Методическая разработка на тему:
«Создание банка проективных диагностических методик в работе школьного психолога»
Подготовила: педагог-психолог МОУ «СШИ № 2» Письменная О.Н.
Рисуночный тест «Человек. Человек под дождем»
Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в области проективных методик — его не нужно расшифровывать с помощью сложных формул. Этой методикой могут с успехом пользоваться врачи, педагоги, родители, а также все те, кто просто любит «тестировать» своих друзей. (Рисуночный тест в помощь родителям и педагогам)
Этот простой и очень красноречивый тест был разработан двумя психологами Е. Романовой и Т. Сытько. Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать:
1. возможности человека к адаптации и
2. его устойчивость к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций.
Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в области проективных методик – его не нужно расшифровывать с помощью сложных формул. Этой методикой могут с успехом пользоваться врачи, педагоги, родители, а также все те, кто просто любит «тестировать» своих друзей.
Предложите человеку нарисовать два рисунка на двух листах бумаги.
Первый рисунок. «Человек».
Второй рисунок. «Человек под дождем».
Ничего не объясняйте, никак не стесняйте фантазию «художника». Просто попросите нарисовать две картинки на свой вкус. Эти картинки могут быть объединены общим сюжетом, а могут быть и никак не связаны между собой по смыслу.
То есть рисовать можно как историю из двух частей про одного и того же персонажа, так и двух разных людей, двух разных героев.
Чем свободнее будет художник – тем точнее будет тест.
Ну а теперь – приступаем к анализу полученного материала...
Рисунки рассматриваются в сравнении.
Дождь – это та самая стрессовая ситуация, выраженная на языке символов. Смотрим внимательно на двух человечков. По тому, как меняется персонаж от первого рисунка ко второму, мы делаем выводы об
- отношении художника к жизненным трудностям,
- о способах, которыми он эти трудности обычно преодолевает.
Обычно картинки получаются настолько красноречивыми и символичными, что понять их и проинтерпретировать способен даже неспециалист.
Некоторые рисунки показывают – насколько не сформированы у тестируемого навыки конструктивного реагирования на стрессовые ситуации.
Часто приводят в качестве примера следующую серию рисунков.
На картинке «Человек» автор рисует весело улыбающегося славного морячка, твердо стоящего на ногах.
Однако на второй картинке, «Человек под дождем», Автор изображает следующую сценку: лежащая под скамейкой фигура, укрытая газетой, в фигуре угадывается типичный бомж...
Рисуя эту сценку, человек (как ему кажется) просто пошутил! Однако в этой шутке есть только доля шутки...
Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные изменения:
- Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли);
Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования – по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;
- Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный возраст человечка возрасту самого художника? Регресс в детство – покажет изображенный на картинке взрослого человека ребенок. Если на картинке ребенка или подростка изображен взрослый человек или старик – это расскажет о том, кому из старших родственников склонен подражать ребенок, решая свои проблемы.
- Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности. Очень много могут рассказать и прочие важные детали рисунка.
Появление на картинке – туч, скажет нам о том, что человек хорошо знаком с основным источником своего стресса и постоянно о нем думает.
Лужи – скажут нам о том, что человек уже давно пребывает в стрессовой ситуации, о том, что его стресс принял хроническую форму.
Обратите внимание на средства защиты от дождя – зонт, плащ, дом, остановочный комплекс и т.п...
Это либо признак чрезмерного невротического желания защищаться от жизненных невзгод («человек в футляре») либо продуманность в подходе к жизни – продуманность до мелочей.
Ну и, наконец, обратите свое внимание на стиль поведения «человека под дождем», на эмоции фигурки – радостный ли человечек, удрученный ли, активный, прячущийся...
Этот тест можно рисовать как цветными карандашами, так и упрощенно, в черно-белом варианте. В этом последнем случае Ваша задача как интерпретатора облегчается – Вам не нужно будет дополнительно изучать цвета этой спонтанной проекции.
Однако, если Вы захотите увидеть состояние тестируемого более подробно (в цвете), Вы можете воспользоваться материалом статьи «О чем говорят цвета мандалы».
#проективная_методика «Семейная социограмма»
Методика относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О.В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.
Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.
Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:
1. число членов семьи, попавших в площадь круга;
2 величина кружков;
3. расположение кружков относительно друг друга;
4. дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.
Тест «Кактус» М.А. Панфилова
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Возраст: дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.
Материал: бумага (формат А4), карандаш.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.
Беседа:
- Кактус домашний или дикий?
- Его можно потрогать?
- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
- У кактуса есть соседи?
- Какие растения его соседи?
- Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Интерпретация:
- Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.
- Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
- Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.
- Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.
- Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.
- Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
- Оптимизм: использование ярких цветов.
- Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.
- Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
- Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.
- Интровертированность: изображен только один кактус.
- Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.
- Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.
Графическая беседа «Мой круг общения»
Параметрами измерения в данной методике являются:
- широта взаимодействия (количество субъектов взаимодействия в разных сферах общения);
- модальность переживания взаимодействия;
- обоснованность характера взаимодействия;
- взаимность и мера симпатий и антипатий.
Материал. Для проведения беседы необходимы стандартный чистый лист бумаги (возможен и заготовленный рисунок круга с секторами), два цветных (обычно применяются красный и черный) и простой карандаши.
Процедура
Консультант начинает беседу со слов: «Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь на рисунке, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты».
Практика показывает, что такое введение снимает настороженность, присущую началу общения с незнакомым человеком, неожиданное предложение заинтересовывает ребенка и делает его готовым к сотрудничеству с взрослым.
Дальнейший ход работы направляется следующими побуждениями.
1. Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в круге твоего общения.
