СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого учебного занятия По дисциплинам «Экономика организации» и «Экономическая теория» «Прибыль как один из факторов формирования государственного бюджета»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляет собой практическое занятие с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо,

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого учебного занятия По дисциплинам «Экономика организации» и «Экономическая теория» «Прибыль как один из факторов формирования государственного бюджета»»

Частное профессиональное образовательное учреждение

Тюменского областного союза потребительских обществ

«Тюменский колледж экономики, управления и права»

(ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»)















Методическая разработка открытого учебного занятия

По дисциплинам «Экономика организации» и «Экономическая теория»

по специальности 38.02.07 Банковское дело























Тюмень, 2017г.

Методическая разработка по дисциплине «Экономика организации», «Экономическая теория» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 38.02.07 Банковское дело и рекомендована к использованию в учебном процессе.





СОГЛАСОВАНО

Методист

____________И.Ю. Павлова

____._____. 20___г.





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

цикловой комиссии

Учетно-экономических дисциплин

От___.____.20___г.

Председатель цикловой комиссии

_________________А.Г. Лебедева











Авторы-составители: Гусева О.В. – преподаватель финансов налогов и налогообложения ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»

Жлудова О.Н.- преподаватель экономики ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»









Пояснительная записка


Данное учебное занятие разработано по дисциплинам «Экономика организации», «Экономическая теория» проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 38.02.07Банковское дело.

Учебное занятие по теме: «Прибыль как один из факторов формирования государственного бюджета» проводится в группе 1 курса и представляет собой практическое занятие с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо,

ТРКМЧП представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать студента, пробудить в нем творческую активность, предоставить условия для осмысления материала, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания на занятии.

В основе технологии – ТРКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  1. Первая стадия – вызов.

Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающихся знания по данной теме или проблеме;

  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать обучающегося к учебной деятельности;

  • побудить обучающегося к активной работе на занятии и дома.


2.Вторая стадия — осмысление

Эта стадия позволяет обучающемуся:

  • получить новую информацию;

  • осмыслить ее;

  • соотнести с уже имеющимися знаниями


3.Третья стадия — рефлексия

На данной стадии основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;

  • присвоение нового знания, новой информации обучающимся;

  • формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.


На всех этапах занятия обучающиеся работают в микрогруппах. Деятельность завершается контролем, выявлением типичных ошибок и подведением итогов. Длительность занятия составляет 90 минут


Данное занятие может быть рекомендовано к использованию в учебном процессе для других групп очного отделения, где изучается дисциплина «Экономика организации» и «Экономическая теория».

Разработка учебного занятия

Дисциплина: Экономика организации, Экономическая теория

Группа: БН-16-25

Тема: Прибыль как один из факторов формирования государственного бюджета

Цель учебного занятия– систематизация и закрепление порядка расчета прибыли и формирования государственного бюджета.

Задачи:

Образовательная:создать условия для отработки навыков и умений по порядку расчета прибыли предприятия

Развивающая: развивать у обучающихся логическое мышление, внимательность, аккуратность, способствовать формированию общих и профессиональных компетенций

Воспитательная:воспитывать коммуникативность, ответственность.

Тип занятия: совершенствования знаний, умений и навыков

Вид занятия: практическое занятие

Междисциплинарные связи: «Бухгалтерский учет», «Статистика», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит»

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

Средства обучения: презентация, раздаточный материал

Используемая литература:

  1. Чечевицина Л.Н.,Чечевицына Е.В. Экономика организации, СПО: Феникс, 2014 г.-320 с.

  2. Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2015.

  3. www.gks.ru (сайт Росстата Р.Ф.)

  4. https://minfin.ru/ru (сайт Минфина РФ)






Технологическая карта учебного занятия

Этап занятия/время

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Прогнозируемый

результат результат

1

Организационный/2мин.

Организовать обучающихся и настроить на работу.

Приветствует обучающихся, фиксация отсутствующих. Объясняет обучающимся о ходе занятии.


Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу

Группа приготовилась к обучению, включились в деловой ритм занятия/ОК.2

2

Целеполагание, мотивация/8мин

Создать мотивационную ситуацию для формулировки темы, определения цели занятия обучающимися

Наводящие слова на слайде. Предлагает составить связный текст, используя слова (Приложение 1)

Презентуют текст, дают предполагаемые ответы по теме и целям занятия

Обучающиеся сформулировали тему и цель занятия/ОК 2

3

Актуализация знаний/15мин

Активизировать умственную деятельность обучающихся

Выдает группам утверждения, на которые надо дать ответ «правильно», «неправильно» и заполнить таблицу. Приложение 2


Выдает текст. Предлагает прочитать текст, делая пометки: знали – «+», вспомнили – «\/», совсем новое – «-» Приложение 3.



Обсуждение – возвращение к таблице. Определяют, где оказались правы, где – нет.


Анализ таблицы. Выяснение общего мнения по каждому утверждению


Читают текст, делая пометки:





Обсуждают текст по пометкам

Обучающиеся актуализировали ранее изученные темы/ОК2, ОК3

ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

4

Закрепление знаний и способов действий/55мин.

