ГБУ
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Бельского района
Тверской области
День правовой помощи детям - АЗБУКА прав детей.
Составитель:
педагог-психолог
Татьяна Альбертовна Стрелкова
РФ, г. Белый
2018 год
День правовой помощи детям- АЗБУКА прав детей.
Цель и задачи мероприятия: правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма. Познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными Конвенцией ООН и способами их реализации.
Форма: групповая
Тип: занятие конкурс-игра
Оборудование: ИКТ (презентация.
В конкурсе-игре участвуют воспитанники-подростки СРЦН Бельского района.. Побеждает тот участник, который после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют группы поддержки.
Занятие -игра проходит в комнате отдыха в форме конкурса.
Введение
Слайд 1
Педагог-психолог: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать?
- Что они обязаны делать?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы, которые помогали устранить все трудности.
- Что же такое – законы?
Слайд 2
Педагог-психолог: Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года.
С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В Конституции записаны права наших граждан (право на образование, Охрану здоровья, отдых, труд и пр.). Кроме прав у граждан России есть и обязанности (сохранять и беречь природу, защищать Родину и пр.)
- О каких обязанностях должен помнить каждый школьник?
- А что же такое право?
Слайд 3
Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка.
- Кто знает сказку « Золотой ключик или приключение Буратино» А. Толстого?
Ответы воспитанников.
Слайд 4
Педагог-психолог: послушайте фрагмент из этого произведения (просмотр видео-фрагмента из мультфильма «Золой ключик или приключения Буратино»). Продолжительность 1минута 10 секунд.
-Как Карабас Барабас обращается с куклами?
С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ - Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей. Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
Педагог-психолог: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.
Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).
Слайд 5
Конвенция-это закон, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу, для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
-Как вы думаете, какие же права имеют дети?
Давайте все вместе послушаем песенку Смешариков.
Слайд 6
(Просмотр видео мультфильма «Смешарики»)
- О каких правах вы услышали в песенке Смешариков? (О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).
Основная часть
Педагог-психолог: Итак, начинаем наш конкурс. Побеждает тот участник, который после всех конкурсов набирает больше очков.
Слайд 7
Вопросы 1 тура. «Волшебный сундучок»
Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека.
❶ Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
❷ Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)
❸ Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)
❹ Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
❺ Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование).
❻Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой)
Слайд 8
Педагог-психолог: Как вы считаете, до скольки лет, согласно Конвенции, человек считается ребенком (предлагаются варианты ответов: а) до 14 лет б) до 16 лет в) до 18 лет г) до 21 года?)
- статья1 Конвенции ООН гласит: ребенком является каждое человеческое существо до достижении 18 – летнего возраста. Т.к. ваш возраст не достиг такового, вы еще дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны своего государства. Сейчас наши «юристы» расскажут вам о ваших основных правах и путях их реализации.
Вопросы 2 тура. «Я и право»
Слайд 9
- Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, скажите: какие права здесь нарушены, и помогите сказочному герою защитить свои права: - Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
- Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
Как должна ответить Маша, защищая свои права?… (Не имеешь права лишать меня свободы).
-Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) «Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению».
Вопросы 3 тура – «Вперед!»
Слайд 10
Педагог-психолог:
❶ Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
❷Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?
Ответ: Союз, объединение.
❸Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
❹Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
❺На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
❻Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
❼Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
❽Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
❾Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
❿Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
❶❶Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
❶❷Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.
Слайд 11
❶❸Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
❶❹Главные защитники прав ребенка (родители)
❶❺Человек, защищающий интересы подсудимого в суде (АДВОКАТ)
❶❻Учреждение, которое занимается охраной порядка и безопасности граждан ( ПОЛИЦИЯ)
❶❼Кара за совершенное преступление (НАКАЗАНИЕ)
❶❽То, что принадлежит лично человеку или его семье (ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ)
❶❾Опасное для общества деяние, нарушающее закон (ПРЕСТУПЛЕНИЕ)
❷Передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, нормы поведения (ТРАДИЦИЯ)
❷❶Специалист по правовым вопросам, по правоведению (ЮРИСТ)
Слайд 12
На экране
ПРАВА ребенка не трудны!
