|
«УТВЕРЖДЕНО» Зам. директора по УМР ______________________ 31 августа 2020 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к Практическому занятию «Режим дня. Анализ и корректировка»
по учебной дисциплине/ междисциплинарному курсу
ОБД. 14 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Санкт-Петербург
2020
Методические указания к практическому занятию по учебной дисциплине ОБД. 14 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Разработаны с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования...» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова, ФГАУ «ФИРО», 2015 г.)
Методические указания адресованы студентам и преподавателям
Организация-разработчик:
Разработчик(и):
Преподаватель: Синицына Ю.Н.
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии Протокол №1 от 31.08.2020 г. |
Рекомендовано
на заседании Методического совета
Протокол №1 от 31 .08.2020 г.
Практическое занятие
Тема: Режим дня. Анализ и корректировка.
Продолжительность занятия – 1 час
Цель: приобретение навыков составления режима дня
Задачи: иметь сформированные представления о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
Литература, информационное обеспечение: Учебник Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для сред. проф. образования / Косолапова Н.В. , Прокопенко Н.А. - 5-е изд., стер. – Издательский центр «Академия», 2018; ФГБУЗ Центр гигиенического образования населения роспотребнадзора http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1130/.
Краткий теоретический материал.
Правильно организованный режим дня – основа здорового образа жизни. Он определяется рациональным чередованием различных видов деятельности и отдыха; способствует длительному сохранению работоспособности в течение дня. Современный стиль жизни предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью.
Несоблюдение режима дня подростком приводит к серьезным отклонениям его здоровья, нарушению функций различных систем органов, отставанию в физическом развитии, неврозам. Соблюдение правильно организованного режима дня с раннего возраста создает условия не только для формирования хорошего физического и психического здоровья молодого организма, но и для выработки полезного поведенческого стереотипа – привычки соблюдать определенный режим труда и отдыха. Простое соблюдение режима во многом повышает сопротивляемость организма неблагоприятным факторам: нормализует пищеварение и сон, облегчает переход от активности к покою и наоборот, повышает устойчивость к воздействию стрессогенных факторов, дисциплинирует и одновременно облегчает жизнь. Соблюдение режима – важнейшее правило поведения, сберегающее здоровье.
Однако привычка соблюдать правильный режим дня не складывается сама по себе и требует от человека волевых усилий.
Схема примерного построения режима подростка 15-17 лет
Режимные составляющие | Время |
1. Пробуждение 2. Физические упражнения 3. Утренний туалет 4. Завтрак 5. Занятия в колледже 6. Обед 7. Сон для обучающихся с ослабленным здоровьем 8. Прогулка на воздухе, труд на открытом воздухе 9. Домашние учебные занятия 10. Ужин 11. Свободное время, занятия по интересам 12. Подготовка ко сну 13. Сон | 7 ч 00 мин 7 ч 10 мин 7 ч 20 мин 7 ч 40 мин 8 ч 30 мин 15 ч 00 мин 1 ч 15 ч 00 мин 16 ч 00 мин 20 ч 00 мин 20 ч 30 мин 22 ч 00 мин 22 ч 30 мин |
Правильная организация режима дня предполагает обязательное пребывание на свежем воздухе в течение 1,5–2 ч. Это могут быть прогулки, активные спортивные игры и другие физические упражнения. Их следует проводить после занятий, чтобы восстановить работоспособность – умственную активность для выполнения домашних заданий.
Активный отдых может продолжаться в пределах 1,5 ч. При превышении этого времени и интенсивной нагрузке работоспособность организма падает. Поэтому продолжительные спортивные игры не снимают переутомления и выполнение домашнего задания потребует от обучающегося больших усилий. Время после ужина должно проходить в спокойной обстановке и использоваться в соответствии с индивидуальными интересами обучающихся. Это может быть просмотр кинофильмов, но без сцен ужасов, чтение художественной литературы или непродолжительные прогулки 20–30 мин перед сном. Смена деятельности может выражаться и в активной помощи по дому, уборке своей комнаты, мытье посуды и т.п. Она приносит не только физическое, но и моральное удовлетворение.
При соблюдении правильного режима дня важно обеспечить не только необходимую продолжительность сна, но и его глубину, которая стимулируется выработкой условных рефлексов на обстановку сна. Этому способствует выполнение всех процедур вечернего туалета перед сном.
Продолжительность сна обучающихся различных возрастных групп
Возраст, лет | Продолжительность сна, ч |
13–16 17–18 | 9 8 |
Соблюдение правильного режима дня, с рациональным чередованием различных видов деятельности и отдыха имеет не только большое оздоровительное, но и воспитательное значение, дисциплинирует подростков. Привычка к последовательному и размеренному ритму жизни делает подростков более ответственными и организованными в различных жизненных ситуациях.
Задание для практического занятия:
Составить собственный режим дня, исходя из вышеприведенных рекомендаций.
Форма отчета:
Письменно составить таблицу «Режим дня».
№ | Время | Режимные составляющие |
1. | 06:00 | Подъем |
2. | 06:10 | Утренний туалет |
3. | 06:40 | Завтрак |
4. | 07:00 | Сбор в колледж |
5. | 07:30 – 08:50 | Дорога в колледж |
6. | 09:00-14:00 | Учеба в колледже |
7. | 14:00-14:20 | Обед |
8. | 15:20-16:00 | Спорт |
9. | 16:00-17:00 | Дорога домой |
10. | 17:00 | Полдник |
11. | 17:20 | Отдых |
12. | 18:00-19:30 | Выполнение домашней работы |
13. | 19:30-20:00 | Ужин |
14. | 20:00-21:45 | Свободное время |
15. | 21:45-22:00 | Вечерний туалет |
16. | 20:00 | Сон |
Критерии оценки
5 (отлично) ставится за верное соблюдение режима: сон, питание, время на уроки, время на физическую активность.
4 (хорошо) ставится за одно неверное определение соблюдения режима.
3 (удовлетворительно) ставится за два неверных определения соблюдения режима.
2 (неудовлетворительно) ставится за три и более неверных определения соблюдение режима.
7
Для профессий СПО 43.01.02 Парикмахер, 18.01.02 Лаборант-эколог | Страница 0 из 7 |
Запрещается несанкционированное копирование документа |