Применить полученные знания на практике

Раздает группам задания:

3 организациям рассчитать прибыль, (Приложение 4)

1группе найти информацию о структуре государственного бюджета за 2016год.

1 группе найти информацию о структуре бюджета Тюменской области за 2016г.


Физкультминутка


Обсуждают полученные результаты





Предлагает группам составить проект бюджета на 2020г. по Тюменской области

Обсуждают полученные результаты

Команды рассчитывают прибыль и производят поиск информации в Интернете.







презентуют и обсуждают полученные результаты.



Составляют проект бюджета, презентуют полученный результат.

Обсуждают полученные результаты

Обучающиеся закрепили полученные ранее знания/ОК3-ОК7

ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

5

Рефлексия/7мин.

Проанализировать деятельность обучающихся. Дать оценку успешного достижения цели

Вместе с обучающимися определяют достижение целей и задач занятия.

Предлагает обучающимся составить синквейн по теме. Заполняют оценочный лист (Приложение 5)

Указывают каких целей и задач достигли на занятии.

Составляют синквейн, каждая группа озвучивает свой вариант. Выставляют оценки за работу на занятии

Обучающиеся уходят с занятия с пониманием учебного материала/ОК 1

6

Подведение итогов занятия/3мин.

Проанализировать деятельность преподавателя

Объявляет акцию свободный микрофон

По одному человеку от каждой команды высказывают свое мнение о занятии

Подводят итоги занятия/



Приложение 1


Ключевые слова на слайде:

Государственный бюджет,

налог на прибыль

организации

эффективность

финансовый результат

дефицит

профицит


Приложение 2

Утверждения:


  1. Прибыль – основной источник  финансовых ресурсов предприятия.

  2. От размера прибыли не зависит возможность предприятия обновлять технику.

  3. Более эффективно работает то предприятие, которое получает больший размер прибыли.

  4. Предприятие получает прибыль,если выручка превышает себестоимость

  5. Госбюджет – это баланс доходов и расходов государства

  6. Если в госбюджете доходы превышают расходы, то такой бюджет называется сбалансированным

  7. Дефицит госбюджета означает, что сальдо госбюджета положительно или равно нулю

  8. Профицит государственного бюджета означает, что сальдо государственного бюджета положительное.

  9. В период подъема экономики дефицит государственного бюджета сокращается.

  10. Дефицит государственного бюджета образуется, если доходы государства растут.





Приложение 3



  1. Понятие прибыли

Установив цену, предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции.

Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует. Если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль – основной источник  финансовых ресурсов предприятия. Прибыль является основным оценочным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Прибыль всегда определяется в стоимостной форме.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие производства в условиях конкуренции.

Прибыль — важнейший источник обеспечения общегосударственных потребностей, так как налог на прибыль является одним из базовых налогов налоговой системы страны. В результате за счет прибыли обеспечивается:

  • полнота доходов бюджетной системы;

  • развитие социальных потребностей всего населения, т.е. медицины, образования, науки, детских учреждений и др.;

  • финансирование обороны страны.

Прибыль от реализации одного изделия равна:

П = Цотп – НДС – Акц – Сп,

где Цотп – отпускная цена изделия, руб.;

НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

Акц – акцизный налог (для подакцизных товаров), руб.;

Сп – полная себестоимость, руб.

Прибыль от реализации N изделий за год:

Пгод = П * Nгод

В условиях рынка прибыль является важнейшим источником пополнения финансовых средств и источником самофинансирования. Самофинансирование – это способность предприятия не только покрывать свои затраты, но и получать прибыль. От размера полученной прибыли зависит финансовое состояние предприятия, возможности обновления техники и совершенствования технологии, развития социальной сферы предприятия и материальное благосостояние работающих.

Чем больше прибыль предприятий и организаций страны, тем крепче национальная денежная единица – рубль. Это означает стабилизацию макроэкономических показателей и, как результат — снижение уровня инфляции, рост материального благосостояния населения.

2. Виды прибыли

Первый вид прибыли – это валовая прибыль. Она определяется как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг. 

Прибыль от продаж- показывает сумму прибыли (убытка) от обычных видов деятельности.

"Прибыль (убыток) от продаж" = "Валовая прибыль (убыток)" - "Коммерческие расходы" - "Управленческие расходы"

Далее определяется налогооблагаемая прибыль, или прибыль (убыток) до налогообложения, при расчете которой должна быть учтена:

  • прибыль, по которой уплачен налог;

  • прибыль, по которой предприятие имеет льготы;

  • прибыль, по которой налог уплачивается в особом порядке;

  • прибыль, увеличивающая налогооблагаемую базу за счет превышения нормируемых расходов (на рекламу, подготовку кадров, процентов за кредит, амортизации, представительских и др.).

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, получается при вычете из прибыли до налогообложения налога на прибыль в размере 20% и используется на следующие цели:

  • развитие производства:

  • выплату дивидендов и других доходов учредителям и собственникам;

  • отчисления в фонд потребления;

  • уплату штрафных санкций за экологические нарушения, несвоевременные платежи в бюджет, завышение цен, сокрытие объектов налогообложения.