И нам они вот так нужны!
Право на жизнь
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Каждый маленький ребенок
Вылезая из пеленок
Должен знать свои П Р А В А
Право на имя и досуг
Тебе должно дано быть имя:
Алена, Паша или Дима.
Оно дано тебе одно
Но знай же ты – оно твое!
Ты гордо с ним вперед шагай
Храни его и прославляй!
Право участвовать
- в играх и развлекательных мероприятиях, - в культурной жизни, - заниматься искусством, спортом и техническим творчеством.
Для реализации этих прав вам достаточно записаться в любой из кружков «Детского дома творчества» или в секцию спортклуба.
Право на отдых и семью
Мама, папа, я – дружная семья.
Если грянет вдруг беда,
Друг друга выручим всегда.
Право даже на родню
Право мыслить нам свободно
И учиться, где угодно
Право на получение образования, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
- Это значит, что мы с вами, реализовав свое право на получение бесплатного среднего образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество еще более гуманным и счастливым.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.
Для реализации своего права на бесплатную медицинскую помощь вам следует не забывать о медицинском страховании.
Защита от насилия
Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психологического насилия.
А это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас психологическое воздействие, т.е. убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста, не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к классному руководителю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде.
Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ
Все те, кто предлагает вам наркотические или психотропные препараты, нарушают Уголовный кодекс РФ и подлежат уголовной ответственности за свои действия. А если кто-то из «друзей» ваших знакомых наркоманов попросит вас передать «другу» чек или таблетки, то учтите, что, ввязавшись в это грязное дело, вы становитесь соучастником преступления.
Педагог-психолог: Вопросы 4 тура. - Конкурс «Закончите фразу».
Слайд 13
1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка- путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на …..
2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на ….
3. Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на ….
4. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ….
5. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар- птицу у царя Берендея, нарушил его право на….
Педагог-психолог: Вопросы 5 тура. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намёк…»
- Вы должны угадать название сказочного героя и название сказки. 3 балла за правильный ответ.
Слайд 14
В какой сказке главный герой, несовершеннолетний, гуляя по берегу моря, нашёл сосуд. Нарушив технику безопасности при обнаружении неустановленных предметов, вскрыл данный сосуд. Его действия привели к несанкционированному появлению, в виде густого дыма, старейшего жителя Востока, который, обладая магическими способностями, может выполнить любое желания. (Ответ: «Лампа Алладина»)
Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек (Ответ: «Колобок»).
В какой из сказок личность во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё заканчивается благополучно? (Ответ:«Красная шапочка»).
В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано (Ответ:«Волк и семеро козлят»).
Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. (Ответ: «Царевна-лягушка»)
В этой сказке криминальная личность завладела жилищами двух братьев. Но братьям удалось укрыться в доме у своего младшего брата, дом которого был выстроен с соблюдением всех норм техники безопасности и строительства жилых помещений, благодаря чему братья сохранили жизнь и личную неприкосновенность. («Три поросёнка»)
В этой сказке управляющий развлекательным заведением эксплуатировал несовершеннолетних, жестоко обращался с животными. За свою противоправную деятельность он был наказан подростком, уклоняющимся от учёбы, мерой, не оговоренной в УК – лишение свободы передвижения. В это же время два мошенника обманным путём завладели капиталом, который подросток получил от отца на приобретение учебной литературы. («Золотой ключик»)
Динамическая пауза.
Игра «Разрешается – запрещается»
Педагог-психолог: Сейчас мы с вами поиграем в игру «разрешается-запрещается», я буду читать вам стихотворение и на тех местах где я останавливаюсь, вы должны будете хором сказать либо разрешается, либо запрещается. Итак начинаем!
