СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по МДК 01.01. Технология перевозочного процесса (по видам транспорта) Раздел 2.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Основные значения  сигналов  светофоров"по программе обучения  входит в раздел 2 " Техническая  эксплуатация  средств транспорта и безопасность движения" МДК 01.01. Технология  перевозочного процесса (по видам транспорта) ПМ 01 Организация  перевозочного  процесса (по видам транспорта) .При проведении данного занятия  отрабатываются умения  решений  нестандартных задач  на смекалку и логику, концентрацию внимания , развития умения  переносить полученные знания  в новую ситуацию.Развитие коммуникативной  компетентности  осуществляется  на всех этапах занятия.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по МДК 01.01. Технология перевозочного процесса (по видам транспорта) Раздел 2.»

Методическая разработка учебного занятия

Образовательное учреждение

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»

Преподаватель

Полякушина Марина Владимировна

Профессия/Cпециальность СПО

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта)

Группа

О-1-16

Дисциплина/профессиональный модуль/МДК

ПМ.01. Организация перевозочного процесса (по видам транспорта)

МДК 01.01. Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)

Раздел 2 «Техническая эксплуатация средств транспорта и безопасность движения»

Номер занятия по календарно-тематическому плану

Дата проведения

Тема учебного занятия

Занятие № 43


Тема 2.2.2 Основные значения сигналов светофоров.


Продолжительность учебного занятия

90 мин.




Цель учебного занятия: формирование теоретических знаний и практических навыков по теме: «Основные значения сигналов светофоров».


Задачи учебного занятия:


образовательные (дидактические):

  • изучить инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ;

  • сформировать у обучающихся знания о сигнализации светофоров, применяемой на железнодорожном транспорте;

  • закрепить знания в процессе решения различных заданий по указанной теме;

  • отработать практические навыки пользования устройствами управления на пульт-табло дежурного по станции при порядке приема, отправления, производства маневровой работы на станционных путях и перегоне.

  • отработать практические навыки фиксирования оперативной информации в технической и поездной документации на, тренажерном комплексе с персональным компьютером ППБНМ-1200.

развивающие:

  • способствовать умению формулировать и подтверждать примерами свою точку зрения;

  • развивать мыслительную деятельность при практической работе;

  • развивать логическое мышление, концентрацию внимания, основные мыслительные операции (анализ, сравнение);

  • развивать умение работать в парах, группах;

  • способствовать развитию коммуникативных умений, формулированию своей точки зрения.



воспитательные:

  • воспитывать ответственность за результаты своего труда, интерес к дисциплине и добросовестное отношение к труду;

  • воспитать в каждом учащемся уверенность в себе, в своих учебных возможностях;

  • формировать положительную мотивацию к получению будущей специальности.


Результаты обучения на учебном занятии:


Результат обучения

Показатели результата

Знания

З.1

Основных требований к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте

Называет виды планирования, порядок управления и этапы перевозочного процесса

З.2

Правил ведения поездной и технической документации на рабочем месте дежурного по станции


Контролирует правильность и своевременность технических записей смежными службами. Оформляет записи в журналах и бланках формы ДУ

Умения

У.1


Использовать в работе электронно-вычислительные машины для обработки оперативной информации

Умеет работать с инструкциями и нормативными документами


Формируемые общие и профессиональные компетенции на учебном занятии:


Результат обучения

Показатели результата

ПК 1.1.

Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками

Осуществляет подготовку маршрута приема отправления поездов на станции с использованием программы АРМ СЦБ

ПК 1.2.

Организовать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций

Руководит движением поездов на станции, принимает оптимальные решения по организации движения поездов и маневровой работы с учетом сложившейся ситуации

ПК 1.3.

Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса

Профессиональное оформление технической и поездной документации дежурного по станции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрирует интерес к будущей профессии

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Определяет цели и порядок работы

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Определяет вариант организации эксплуатационного процесса при изменяющихся условиях перевозки

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Умеет самостоятельно работать с информацией, понимает замысел текста, демонстрирует навыки пользования нормативной литературой, умеет отделять главную информацию от второстепенной

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Демонстрирует навыки использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности


Внутрипредметные связи ПМ.01. Организация перевозочного процесса (по видам транспорта)

МДК 01.01. Технология перевозочного процесса (по видам транспорта):


Тема 1.4. «Сооружения и устройства станционного хозяйства»

Тема 1.5. «Сооружения и устройства СЦБ и автоматики на перегонах и станциях»