Величина переменных затрат меняется в зависимости от производственных объемов. Переменные затраты объединяют расходы на материалы и сырье, топливные ресурсы и электроэнергию, заработную плату рабочих.

3. Факторы, влияющие на динамику прибыли

На величину и динамику прибыли воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.

Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения на рынке в данный момент времени, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений.

В некоторой степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата.

К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

4. Понятие «рентабельность»

Для оценки эффективности работы промышленного предприя­тия недостаточно использовать только показатель прибыли. Напри­мер, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основ­ного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов мень­ше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприя­тия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Рентабельность предприятия (бизнеса) – это показатель, характеризующий доходность его деятельности, или, другими словами, показатель экономической эффективности. В определенной степени этот параметр показывает, насколько эффективно компания использует имеющиеся в ее распоряжении экономические, природные, денежные и трудовые ресурсы. Если это некоммерческая структура, то можно сказать, что рентабельность – это и есть эффективность ее работы, для коммерческих же подразделений более важны точные количественные характеристики.

Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. В современных рыночных условиях для того, чтобы покупатели предпочитали продукцию изготовленную данным предприятием, чтобы товары пользовались большим спросом, необходимо тщательно следить за финансовым положением, правильно организовывать производственную деятельность и прослеживать экономические показатели.

Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство. Различают:

    1. Общую рентабельность производства. Она характеризует эффективность использования производственных фондов:

где Пгод – прибыль, полученная предприятием за год, руб.;

Со.ф. – стоимость основных фондов, руб.;

Сн.о.с. – стоимость нормируемых оборотных средств, руб.

Рентабельность показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного вложенного в производство рубля производственных фондов.

    1. Рентабельность конкретного вида продукции.

где П – прибыль, полученная от реализации единицы конкретного изделия (или за год), руб.;

Сп – полная себестоимость единицы этого изделия (или всего объёма за год), руб.

Рентабельность показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного вложенного в производство этого изделия рубля затрат.

3. Рентабельность всей товарной продукции. Она определяется отношением прибыли, полученной за год от реализации всей товарной продукции, к себестоимости всего годового выпуска товарной продукции.

В условиях развитых рыночных отношений при наличии конкуренции предприятие повышает рентабельность за счёт снижения затрат на производство.

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

  1. Понятие Государственного бюджета


Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Проблемы бюджетного дефицита.

   Однако обычно при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета.

   Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в национальной экономике, фиксирует результат этих изменений.

   Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. Как правило бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Причин бюджетного дефицита может быть много:

-  спад общественного производства;

-  рост предельных издержек общественного производства;

-  массовый выпуск "пустых" денег;

-  значительные социальные программы;

-  возросшие затраты на финансирование ВПК;

-  крупномасштабный оборот "теневого" капитала;

-  огромные непроизводственные расходы, прописки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока неподдающееся общественному учету.

   Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Но это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

   Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.




Приложение 4

Задача для 1 группы

Определить все виды прибыли и рассчитать налог на прибыль, если годовой объем реализации изделия А – QА = 2000 шт.; изделия Б – QБ = 3000 шт.; цена единицы продукции: Ца = 0,75 тыс. руб.; Цб = 0,6 тыс. руб.; переменные расходы на единицу продукции: Са= 0,35 тыс. руб.; Сб= 0,25 тыс. руб. Постоянные расходы – 1400тыс.руб. Коммерческие расходы: 25тыс.руб. Управленческие расходы: 27тыс.руб., Прочие доходы: 22тыс.руб, прочие расходы: 15тыс.руб.


Задача для 2 группы


Определить все виды прибыли и рассчитать налог на прибыль, если годовой объем реализации изделия А – QА = 5000 шт.; изделия Б – QБ = 7000 шт.; цена единицы продукции: Ца = 0,8 тыс. руб.; Цб = 0,7 тыс. руб.; переменные расходы на единицу продукции: Са= 0,5 тыс. руб.; Сб= 0,4 тыс. руб. Постоянные расходы – 1800тыс.руб. Коммерческие расходы: 225тыс.руб. Управленческие расходы: 327тыс.руб., Прочие доходы: 122тыс.руб, прочие расходы: 215тыс.руб.


Задача для 3 группы


За год предприятие реализовало продукции А 8 000 штук по цене 0,190 тыс.руб. за единицу, продукции Б – 5000шт, по цене 0,250тыс.руб. за штуку. Общие постоянные расходы изделие А– 55 тыс. руб., изделие Б – 40тыс.руб; переменные затраты на единицу продукции А – 0,120 тыс.руб., переменные затраты на единицу продукции Б - 0,170тыс.руб. Коммерческие расходы: 115тыс.руб. Управленческие расходы: 90тыс.руб., Прочие доходы: 60тыс.руб, прочие расходы: 150тыс.руб. Определить все виды прибыли, а так же рассчитать налог на прибыль.

Приложение 5

Оценочный лист

ФИО

самооценка

затруднения