ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по проведению занятия
«Обработка потайной застежки в рамку на подборте»
по теме
«Технология изготовления женских изделий пальтово-костюмного ассортимента».
Автор: преподаватель специальных
дисциплин Калманова Е.К.
Рекомендовано к использованию при изучении МДК 04.01. на уроках теоретического обучения и учебной практики в рамках ППКРС по профессии 29.01.05 Закройщик с целью изучения обучающимися обработки потайной застёжки с дополнительным прорезом на подборте (в рамку), формирования приемов выполнения обучающимися отдельных узлов, развития творческих способностей и познавательной активности обучающихся.
г. Владикавказ, 2021 г.
ПЛАН
проведения занятия по предмету
МДК-04.01. Технология изготовления изделий по индивидуальным заказам в соответствии с ФГОС по профессии 29.01.05 Закройщик
Наименование темы: Тема 3.4. Технология изготовления женских изделий пальтово-костюмного ассортимента
Наименование занятия: «Обработка потайной застежки в рамку на подборте».
3. Цели урока:
Учебная: Закрепление теоретических и практических знаний, полученных
во время изучения МДК-04.01 «Технология изготовления изделий по
индивидуальным заказам»
ПК 4.1 Выполнять поэтапную обработку швейного изделия на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально.
ПК 4.2 Подкраивать отделочные детали и детали подкладки
ПК 4.3 Формировать объемную форму полуфабриката, изделия с использованием оборудованием для влажно-тепловой обработки.
ПК 4.4 Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-
тепловой обработки узлов и изделий.
ПК 4.5 Соблюдать правила безопасности труда.
Воспитывающая: воспитывать у обучающихся общие компетенции:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
О.К.6 - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
Развивающая: развивать у обучающихся умения:
- применять теоретические знания при выполнении практических работ;
- анализировать ошибки в процессе обработки изделия;
- творческие способности обучающихся;
- прививать навыки культуры, труда и производства.
Методическая: Активизация мыслительной деятельности обучающихся.
4. Тип урока: комбинированный (урок контроля знаний: фронтальный опрос по предыдущим темам, изучение нового материала по теме «Обработка потайной застежки в рамку на подборте».
5. Методы ведения урока:
словесный: закрепление изученного материала по предыдущим темам (фронтальный опрос, приложение 1);
наглядный: демонстрация презентации (приложение 3), образцы изделий в натуральную величину, пооперационная обработка застёжки, инструкционные карты (приложение 2);
6. Место проведения занятия: учебная мастерская
7. Время занятия: 90 минут.
8. Литература:
Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: учебник: 5изд., стер- Москва., Академия., 2010г.-528с.
Крючкова Г.А. Технология швейных изделий: В 2 ч.: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИРО»- Москва, Академия, 2010г.-Ч.1.-240с., Ч.2.-288с.
Садыкова Р.К. Технология одежды: Практикум: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ «ФИРО»- Москва., Академия., 2010г.-240с.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Содержание занятия | Время, мин. | Методические указания |
| Вводная часть | 5 | |
1.1 | Проверить наличие обучающихся. | | Отсутствующих отметить в журнале. |
1.2 | Проверить внешний вид и готовность обучающихся к уроку. | | Выявленные недостатки по возможности устранить. |
| Основная часть | 75 | |
2.1 | 1. Объявить тему и цель занятия: Детали для обработки потайной застежки в рамку на подборте. Обработка потайной застежки в рамку на подборте. 2. Проверка знаний обучающихся по теме: Обработка бортов подбортами. Обработка потайной застежки: в шве обтачивания борта. | | Тему занятия написать на доске. Вопросы для фронтального опроса приведены в приложении 1 |
2.2 | Изложение нового материала. Детали для обработки потайной застежки в рамку на подборте. | | -используются образцы изделий. полуфабрикаты женского демисезонного пальто и жакета; - используются проработки узлов, инструкционные карты; -зарисовываются делали полочки и подборта на доске; - демонстрируется презентация |
| 2-ой урок | | |
2.3 | Изложение нового материала. Обработка потайной застежки в рамку на подборте: - наметить место расположения прореза застежки; - притачать обтачки; -проверить правильность притачивания обтачек; -разрезать застёжку; -выметать рамку застёжки и закрепить её; - наметить место расположения петель на подборте и выметать петли; - закрепить застёжку между петлями; - обработать борт подбортом; - проложить отделочную строчку по застёжке. | | При изложении нового материала обращается внимание на образцы, проработки узлов; -используются инструкционные карты (приложение 2); -используется пооперационная обработка застёжки; -обращается внимание на соблюдение технических условий при выполнении операций. |
2.4 | Презентация по «Обработке потайной застёжки с дополнительным прорезом на подборте (в рамку) в женском пальто и жакете». | | При просмотре презентации (приложение 3) повторяется последовательность обработки застёжки: -используется пооперационная обработка застёжки; -после просмотра презентации на доске зарисовывается схема-рисунок обработки потайной застёжки с дополнительным прорезом на подборте (в рамку) в женском пальто и жакете |
