МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки: Олигофренопедагогика
ДОКЛАД
на тему: Особенности психического развития умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра
Билялова Динара Рамильевна
Нижний Новгород – 2020 г.
Содержание
Введение 3
1. Психическое развитие ребенка 4
2. Расстройства аутистического спектра 7
3. Дети с умственной отсталостью 8
4. Особенности психического развития умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра 11
Заключение 13
Список литературы 15
Введение
В настоящее время, умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра становится больше. Важно понимать их особенности для дальнейшей работы.
Лица с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы в социальной коммуникации: например, не могут поддержать диалог, испытывают проблемы социального сближения, имеют сниженную способность к разделению интересов, эмоций, всё это может доходить до неспособности начинать или реагировать на социальные взаимодействия.
Многие люди с расстройством аутистического спектра также имеют интеллектуальные нарушения и/или речевые расстройства (например, медленную речь). Часто присутствуют двигательные («моторные») отклонения от нормы, например странная походка, ходьба на цыпочках и т. п. Могут присутствовать стереотипные самоповреждения.
Взрослые и подростки с расстройством аутистического спектра склонны к депрессии и тревоге.
Психическое развитие ребенка
Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов.
Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.
По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.
Младенчество
Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.
Раннее детство
Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.
Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.
Особенности этапа раннего детства:
- постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
- освоение установленных правил;
- начало осознания собственного «Я»;
- начало формирования самооценки;
- постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.
Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.
Дошкольный возраст
Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.
Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.
Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.
Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.
Младший школьный возраст
Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.
Подростковый возраст
Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».
Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.
Юношеский возраст
Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.
Расстройства аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра — это название большой группы расстройств развития. Из-за них человек может испытывать трудности в общении, поведении и социализации, которые сопровождают его всю жизнь.
Симптомы РАС делят на две большие группы: социальную коммуникацию и повторяющиеся или ограниченные действия, занятия и интересы. Первая группа — это отсутствие интереса к общению, способности говорить или понимать других. Обычно именно эти симптомы помогают родителям заподозрить, что с ребенком что-то не так.
Ко второй группе симптомов относятся:
- Повторяющиеся движения тела, например, хлопки, скручивания, качания, наклоны;
- Последовательность действий и ритуалы, нарушение которых расстраивает человека;
- Ограниченность интересов;
- Слишком чуткое или наоборот притупленное восприятие запахов, звуков и прикосновений.
Обычно на симптомы обращают внимание в детстве — в возрасте от 2 до 3 лет. Но не всегда специалисты могут диагностировать РАС у детей, потому что симптомы могут проявляться у здоровых детей, которые испытывают стресс, тревогу или депрессию. Поэтому заболевание иногда обнаруживают только у взрослых.
По статистике ВОЗ в мире от РАС страдает 1 ребенок из 160, но эта цифра может быть заниженной. В США примерно у 1 из 68 детей диагностируют расстройство аутистического спектра. В России распространенность составляет 1 случай на 100 детей, но официальный диагноз получили гораздо меньшее число людей.
Дети с умственной отсталостью
Умственная отсталость – группа различных наследственных, врожденных или рано приобретенных состояний общего психического недоразвития. Согласно МКБ-10, умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Причины врожденной и приобретенной УО у детей
Абсолютно невозможно предупредить четкие проявления болезни на раннем этапе. Более того, иногда заболевание появляется в последствие физического воздействия травматического характера.
- Тяжелая наследственность.
- Генетический сбой развития.
- Инфекционные или хронические заболевания матери во время беременности.
- Преждевременные или тяжелые роды, которые привели к асфиксии.
- Безответственность родителей по уходу и кормлению ребенка и недостаточное участие в его развитии.
- Тяжелая психическая или физическая травма.
В зависимости от источника заболевания, специалисты прогнозируют тяжесть запущенности отсталого состояния интеллекта.
Уровень УО шифруется F70 — F79: чем выше цифра, тем тяжелее степень отсталости ребенка.
Виды умственной отсталости
F70 — легкая форма заболевания, при которой дети приобретают навыки жизнедеятельности: способность общения и поддержания разговора, ориентирование в домашней обстановке и за ее пределами, уход за собой (принятие пищи, умывание и одевание). Основной особенностью является неуспеваемость в обучении. Детям затруднительно вникнуть и запомнить школьную программу.
F71 — умеренная степень умственной отсталости, характеризующаяся особыми признаками: медленное развитие восприятия, неполноценная речь, заторможенность моторики и отсталость в навыках самообслуживания. При таком диагнозе ребенку требуется внимание квалифицированных специалистов, обучение в обычной школе практически исключено. В будущем люди с умеренной формой УО способны на легкий труд, обладают физической активностью и признаками социального развития.
F72 — тяжелая форма отсталости интеллектуальных способностей, подразумевающая: запущенные дефекты речи, глубоко выраженные нарушения моторики. Излишне говорить, что приспособленность таких детей к окружающему миру мизерна. Можно достичь определенных положительных результатов, но только посредством специальных занятий с педагогами, психологами и психиатрами.
