СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: "Решение проектных задач" (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка раскрывает цель и задачи проектной деятельности в начальной школе, разницу между проектом и проектной задачей. На примере  решения проектной задачи  в 3 классе по теме: "Необычные растения" представлена чёткая структура занятия. Для примера представлены рабочие листы, тексты для исследования, иллюстрации. Материал будет полезен тем, кто выстраивает свою деятельность с помощью метода проектов и формирует у учащихся  навыки читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Решение проектных задач" (из опыта работы)»


Методическая разработка на тему: «Решение проектных задач в начальной школе».

(из опыта работы) 2022-2023 уч.год


Автор разработки: Головина Оксана Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ Маслянинской СОШ №1 Маслянинского района Новосибирской области


В нашей школе введён в учебный план курс «Решение проектных задач». В данной работе хочу рассказать о том, как организована эта работа.


Цель проектной деятельности в начальной школе:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащегося.

Задачи:

  1. Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество.

  2. Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  3. Формирование умения решать творческие задачи.

  4. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения.

Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Поэтому сегодня необходимо использовать в обучении такие приемы и методы, которые формируют умение САМОСТОЯТЕЛЬНО

-добывать новые знания

-собирать необходимую информацию

-умение выдвигать гипотезы

-делать выводы и умозаключения


Добиться всего этого возможно при использовании в практике работы проектной деятельности. Ученики начальных классов ещё не способны выполнять самостоятельно учебные проекты. Поэтому проектная деятельность в начальных классах подразумевает решение проектной задачи.

По мнению психолога А.Б. Воронцова «... Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи...»


ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.


А. Б. Воронцов

Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Отличие проекта от проектной задачи …

  • Проект - нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.

  • Проектная задачапроектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий.


Типы проектных задач

  • Предметные

  • Межпредметные

  • Разновозрастные

  • Одновозрастные


В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. У эксперта будет карта наблюдения, которая нужны для анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.

В 4 – 5 классах ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.


Проектная задача содержит набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.

Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.


В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания.

Школьники находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения и тем более конечного результата.


Итог решения проектной задачи

Реальный «продукт» (текст, схема, поделка, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.) созданный детьми

Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).


Таким образом, в ходе решения системы проектных за­дач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).


Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы.

Для облегчения труда учителя по применению технологии проектных задач на уроках в начальной школы выпускается литература, в которой описаны проектные задачи:

  1. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение. 2011.

  2. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. Под редакцией А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение. 2011.

  3. Суслов В.Н. Решаем проектные задачи. 4-5 класс. Исследование, творчество, сотрудничество. – Легион. 2012.


В нашей школе педагоги разрабатывают банк проектов по курсу на каждой параллели начальных классов. Занятия проходят один раз в неделю, уроки обычно сдвоенные. Работа организована в группах. Вся работа чётко выстроена по структуре.


Рассмотрим структуру проектной задачи на примере проекта в 3 классе «Необычные растения»

Структура:

  1. Делание класса на группы.

Группы формируются рандомно, либо учителем, в зависимости от цели, которую преследует педагог. В нашей школе наполняемость классов большая, поэтому класс делится на 5 групп по 5, 6 человек.

  1. Тема проектной задачи. Далее группа получает тему проектной задачи. Здесь могут быть варианты-учитель сам раздаёт темы группам, ученики вытягивают конвертик с проектной задачей или тянут жребий.

Пример

  1. Задание для группы. У каждой группы на столах размещена карточка с заданием. Учащиеся знакомятся с ним. Распечатки выполняются в 2 вариантах, чтобы была возможность видеть текст задания в группе всем.

Пример

Задание. Групповой познавательный проект "Необычные растения в природе »

На земле живет огромное количество удивительных существ: от смешных до ужасающих. О многих удивительных растениях мира известно издавна. Но есть совершенно необычные представители флоры, о которых мало кто знает. Между тем они по-настоящему поражают своим внешним видом. 

Вам нужно подготовить и представить сообщение «НЕеобычные растения в природе».

Не обязательно рассказывать всё, что вы знаете. Выберите какую-нибудь одну тему. Например, расскажите о растении-хищнике.

Подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие:

  1. заголовок – название выбранной вами темы;

  2. небольшой текст (от 10 до 20 предложений)сообщение по выбранной вами теме;

  3. иллюстрации к тексту и подписи к ним;

  4. интересные факты;

В нижней части плаката или в конце презентации обязательно укажите состав вашей группы .

Для выполнения задания вы можете использовать:

  • компьютер и принтер, проектор;

  • магнитную доску с держателями;

  • книги и справочники, бумажные иллюстрации;

  • информационные и иллюстративные материалы, содержащиеся в папках на рабочем столе компьютера;

  • ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту, закладки для книг.









Примеры оформления работ

Плакат вы можете оформить, например, так:

ЗАГОЛОВОК

рисунки



рисунки


ТЕКСТ


СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

Интересные факты



рисунки

рисунки


Использованная литература



Интересные факты

Вопросы к тексту


Состав группы








А компьютерную презентацию вы можете оформить, например, так:

4

Вопросы

3

Заголовок

текст

Заголовок



1.

2.

3.

Название проекта

факт

Рис.

текст



2

1



Спасибо!

Советуем

почитать

Использованная

литература

6

Загадки

1.

2.

3.

5








  1. Заполнение Листа продвижения по заданию. На этом этапе дети обсуждают полученную тему сообщения и форму ее представления – плакат, макет или компьютерная презентация.

Обсуждают, надо сделать, а затем, после обсуждения, составляют план выполнения работы. Распределяют между собой обязанности по выполнению задания, подготовке плаката или презентации. Заполняют лист планирования и продвижения по заданию.

