СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка логопедического занятия с обучающимся с ОНР I-II уровня на тему: «Буква Х. Звуки [Х] [ХI]»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представление о букве Х. Формировать умение дифференцировать звуки [Х] [Х1].

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка логопедического занятия с обучающимся с ОНР I-II уровня на тему: «Буква Х. Звуки [Х] [ХI]»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г. САЛЬСКА (МБОУ СОШ № 1 Г. САЛЬСКА)


















Методическая разработка логопедического занятия с обучающимся

с ОНР I-II уровня на тему: «Буква Х. Звуки [Х] [ХI]»






















Выполнила:

Зарва Оксана Анатольевна,

учитель-логопед







В условиях становления социального государства и формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является инклюзивное образование. Интегрированное (инклюзивное) образование с помощью реабилитации и адаптации создаёт условия для детей с ОВЗ с систему классического образования, воспринимая ученика с умственной отсталостью таким, какой он есть, изменяя под его потребности образовательную систему, способствуя раскрытию возможностей каждого ученика путём использования образовательных и коррекционных программ, соответствующих его способностям, созданием своих особых образовательных условий.

Актуальная проблема: в зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности. Работа с детьми, имеющими I-II уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности.У обучающихся с ОНР I-II уровня расстройства речи резко выражены и охватывают все компоненты языковой системы. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения резко снижается. Развивающаяся речь аграмматична, озобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим. Низкая активность припоминания сочетается с дифицитарностью познавательной деятельности. ОНР II уровня описывается в логопедии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы «усвоение грамматической структуры предложения». Он характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Начинающееся различение некоторых грамматических форм, происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол — столы; поет — поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи проявляется достаточно выражено. Речь детей с ОНР второго уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами. Формы числа, рода и падежа для детей не несут смыслоразличительной функции. Изменение слов в роде, числе, падеже имеет случайный характер, и потому при использовании его допускается множество разнообразных ошибок. Словес­ное обобщение существенно затруднено. Одним и тем же словом называются предметы, имеющие внешнее сходство, близкие по назначе­нию или другим признакам. Об ограниченности словарного запаса свидетельствует незнание многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

- замены падежных окончаний («катался гокам» — катается на горке);

- ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» — Коля писал); при изменении существительных по числам («да памидка» — две пирамидки);

- отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («асинь адас» — красный карандаш,«асинь ета» — красная лента).

Часто предлоги, такие дети, выпускают вообще, при этом существительное употребляется в форме именительного падежа, также возможны многочисленные замены предлогов. Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Звукопроизносительная сторона речи сильно отстает от возрастной нормы нарушено произношения большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих); грубо нарушена передача слов разного слогового состава. Наиболее характерно сокращение количества слогов («сковода» — сковорода), отмечаются перестановки слогов, звуков («басаги» — сапоги), замена и уподобления слогов.

Фонематический слух не сформирован, ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.

Дизартрия - нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи.

Моторная алалия - недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе моторной алалии лежит расстройство или недоразвитие аналитико - синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей.

Для коррекции и предупреждения выше перечисленных состояний была создана "Программа коррекции речи обучающегося 1-го класса с ОНР I-II уровня", в основе которой лежит психолингвистический подход к изучению данной проблемы. Программа разработана на основании программно-методических материалов, согласно положениям Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», обучающимися по основной образовательной программе начального общего образования; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к основной образовательной программе начального общего образования (НОО).

При составлении, были использованы программно-методические материалы логопедического сопровождения учащихся начальных классов, испытывающих трудности в овладении процессами чтения и письма Ишимовой О. А.


Цель работы: формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.

Задачи:

  1. Развитие понимания речи.

  2. Формирование активного словаря.

  3. Формирование навыков употребления простого предложения.

  4. Формирование навыков употребления простого распространенного предложения.

  5. Формирование навыков составления небольшого рассказа.

  6. Формирование невербальной основы речи.