Особенности развития детей с умственной отсталостью
Наличие отклонений развития заметно с раннего возраста. Среди признаков умственной отсталости ребенка:
- Безразличное отношение к окружающему миру.
- Отсутствие интереса к предметам и людям.
- Не наблюдается нормальная зрительная и физическая активность.
- Заторможенность освоения речевых навыков.
- Поздние и неуклюжие попытки самостоятельной ходьбы.
- Излишняя замкнутость или нежелание общения.
Развитие детей с УО имеет явно замедленное действие и требует внимания взрослых на самых ранних этапах. Своевременное вмешательство позволит уменьшить последствия заболевания.
В случае несвоевременного начала лечения, умственная отсталость у дошкольников приобретает более тяжелые формы, при которых ребенок не только не имеет основных навыков общения и двигательной деятельности, но и не умеет ориентироваться в пространстве.
Обучение детей с умственной отсталостью начинается с прививания интереса к предметам и умения различать их. Обычно такая система развития интеллекта происходит в игровой форме и в спокойной обстановке. Отсталые дети используют один и тот же игровой процесс, а длительность игр не превышает 10-20 минут. Проявление интереса к продолжению игры или изменение в действиях — показатель улучшений интеллектуальной деятельности.
Особенности психического развития умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра
Аутизм является тяжелым расстройством в процессе развития ребенка, которое проявляется в первые годы жизни. Чаще всего оно затрагивает развитие коммуникативных, речевых навыков, мышление, а также социальные и игровые навыки. Запоздалое или недостаточное развитие этих навыков приводит к общему отставанию в развитии детей с аутизмом, по сравнению с их сверстниками.
Особенностями аутичных детей с умственной отсталостью является:
Качественный дефицит социального взаимодействия и интеракции, который проявляется в определенных дефектах невербальной коммуникации:
отсутствие взгляда в глаза;
отсутствие интереса к сверстникам;
отсутствие интереса к общению;
отсутствие инициативы для того, чтобы поделиться информацией со сверстниками, поделиться ощущениями или впечатлениями;
затруднения в выражении чувств взаимности.
Качественный дефицит вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения и абстрактного мышления. Иногда это выражается в полном отсутствии разговорной речи или в позднем развитии разговорной речи; дефектах речевых оборотов; в повторении речевых оборотов; отсутствии разнообразной игры.
Ограниченный круг интересов и стереотипное поведение. Проявляется это в пристрастии к определенным рутинам, и повторяющимся действиям; иногда это бывает маньеризм; повышенный интерес к сенсорной стимуляции.
Психологическое сопровождение аутичных детей должно проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов воспитателей, музыкального работника и других специалистов.
Задачами психологического сопровождения аутичных детей являются:
преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.
смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.
повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.
преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.
преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.).
Психологическое сопровождение аутичных детей с умственной отсталостью в — это помощь адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:
Преодоление аффективной патологии.
Установление контакта с аутичным ребенком.
Формирование целенаправленной деятельности.
Усиление психологической активности аутичных детей.
На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т. к. может наступить пресыщение — когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое.
На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.
В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания.
Аутичным детям наиболее доступны пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочная и музыкальная терапия, игры с водой. Итак, основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми определяются спецификой данного синдрома и заключаются в следующем: ориентации аутичного ребенка вовне; обучение его простым навыкам контакта; обучение ребенка более сложным формам поведения; развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Заключение
Аутистическое расстройство как результат пережитой «экстремальной ситуацией», т.е. той ситуацией, в которой человек сталкивается с окружающей средой, ощущаемой им как непоправимо разрушительной.
Аутичный ребенок охвачен тревогой, похожей на тревогу, порождаемую неизбежностью смерти, в силу того, что он очень рано субъективно почувствовал себя столкнувшимся с какой-то ситуацией, интериоризированной им как угрожающей. Это субъективное впечатление опирается на некоторую реальность и возникает в тот период, когда ребенок еще не имеет позитивного опыта, чтобы сбалансировать это чувство.
Страх окружающего мира, ставшего пугающим и угрожающим для ребенка, не является результатом проекции его собственной агрессивности на окружающую среду, но есть следствие негативного истолкования ребенком аффектов, исходящих от самых значимых для него людей, без возможности применить защитные механизмы против тревоги, чтобы смягчить ее интенсивность. Аутистический уход в себя связан с чувством невозможности влиять на окружающую среду.
Вслед за этим уходом в себя может произойти утрата интереса и к своему внутреннему миру, приводящая к исчезновению всех эмоций, вплоть до полного опустошения внутреннего мира и мира фантазий, сопровождающегося отвержением собственного Я.
Список литературы
Г.Н. Рошко Р 58 Детская психология в схемах и таблица: учебно-методическое пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – 59 с.
Autism risk factors: genes, environment, and gene-environment interactions. Pauline Chaste. Dialogues in Clinical Neuroscience, Sep 2012.
Ермолаева Е. В. Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 45-46. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3223/ (дата обращения: 29.10.2019).