Пример

Лист планирования и продвижения по заданию

ПРОЕКТ «Декоративные растения»


Форма представления проекта.

Отметьте выбранную вами форму:

 А. Плакат



Начало работы __ час ___мин Окончание работы __ час ___ мин


Состав работ

Кто выполняет

Отметка о выполнении

(+ или –)

  1. Виктория амазонская



  1. Кирказон сальвадорский



  1. Кукольные глазки



4.Гиднора африканская



5.Интересные факты




  1. Выполнение проекта. Далее ребята выполняют проект по намеченным в Листе планирования обязанностям, делают отметки о выполнении работы. Для работы обычно выделяют 25-30 минут. По ходу выполнения проекта проверяют, всё ли сделали правильно, все ли задания выполнили. Ребята работают с текстовой информацией, с иллюстрациями, интересными фактами, загадками, пословицами по теме проектов.


Пример

Декоративные растения

1. Виктория амазонская

Это самая удивительная и необычная кувшинка на свете. Диаметр листьев растения достигает двух метров. Они настолько большие, что могут выдерживать вес до 80 кг. Цветы этой кувшинки очень красивы, и виктория амазонская является самым популярным и необычным растением оранжерей и ботанических садов.

2. Кирказон сальвадорский

Еще до того, как мир увидел первую трилогию «Звездные войны», этот цветок что-то знал. Представьте себе, как Темный лорд украшает им свой шлем. Или украшает слегка зловещими на вид кирказонами комнату сына..

Шлемоподобная форма и пурпурная окраска цветов привлекают насекомых-опылителей.

Соблазненные запахом и видом цветка насекомые летят сквозь светящиеся «глаза» .Внутренняя часть кирказона покрыта липкими волосками, которые задерживают несчастных гостей достаточно долго, чтобы покрыть их пыльцой. Затем растение отпускает своих жертв, чтобы они летели и опыляли больше цветов.


3. Белый воронец, или кукольные глазки

Белый воронец, или кукольные глазки – необычное растение не для слабонервных. Плоды, появляющиеся на нем во второй половине лета, действительно больше всего напоминают кукольные глаза, насаженные на ветку. Родина белого воронца – горные районы Северной Америки. Растение ядовито, но смертельной опасности не представляет.

4.Гиднора африканская

Это растение больше похоже на гриб до тех пор, пока его необычный цветок не раскроется. На самом деле цветок назван в честь гриба гиднор, что в переводе с греческого значит: гриб. Цветки довольно большие, одиночные, почти сидячие, безлепестные. А то, что мы обычно видим на поверхности почвы и называем цветком.

Эти особенности окраски и строения, как и гнилостный запах цветков, служат для привлечения жуков, питающихся падалью. Жуки, забираясь в цветки, ползают в них, способствуя их опылению. Нередко самки жуков не только находят в цветках пищу, но и откладывают там яйца.

Жители Африки — охотно используют плоды гидноры в пищу как и некоторые животные. На Мадагаскаре плоды гидноры считаются одним из лучших местных плодов.


Интересные факты

  1. Виктории амазонской

Во время дождя листья не наполняются водой, что было бы естественно, потому что в них имеются небольшие отверстия, через которые уходит вся вода. Вся нижняя сторона листьев Виктории амазонской покрыта острыми шипами, которые оберегают ее от травоядных рыб. В природе кувшинка живет около 5 лет. Одно взрослое растение может иметь до 20 листьев и столько же цветков.


2.Кирказон сальвадорский

В народе называют "злая трава" не только за внешний вид, но и за то, что он ядовит.


3. Кукольные глазки

Кроме пугающего внешнего вида растение еще и ядовито, и может даже привести к смерти человека. А вот для птиц ягоды абсолютно безвредны.


4. Гиднора

В основном гиднора ведёт подземный образ жизни, её корни, часть которых — подземные стебли, уходят глубоко в землю, образуют сеть вокруг другого растения и присасываются к чужим корням. Само растение достигает размеров 10-15 сантимернов.


Иллюстрации

Виктория амазонская



Кукольные глазки

Кирказон сальвадорский


Гиднора африканская

  1. Представление результата. После выполнения проекта группы представляют свой результат у доски другим группам. Здесь очень важно на начальном этапе подготовки к защите, распределить для всех выступление, чтобы каждый член группы смог выступить. Выступление должно занять не более 2-х минут. Необходимо следить за тем, чтобы группы друг друга слушали.

  2. Оценка выполнения проекта других групп. Далее учащиеся оценивают работу других групп. Для оценивания группы прикрепляют стикер к названию той группы, работа которой больше всего понравилась. За свою группу голосовать нельзя!

  3. Оценка своей работы. Последним этапом в решении проектной задачи является оценивание своей группы и свой вклад в общую работу. Ребята заполняют Лист самооценки.

Пример

Лист самооценки


Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).


  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.


  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.


  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.


  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.


Почти все сделали без меня.

Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.







Вывод:

Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная на интеграцию фактических знаний, их применение и приобретение новых. В ходе выполнения таких проектов учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности. Дети работают над проектами группе: распределяют роли, отбирают информацию, систематизируют и готовят продукт своей деятельности, затем защищают проект.

В процессе выполнения проектной задачи у учащихся развиваются универсальные навыки: формирование качеств личности, интеллектуальные умения, исследовательские умения, организационные умения, коммуникативные умения, презентационные умения, рефлексивные умения.

А это в свою очередь формирует развивает функциональную грамотность, в частности, читательские компетенции.