СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Мониторинг речевого развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал по проведению диагностики детей дошкольного возраста по речевому развитию и обучению детей чтению.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Мониторинг речевого развития"»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко»

муниципального образования

города Братска









Мониторинг

речевого развития детей

(5-6; 6-7 лет)



Подготовила: Романюк В.И.,

педагог дополнительного образования,

ШРР «Росинка»




г. Братск

2018г

Режим организации системы мониторинга включает: первичную диагностику - в начале учебного года, промежуточную – в середине учебного года и итоговую – в конце учебного года. В начале учебного года (сентябрь) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь педагога. На основе этой диагностики формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектируется образовательная деятельность на год.

В коне учебного года (обычно апрель) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса.

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. Задача промежуточной диагностики – оценить правильность выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития и по результату внести коррекцию в педагогический процесс.


Принципы диагностического обследования

принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов  диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

принцип доступности диагностических методик и процедур –  наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

принцип прогностичности

     Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на  коррекционную работу  в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого

Формы проведения диагностики:

- индивидуальная;

-групповая.

Основные диагностические методы:

Не экспериментальные методы:

Наблюдение является одним наиболее часто используемых исследовательских методов, незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования ((создание проблемно-диагностических ситуаций).

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии.

 - это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен выбрать наиболее правильный из готовых ответов, и проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Беседа – Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет особенности другого. Беседу также можно проводить с группой, когда педагог задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

Диагностические методы.

Отличие диагностических методов от методов не экспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.


Тест – Игровые тестовые задания - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных показателей , а его результат – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Диагностическая работа. Проведение контрольно-оценочных занятий.

Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу. На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров.

 Для детей старшего дошкольного возраста могут предлагаться задания без использования нагляд­ных средств, но со знакомыми словами и точной формулировкой вопросов. Временной отрезок опроса не должен превышать 30 минут

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы



Литература:

    1. «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет», О.А.Романович, Е.Л.Кольцова;

    2. «Диагностика развития речи дошкольников», Е.М.Макарова, Е.А.Ставцева, Е.М.Едакова.

    3. «Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов.», Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.