  7. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков.



Адресат: обучающийся с ОНР I-II уровня, R-47.1 (дизартрия) , F-70.18 (умственная отсталость лёгкой степени), F-80.1 (моторная алалия)

Ученик научился сравнивать, анализировать, моделировать слоги и слова по заданным звукам; проводить элементарный показ слогов, обдумывать свои действия в соответствии с заданными  правилами; улучшил умения взаимодействовать в паре.












Тема: «Буква Х. Звуки [Х] [ХI

Цель урока: Формировать представление о букве Х. Формировать умение дифференцировать звуки [Х] [Х1].

Задачи:

1. Коррекционно-обучающая.

- создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать, проводить элементарный показ, планировать классифицировать, доказывать.

2. Коррекционно- развивающая.

- развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря;

- формирование умений запоминать и воспроизводить информацию;

- формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными  правилами.

3. Развитие мыслительных процессов.

- развитие сенсомоторной сферы;

- формирование пространственно-временных представлений;

- развитие произвольного внимания.

4. Воспитательная.

- формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры

совместного  положительного результата;

- формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта;

- формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.

Оборудование: компьютер в сборе, колонки, настенное зеркало, звуковой плакат, карта путешествия, походный рюкзаки, сенсорная тропа, разрезной календарь времён года, цветок с лепестками из наждачной бумаги, цветок с лепестками из бархатной бумаги, короб для пескотерапии, кварцевый песок синего и зелёного цвета, балансировочная доска.


1Организационный момент. Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим. 2 Постановка целей занятия (Объявление темы). Звук электронного письма. -Нам прислали письмо. - Интересно, от кого? Читаем. Откуда- Волшебный лес от кого: Лесной житель, а имя его зашифровано (Рома-Р+Х). Чтобы узнать имя лесного жителя, нам нужно решить этот пример. (Выкладываем из букв Рома, меняем Р на Х получается Хома.) Теперь нам известно его имя. Письмо нам прислал хорёк по имени Хома. (Набираем на звуковом плакате - Хома. Анализируем: первый звук и буква в слове Хома — Х) Учитель: « К письму прикреплена его фотография. Вот, посмотри! Хома пишет : «Здравствуйте, Рома и Оксана Анатольевна ! Я узнал, что тема сегодняшнего занятия «Буква Х и звуки [Х] [Х1]». Мне очень нравится буква Х и звуки, которые она обозначает – [Х] [Х1[. Мне хочется, чтобы Роман больше узнал о них. Для этого я приглашаю вас в поход по волшебному лесу. Карта, которую я вложил в письмо, поможет вам найти дорогу. Если вас заинтересует моё предложение, то соберите всё необходимое для похода, возьмите карту, произнесите волшебные слова: «Раз, два, три волшебство к нам приходи» и отправляйтесь в путь, а когда решите вернуться, то скажите: « Раз, два, три волшебство нас домой верни!» Учитель: «Идём в поход?» Ученик : «Да, идём» Учитель: «В этом походе нам пригодится чёткая артикуляция, поэтому нам нужно выполнить зарядку для язычка и самомассаж.

3.Этап подготовки учащегося к активному и сознательному усвоению.