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)
Слушать мнение ребёнка … (разрешается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить (разрешается)
Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа … (запрещается)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться … (разрешается)
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина … (строго запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить …(разрешается)
Педагог-психолог: Спасибо. Все молодцы. 6 тур «В шутку о серьезном».
За отведенное время (5 минут) необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ получаете по 5 баллов.
Участники отвечают письменно: время, отводящееся на конкурсе, 5 минут, за каждый правильный ответ - 5 баллов.
Слайд 15
1.Вопрос: Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука».
Ответ: Черт побери
2 . Вопрос: У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?
Ответ: Билета
3. Вопрос: Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером.
Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»
4. Вопрос: Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.
Ответ: Сорока
5. Вопрос: Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного.
Ответ: Буратино
6. Вопрос: В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»
Ответ: Кавказская пленница
Педагог-психолог: Вопросы 7 тура. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Слайд 16
Распределить в два столбика права и обязанности школьника:
1 бесплатное образование
2 активность в приобретении знаний
3 уважать мнение всех учащихся и учителей
4 удобное рабочее место
5 посещать школу в предназначенное для этого время
6 защита личной собственности
7 посещение школьных мероприятий
8 не пропускать занятия без уважительных причин
9 вести себя корректно на переменах и уроках
10 деловое сотрудничество с учителем
11 соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
12 беречь школьное имущество
ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
ОТВЕТЫ:
ПРАВА: 1,2,4,6,7,10
ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12
Заключительная часть
Педагог-психолог: В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав ребёнка, и дано их толкование, принимая во внимание, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". Человек родился, как сложится его судьба, какую жизнь он проживёт, кем станет, зависит от людей, окружающих его с самого рождения. Мама и папа выбирают имя для малыша с первых дней жизни. Полное развитие ребенка как духовное, так и физическое происходит в семье. Только в семье мы чувствуем себя в безопасности, окружены любовью и заботой. Семья нас учит толерантности в отношениях с людьми разных национальностей, уважению к людям разных национальностей.
Слайд 17
А сейчас мы закрепим наши знания, путешествуя по стране Правознания.
Вспомнить некоторые права их нам поможет народная мудрость – сказки. Отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
4. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?
Педагог-психолог: Перед вами надписи:
Слайд 18
Право на бесплатное образование
Право на свободный труд, защиту от безработицы
3. Право на неприкосновенность жилища
- Остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино».
Выберите правильный ответ.
1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (ответ №3)
2. Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права? (ответ №2)
3. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (ответ №1)
Обсуждение ситуации
Педагог-психолог: - Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
- Почему обижали маленького утёнка?
- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке, думает по-другому?
Почему?
Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 19
Педагог-психолог: Ребята, сегодня вы познакомились лишь с некоторыми статьями «Конвенции ООН о правах ребенка». Порою жизненные ситуации так трудны, что у человека просто опускаются руки, и ему начинает казаться, что он загнан в угол и выхода нет. Поверьте мне, все проходят через подобные испытания.
И здесь главное – не замыкаться в себе и не оставаться один на один со своей бедой, а идти к людям.
- Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми? - Какие выводы вы для себя сделали?
-О каких правах узнали?
-А почему вы должны знать права свои?
-Кто помогает в соблюдении ваших прав?
-Как вы должны относиться к своим товарищам, чтобы не нарушать их права?
Молодцы, я думаю, что всё сказанное вы запомните.
Спасибо за сегодняшнее сотрудничество.
Слайд 20
Если у тебя возникли проблемы с оформлением гражданства, тебе отказывают в предоставлении льгот, назначении и выплате социальных пособий, тебя незаконно выселяют из квартиры, тебе не дают реализовать свое право на жилье. В указанных, а также в других случаях, связанных с нарушением твоих прав - ты имеешь полное право обратиться за защитой к Уполномоченному по правам ребенка.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Алексеевич Астахов.
Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Мосолыгина Лариса Анатольевна
Адрес: г.Тверь, ул. Советская, д.23
Телефон: (84822) 34-18-09. (84822) 34.18.10
14