Межпредметные связи:


Наименование дисциплины/МДК

Содержание

МДК.01.03. Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта)

осуществление профессиональной деятельности с применением программы АРМ СЦБ

МДК.02.01. Организация движения (по видам транспорта)

маршрутизация на станциях прибытия и убытия поездов, система организации движения

УП.01.01.ПМ.01.«Организация перевозочного процесса»

организация работы ДСП по организации приема, отправления поездов и производству маневровой работы на имитационном тренажере


Тип занятия: комбинированный (актуализация прежних знаний, объяснение и закрепление нового материала)


Вид учебного занятия: интерактивная лекция


Педагогическая технология (ее элементы): элементы интерактивных технологий, элементы ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий.


Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная

  • работа в парах


Методы обучения, используемые на учебном занятии: наглядный метод, проблемный метод, репродуктивный метод.


Методическое обеспечение:

  • методическая разработка урока;


Средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедиа проектор;

  • тренажерный комплекс для подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» (по видам транспорта) с персональным компьютером ППБНМ-1200


Используемая основная литература:

  • Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ. 2015 г.

  • Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ.2015г




Технологическая карта учебного занятия

Этап занятия (время, мин)

Время

Задачи этапа

Деятельность преподавателя


Деятельность обучающихся

Формы контроля

Ожидаемый результат

(показатели)

1. Организационный этап

2



2

Подготовить обучающихся к работе


Провести рефлексию по определению психологического состояния обучающихся на начало урока

Приветствует обучающихся.

Отмечает присутствующих.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Предлагает показать карточку-смайлик:

карточка желтого цвета –позитивное настроение,

карточка красного цвета – без настроения

Приветствуют преподавателя.

Проверяют готовность своего рабочего места.


Обучающиеся показывают карточки-смайлики


Полная готовность группы к занятию, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

Позитивный настрой на урок.

2. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний


10

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися темы, цели, задач учебного занятия.

Преподаватель вовлекает обучающихся в совместную работу по определению темы, цели и задач занятия через повторение пройденного материала, путем решения тестовых заданий с демонстрацией слайдов презентации.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Отвечают письменно на поставленные вопросы в тестовых заданиях.

Формулируют тему урока и записывают тему в тетрадь и намечают задачи на урок.

Письменный ответ Проверка по эталону в парах.

Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Обучающиеся формулируют тему занятия.

3. Изучение нового материала


50












































5



1. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания значений сигналов, подаваемых светофорами в ходе

организации движения поездов.





2.Установление правильности осознания усвоения материала.






























3.Повысить работоспособность обучающихся через выполнение физических упражнений













4.Установление правильности усвоения материала.

1.Предлагает обучающимся назвать понятие «Сигнал» на железнодорожном транспорте, перечислить , как подразделяются сигналы по способу их восприятия.

(показ слайда 9 ), с демонстрацией видов сигнальных приборов на ж.д. транспорте.


2.Объясняет новый учебный материал с демонстрацией слайдов и работой с инструкцией ИСИ РФ , глава 2 . пункты 4,8, ПТЭ , приложение 3 , п.4-5



3.Предлагает обучающимся выполнить задание: заполнить немасштабную схему четной горловины станции с применением таблицы «Основные значения сигналов, подаваемых светофорами на станционных путях .

(независимо от места их установки).

Приложение 2.




4. Организует обучающихся на решение ситуационных производственных задач, с элементами практической работы, выдает карточки с заданиями 1 и 2 вариант. (Приложение 3)


5.Предлагает обучающимся выполнить физкультминутку «Хорошее настроение»




6. Объясняет новый учебный материал с моделированием ситуации на тренажерном комплексе с участием студентов и организует обучающихся на обсуждение смоделированной ситуации с ответом на контрольные вопросы. Приложение 4.

7. Предлагает обучающимся выполнить самостоятельно практическое задание: «Оформить бланк зеленого цвета формы ДУ-52 – при неисправности выходного светофора с 3 пути грузовому поезду № 2003 по станции Солнечная , 20 октября 2014г., ДСП Субботина ».

Приложение 5.

1.Обучающиеся называют понятие «Сигнал» и какие они бывают по способу восприятия, сравнивая с эталонами ответов на слайде.





2. Обучающиеся делают записи в конспекте , работают с ИСИ , ПТЭ РФ и отвечают на контрольный вопрос.