Артикуляционная гимнастика и самомассаж лица. Учитель: «Толстые внуки приехали в гости (надули щёки). С ними худые, лишь кожа, да кости (втянули щёки). Бабушка с дедушкой всем улыбнулись («Заборчик»). Поцеловать они всех потянулись («Трубочка»). Блюдца поставили ,блины нам пожарили («Блинчик»). Первый блинчик мы в трубочку скрутим («Язык свернуть в трубочку»), блинчик горячий в него мы подуем. Следущий блинчик с вареньем закусим ( «Вкусное варенье» ). Блины мы поели, выпить чая захотели, язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем («Чашечка»). Чай горячий, подуем на чай, чтобы быстрей остыл (Дыхательное упражнение на тренажёре «Дельфа») Блины поели, чай попили, побежали кататься на качелях («Качели»).» Учитель: «Закроем глаза и мысленно перенесёмся в лес. Слышишь шум воды?» Ученик : «Да.» Учитель: «Водичка, водичка, умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чист и бел был зубок. (Ученик выполняет самомассаж :мягкие движения пальчиками от центра лица к периферии) Учитель: «Вот теперь мы готовы.» 4. Этап усвоения знаний. Характеристика звука. Произнесение и запись прямых и обратных слогов с Х Учитель: «Собираемся в поход (маршируем), Угадайте, кто идёт? Нет, не дяди с рюкзаками И не тёти с котелками, И не старший брат с усами … А в поход идём мы сами! Собираем в рюкзачок Мы с собой сухой паёк и котелок, воду и салфетки, тетрадь и ручку,(складываем всё в рюкзак) Рюкзачки за плечами, (надевает рюкзак) На прощанье машем маме.» (Машет маме) ( Мама присутствует на уроке) Учитель: «Чтобы попасть в волшебный лес нам необходимо произнести волшебные слова: «1,2,3 волшебство к нам приходи!» Учитель: «Ой, смотри! Перед нами тропинка, по карте мы можем прочесть, что нужно двигаться по ней. Ух, ты сколько цветов! Их так много, потому что уже наступило какое время года? Ученик: «Весна» (отвечает) Учитель: «А месяц весны? Ученик: «Апрель (отвечает) Учитель: «Посмотри, какие необычные цветы! Это цветы Хойя, потрогай лепестки цветов(лепестки из шершавой и бархатной бумаги) Учитель: «На лепестках этих цветов много букв. Давай составим слоги из этих букв.» Ученик составляет и читает слоги (ХА,ХО,ХУ,ХЫ,ХЭ и ХИ,ХЕ,ХЁ,ХЯ). Учитель: «Теперь сравним, как звучит первый звук в каждом слоге твёрдо или мягко?» (Рассуждаем) 5. Этап закрепления знаний. Первичное закрепление. Учитель: «Результаты нашего исследования записываем в тетрадь. Смотри, стрекоза! Выполняем физ. мин. «Стрекоза» Учитель: «Подходим к морскому берегу. А на берегу морском будем мы играть с песком. (Ученик записывает на песке слоги, которые составили и записали) Учитель: «Закончилось наше путешествие. Закрываем глаза. Говорим волшебные слова «Раз, два, три. Волшебство нас домой верни!» Учитель: « Вот мы и вернулись.»

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: « Что мы делали в нашем путешествии?» Ученик: «Играли со стрекозой, составляли слоги из лепестков волшебных цветов, записывали эти слоги на песке» Учитель: «Что мы узнали в нашем путешествии?» Ученик: «Звук [Х]- согласный, глухой, твёрдый, а звук [Х1]-согласный, глухой, мягкий.» Учитель: «Что тебе понравилось больше всего?» Ответ ученика. Учитель: «Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок. Спасибо за занятие.» Ученик: «Спасибо за занятие, Оксана Анатольевна» Учитель: «Я желаю тебе хорошего дня!» Ученик: «Спасибо. И Вам хорошего дня!» Список источников, положенных в основу разработки:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Проект примерной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в системе специального образования

Ишимова О. А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение./Программно-методические материалы.-Москва: Издательство «Просвещение», 2014

Ишимова О. А. ,Шаховская С. Н., Алмазова А. А. логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо.- Москва: Издательство «Просвещение», 2014

Ишимова О. А., Алмазова А. А. «Развитие речи. Письмо.» - 2014 г., Москва, «Просвещение».

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/03/09/podborka-stihotvoreniy-dlya-org-momenta-na-uroke

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2019/03/05/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-po-teme-nasekomye

https://stihi.ru/2015/07/27/6736

https://stihi.ru/2013/02/21/2442