Консультант рисует круг и, советуясь с ребенком, последовательно делит его на секторы (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуются два сектора: «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстников» и «взрослых».
В зависимости от целей беседы, понимания ребенком предмета обсуждения, необходимости упрощения и др. отведение пространства разным сферам общения может быть несколько иным. Например, в школе – ребята, учителя; вне школы – ребята во дворе, дома – родные. В других случаях верхнее и нижнее полукружия могут означать соответственно сферы благополучно-радостного общения (общения со знаком «+») и неблагополучно-огорчительного (общение со знаком «–»).
2. Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми; те, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко, это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам.
Консультант вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняет возраст, обстоятельства взаимодействия. Как правило, ребенок сам охотно начинает обо всех и всем подробно рассказывать.
3. Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает.
В ходе этой процедуры (обозначения разным цветом – штриховка прямоугольника красным и, например, синим) консультант узнает многие подробности, обстоятельства, характер оценок сложившейся ситуации, например, меру вины в создавшихся плохих отношениях, повод, приведший к затруднению в общении, и силу эмоционального переживания радостных и огорчительных социальных контактов. На этом же этапе можно выяснить и обозначить выраженность модальности переживания (через частоту штриховки каждого прямоугольника тем или иным цветом).
4. Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один – в серединке и еще один – маленький, ближе к центру, а в самом центре поместим тебя, напишем твое имя.
А теперь используем два карандаша: темный – «недоброжелательный», «неприятный» и светлый – «радостный», «приветливый», – и покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен.
Консультант вместе с ребенком, пользуясь соответствующими цветами, обозначают меру взаимной симпатии и антипатии. Например, если симпатии и антипатии обоюдны и ярко выражены, то между центром («Я» ребенка) и соответствующим прямоугольником на внешней окружности (другой человек) проводится линия соответствующего цвета условной мерой в три интервала. Если симпатия или антипатия выражена неярко, то стрелкой указываются границы отношений – до 1-й или 2-й окружности. В каждом случае выясняется мнение ребенка о характере отношения к нему партнера по общению, соответственно стрелкой обозначаются направление и мера выраженности отношения.
Обработка результатов
Итог «графической беседы» предполагает качественный анализ данных. В зависимости от запроса и целей консультации, гипотезы самого консультанта о характере и причинах затруднений ребенка анализ материала может носить разную направленность.
Источник: Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей/ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003
#Проективная_методика «Несуществующее животное»
Проективная методика исследования личности предложена М.3. Друкаревич. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).
Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Инструкция
«Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем».
Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант)
«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.
В течение 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.
Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).
Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п. Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное. Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись. Желаем Вам творческих успехов!»
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
- В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
- Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
- Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
- Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
- Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).
- Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
- а голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
- Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе.
- Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание).
- Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.
- Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
- Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
- На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры
К ней относятся (ноги, лапы, иногда - постамент).
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
- Характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями.
- Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.
- Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры
Они могут быть функциональными или украшающими
- Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.).
- Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево.
- Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению.
- Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.
- Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.).
Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена.
Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия
Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей.
- Чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия.
- В обратном случае —экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание
Линии
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.).
- Характер линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Типы животных
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.
Агрессивность
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы.
- Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
- Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
- Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности
Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название
Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.).
- Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации;
- второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний.
- Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
- Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим.
- Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.).
- Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).
«Цветик-семицветик»
Цель: диагностика желаний детей.
Оборудование: цветик-семицветик из бумаги.
Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мультфильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы.
Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).
«Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала)
Проективная методика исследования личности. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса (SSCT) для детей.
«Наш материал, — пишет автор проективной методики, — ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание ребенка».
Данный тест может применяться сам по себе, однако автор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Все ответы ребенка следует записывать дословно.
Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским переводом оригинала. Устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.
Инструкция.
— Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его.
— Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:
— Каждое утро...
Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример:
— Многое отдал бы за то, чтобы я...
При необходимости объясните правило еще раз.
Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. Вместе с тем, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.
Содержание
В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.
Стимульный материал.
3. Мы любим маму, а...
15. Я думал, что мама чаще всего...
7. Отцы иногда...
9. Что бы наш папа...
5. Мой брат (сестра)...
11. Если бы мой брат (сестра)...
2. Ребенок в семье...
10. Мои близкие думают обо мне, что я...
4. Бываем среди детей, но...
8. Дети, с которыми я играю...
12. Мои друзья меня часто...
23. Мой учитель (учительница, учителя)...
16. Если бы не было школы...
18. Когда думаю о школе, то...
1. Я думаю, что людей больше...
6. Я достаточно ловкий, чтобы...
21. Я самый слабый...
13. Я хочу, чтобы у меня не было...
17. Я весь трясусь, когда...
19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...
20. Был бы очень счастлив, если бы я...
24. Всегда мечтаю...
14. Больной ребенок...
Ключ.
Предложения в методике сгруппированы по следующим категориям:
а) отношение к матери — 3, 15;
б) отношение к отцу —7, 9;
в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11;
г) отношение к семье — 2, 10;
д) отношение к ровесникам — 4, 8, 12;
е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18;
ж) отношение к людям в целом — 1;
з) отношение к собственным способностям — 6, 21;
и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19;
к) отношение к болезни — 14;
л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.
Интерпретация. Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).
Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения).
Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.
Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:
а) отношение к матери;
б) отношение к отцу;
в) отношение к братьям, сестрам;
г) отношение к семье;
д) отношение к ровесникам;
е) отношение к учителям и школе;
ж) отношение к людям в целом;
з) отношение к собственным способностям;
и) негативные переживания, страхи;
к) отношение к болезни;
л) мечты и планы на будущее.
Использованные источники:
1. Хранилище ссылок на проективные методики https://vk.com/topic-99879788_35836747
2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001.
10