:

  • Назови.

  • Почему.

  • Объясни.

  • Предложи.

  • Придумай.

  • Поделись.

Рис. 2. Разверстка кубика


2. Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.


3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

  • Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Студенту предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, на занятии

- по литературе: "Назовите главных героев пьесы А.Н. Островского «Гроза» , романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

- по русскому языку: "Назовите основные морфологические признаки деепричастия, причастия и т.п.?»,

- по культуре речи: «Назовите основные черты разговорного стиля речи?»

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Например, используя Кубик Блума на уроках русского языка, в блок "Назови" можно включать задания на знание текста.


  • Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  


Например, на занятии

-по литературе: «Почему И.А. Гончаров назвал своего героя Обломовым?», «Почему мы можем отнести Григория Мелехова к ищущим героям?»

- по русскому языку: «Почему то или иное слово так написано…», «Почему в этом предложении ставим знак ….?» и т.п.


  • Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

  • Ты действительно думаешь, что…

  • Ты уверен, что…

Например: Ты действительно думаешь, что Раскольников – жертва социальных обстоятельств?» Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"? 


  • Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, где и как можно использовать знания правописания чередующихся гласных в корне? Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?


  • Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, рифмы к этому слову (на уроках русского языка или литературы). Придумай, пример на изучаемое правило.


  • Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности обучающихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал именно эту тему?






3. Варианты использования метода «Кубик Блума» на общеобразовательных дисциплинах

Русский язык

При изучении раздела русского языка «Синтаксис»


«Кубик Блума» можно применять на уроках всех циклов. Например, на занятии, посвящённом знакам препинания в бессоюзном сложном предложении, вопросы могут быть такими:

- Назови признаки бессоюзного сложного предложения (БСП).

- Почему эта синтаксическая конструкция называется бессоюзной?

- Объясни, по какому признаку ставятся знаки препинания в БСП.

- Предложи примеры из литературного произведения по теме.

- Придумай собственные на употребление каждого из знаков.

- Как ты думаешь, можно ли все сложные предложения сделать бессоюзными?


При изучении раздела русского языка «Орфография»


-Назови шипящие согласные (ж, ш, ч,щ)

-Сравни существительные на конце шипящими (существительные на конце шипящими могут быть с мягким знаком и без мягкого знака: дочь, мяч, плащ, помощь, нож, рожь, мышь, шалаш)

Почему у некоторых имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак, у некоторых имён существительных на конце после шипящих не пишется мягкий знак?

-Объясни : для чего на конце после шипящих пишется мягкий знак? (мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных указывает, что это слово женского рода)

-Предложи сыграть в игру «Кто больше знает слов с шипящими согласными на конце слова?

-Придумай загадки так, чтобы на отгадках на конце стоял шипящий согласный (Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала. Вышел серенький комочек из-под каменной пещеры, глазки чёрненькие, хвостик тоненький (мышь). Не море, а волнуется (рожь)

Дисциплина "Русский язык". Тема: правила орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Литература

Использование «Кубика Блума» на уроках литературы, посвящённых теме творчества Пушкина, может быть таким:

- Назови периоды творчества поэта.

- Почему произведения Пушкина вызывали негодования со стороны царя?

- Объясни, как французские поэты повлияли на творчество Пушкина.

- Предложи примеры из стихотворений, подтверждающие влияние Байрона.

- Представь 3–4 темы, которые волновали бы Пушкина сегодня.

- Как ты думаешь, почему произведения А.С. Пушкина не теряют актуальности в наши дни?



История

В процессе работы над темой «Политика Петра I» кубик легко сделать таким:

- Назови основные направления политики Петра I.

- Почему во времена Петра I Россия переживала небывалый культурно-экономический подъём?

- Объясни, какие цели преследовал Пётр, отправляясь в поездки за границу.

- Предложи аргументы в защиту актуальности политики Петра в наши дни.

- Придумай 5 аргументов в пользу экономических преобразований Петра.

- Как ты считаешь, какие направления общественно-политической жизни волновали бы правителя сегодня



Информатика

На уроке информатики «Кубик Блума» в рамках темы «Интернет» может применяться следующим образом:

- Что такое интернет?

- Почему он называется всемирной сетью?

- Объясни принцип работы интернета.

- Предложи способы улучшения сигнала сети.

- Придумай, как использование интернета может облегчить бытовую сторону жизни каждого человека.

- Как ты думаешь, в чём основные стратегии развития ИТ и интернета в будущем?



Химия

Для изучения темы «Бытовая химия» преподаватель может предложить следующие варианты вопросов:

- Что такое бытовая химия?

- Почему химические вещества так активно используются в быту?

- Объясни компоненты средств для ухода за посудой.

- Предложи альтернативные органические средства для мытья полов.

- Придумай, как можно улучшить состав химических моющих средств.

- Как ты думаешь, смогут ли современные хозяйки отказаться от бытовой химии?


Работа в группах

Можно с кубиком Блума выполнять и групповую работу.

  • Каждая группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы.

  • Возможно вопросы задавать по новой теме урока. После формулирования темы занятия студентам предлагается за 5-10 минут составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Поделись», «Придумай»), а затем , совместно с группой, отвечать на поставленные вопросы.


Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать как любой преподаватель общеобразовательных дисциплин, так и преподаватель специальных дисциплин.


Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях


Возможны два варианта:

-Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать студентам примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами обучающиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от студентов, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одногруппников.


Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у студентов уже есть представление о сути темы.


Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы студентам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания ребят, но и развить в них чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.








Заключение


Таким образом, «Кубик Блума» – это действенный приём, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно-эмоционального погружения обучающихся в тему. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия и может использоваться на всех этапах уроках в качестве рефлексии.

Методика актуальна с позиции ФГОС, так как направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Как показывает практика, что прием очень нравится студентам, они быстро осваивают технику его использования. А преподавателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения обучающихся. 












Литература

  1. Васюта И., Махотина А. «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы».

  2. Газета «Первое сентября». ps.1september.ru / http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70 .

  3. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей. festival.1september.ru /http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9.

  4. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена». www.ct-net.net/ru / http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru .

  5. Технология развития критического мышления на уроке. history-helpmy.blogspot.com / http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html .

  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».