2.5 | Закрепление изученного материала. | | Обучающиеся отвечают на вопросы на последнем слайде презентации: Какие детали необходимы для обработки потайной застёжки? Как наметить место расположения застёжки? Какие технические условия должны соблюдаться при притачивании обтачек? Как располагают петли по краю борта: первая петля- на ____см ниже конца застёжки последняя – на ____ см выше конца застёжки Назовите ТУ на выполнение отделочно-закрепляющей строчки. |
| Заключительная часть | 10 | |
3.1 | Ответить на вопросы обучающихся | | |
3.2 | Выставить и прокомментировать оценки | | Оценки выставить в журнал |
3.3 | Выдать задание на дом | | Задание написать на доске |
Приложение 1
Фронтальный опрос по пройденным темам
Вопросы | Предполагаемые ответы |
Обработку какой застёжки изучали на прошлом уроке? | 1.Обработку потайной застёжки в шве обтачивания борта. |
В ассортименте каких изделий применяют этот вид застёжки? | 2. В женских и детских пальто, куртках и жакетах. |
Какие детали необходимы для обработки застёжки? | 3. Правая полочка, подборт- из основной ткани; 2 обтачки из подкладочной ткани и прокладка под петли. |
Как выкроить подборт? Из скольких частей может состоять подборт? | 4.Подборт выкраивают по полочке, ширина по плечевому срезу -4,0-5,0 см; внизу - 8,0-9,0 см. Подборт может состоять из 2-х частей в жакете и из 3-х в пальто. |
От чего зависит длина застёжки? | 5. От модели и размера. |
6. Как выполнить разметку застёжки? | 6. На полочке по срезу борта и подборте на одинаковом уровне от среза горловины. |
7. От чего зависит длина обтачек? | 7. Длина обтачек подборта зависит от длины застёжки и больше её на 3,0-4,0 см |
8. Как должна быть направлена нить основы на обтачках? | 8. По длине обтачек |
9. Какие технические условия должны соблюдаться при обтачивании подборта и полочки обтачками? | 9. Укладывая обтачки на лицевые стороны полочки и подборта лицевой стороной вниз на участке между надсечками на 0,5 — 0,7 см от срезов. |
10. Как выполнить разметку петель на подборте? | 10. На расстоянии 2,0-2,5 см от обработанного края подборта, верхнюю - на 2,0 см ниже верхней надсечки; нижнюю на 4,0 см выше нижней надсечки, остальные распределить равномерно. Длина петли зависит от диаметра пуговицы, пуговицы должны быть плоскими. |
11. Какие петли будут вымётываться? На каком оборудовании? | 11. Прямые петли, на спец машине |
12. Какие технические условия должны соблюдаться при обтачивании полочки подбортом? | 12. Подборт укладывают лицевой стороной на лицевую сторону полочки, обтачивают от точки уступа до верхней надсечки и от нижней до низа швом шириной 0,6-0,7 см. |
13. Как закрепляется застежка? | 13. Между петлями двойной обратной строчкой, закрепляя подборт на обтачку полочки. |
14. Какая операция завершает обработку любого узла изделия? | 14. Операция влажно-тепловой обработки (ВТО) |
15. Как проложить отделочную строчку по застёжке? | 15. По модели по намеченной линии на 5,0-8,0 см от края борта так, чтобы внутренние срезы обтачек полочки и подборта попали под строчку. |
Приложение 2
Инструкционная карта
на обработку потайной застежки с дополнительным прорезом
на подборте (в рамку)
№ п/п | Наименование операции | Технические условия на выполнение операции | Схема-рисунок |
1. | Проверить детали кроя застежки | Полочка может быть выкроена с цельнокроеным или отрезным подбортом. Обтачки выкраивают из подкладочной ткани, они могут быть дублированы. Ширина обтачек — 8 — 9 см. Длина равна длине застежки (прореза) плюс 1,3—1,5 см с каждой стороны. Нить основы проходит вдоль длины обтачек | |
2. | Наметить место расположения прореза застежки | Намечают тремя линиями с лицевой стороны на подборте: линия 1 проходит параллельно линии борта на расстоянии 1,5 — 2,0 см от края борта в готовом виде; линии 2 и 3 ограничивают длину застежки (расположены на 2,5-3,0 см дальше расположения крайних петель) | |
3. | Притачать обтачки | Обтачки укладывают лицевой стороной на лицевую сторону подборта срезами встык к намеченной линии и притачивают на расстоянии 0,5-0,7 см от линии до линий, ограничивающих длину застежки | |
4. | Разрезать застёжку на подборте | По намеченной линии посередине между строчками, не доходя до концов застёжки на 1,0-1,5 см, далее на уголки к строчкам, не доходя до них на 0,1 см. | |
5. | Отогнуть обтачки на изнаночную сторону | огибая припуски швов обтачками | |
6. | Выметать рамку застёжки | косыми стежками длиной 0,5-0,7 см ширина канта равна ширине шва притачивания |
7. | Закрепить рамку застёжки | В шов притачивания обтачек или на 0,1-0,2 см от него |
8. | Наметить место расположения петель на подборте | Петли (строчки 5) располагают на расстоянии ширины полузаноса плюс 0,5 см к краю борта. 1-я петля — на 2 см ниже конца застежки, последняя — на 4 см выше конца застежки |
9. | Выметать петли | На спецмашине, согласно разметке | |
10. | Соединить срезы обтачек | Соединяют края рамок встык. Выправляют углы, закрепляют их тройной машинной строчкой, одновременно стачивая срезы обтачек швом шириной 1,3—1,5 см (строчка 6) |
11. | Выполнить закрепки между петлями | Закрепки ставят между каждой парой петель и на расстоянии 0,5 см от концов прореза. Закрепки (строчки 7) выполняют тройной машинной строчкой или на спецмашине. Длина закрепок равна ширине рамки |
12. | Приутюжить застёжку | Дальше обработать борт подбортом так же, как без потайной застежки | |
13. | Проложить отделочную строчку по полочке | По лицевой стороне полочки прокладывают отделочную строчку (строчка 8) шелковыми нитками в цвет ткани. Расстояние от края борта — по модели. В изделиях с такой застежкой рекомендуют первую петлю делать прорезной или навесной. Петли обрабатывают в соответствии с ТУ |