3.Обучающиеся заполняют немасштабную схему четной горловины станции с применением таблицы «Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места их установки)



4. Обучающиеся выполняют задания









Выполняют упражнения физкультминутки




Учащиеся комментируют правильность и неправильность действий преподавателя и студентов в смоделированной ситуации.



7. Обучающиеся заполняют формы поездной и технической документации: бланк зеленого цвета ф.ДУ-52 (Приложение 5)


Самопроверка












Письменный








Письменный















Самопроверка



























Самопроверка


Усвоение сущности теоретических знаний и применение их при решении ситуационных задач.






































Повышение работоспособности обучающихся




Усвоение сущности теоретических знаний и применение их при выполнении практического задания.




Усвоение сущности теоретических знаний и применение их при выполнении практического задания.



10
















6


5.Провести анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.



Подводит итоги занятия, анализируя выполнение задач, поставленных вначале занятия.




Обсуждают результат, полученный на занятии.




Устный

( обсуждение)

Умеют подводить итоги своей работы на занятии, своего отношения к проведенному занятию

3

6.Провести рефлексию по усвоению изучаемой темы.

Проводит рефлексию «Итоги урока-оценки учащихся»

Учащиеся подводят итог урока при помощи рук.



4. Домашнее задание

2

7.Обеспечить понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Преподаватель задает домашнее задание и выдает рекомендации по его выполнению:

«Изучить гл. II п.9-32 (Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте), стр.9-50, самостоятельно доработать конспект лекции с применением ИСИ.

Записывают

Наблюдение

Понимают содержание домашней работы. Записывают в тетрадь домашнее задание.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ


п/п

Вариант I

Вариант II

1

Распишите аббревиатуру ИСИ

Распишите аббревиатуру ПТЭ

2

Укажите назначение предупредительного светофора.

Укажите назначение повторительного светофора.

3

Укажите видимость сигнальных огней выходных и маневровых светофоров.

Укажите видимость сигнальных огней входных и маршрутного светофоров.

4

Перечислите виды светофоров по назначению, устанавливаемые на станционных путях.

Перечислите виды светофоров по конструкционным особенностям.

5

Укажите назначение выходного светофора.


Укажите назначение входного светофора.

6

Укажите количество линз на проходном светофоре.

Укажите количество линз на входном светофоре.

7

Укажите название светофора , который предупреждает о показании путевого светофора.

Укажите название светофора, который требует остановки при опасности для движения на искусственных сооружениях.

8

Укажите где устанавливаются въездные(выездные) светофоры.

Укажите где устанавливаются технологические светофоры.


9

Укажите, что обозначает литер светофора «Н 9».


Укажите, что обозначает литер светофора «Ч 8».


10

Укажите, что является границей станции на однопутном участке пути.


Укажите, что является границей станции на двухпутном участке пути.





ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ


п/п

Вариант I

Вариант II

1

Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

2

Предупреждает о показании основного светофора  (входного, проходного, заградительного и прикрытия).

Оповещает о разрешающем показании выходного, маршрутного, горочного, маневрового светофоров, когда не обеспечивается их видимость по местным условиям.

3

Видимость сигнальных огней выходных светофоров-400 м;

Видимость сигнальных огней маневровых светофоров-200 м.


Видимость сигнальных огней входных светофоров -1000 и;

Видимость маршрутных светофоров -400 м.

4

По назначению, светофоры , устанавливаемые на станционных путях бывают: выходной, маршрутный, заградительный, маневровый, горочный.

По конструкционным особенностями светофоры, устанавливаемые на станционных путях бывают:

мачтовые, карликовые, консольные, линзовые, прожекторные.

5

Выходной светофор разрешает или запрещает поезду отправиться с железнодорожной  станции на перегон.

Входной светофор разрешает или запрещает поезду следовать с перегона на  железнодорожную станцию.

6

Количество линз на проходном светофоре равно 3.

Количество линз на входном светофоре равно 5.

7

Светофор, который предупреждает о показании путевого светофора называется локомотивный.

Светофор, который требует остановки при опасности для движения на искусственных сооружениях называется заградительный.

8

Въездные(выездные) светофоры устанавливаются на объектах, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования.

Технологические светофоры устанавливаются

на объектах, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования.

9

Литер светофора «Н 9» обозначает-это выходной светофор нечетного направления с 9 станционного пути.

Литер светофора «Ч 8» обозначает-выходной светофор четного направления с 8 станционного пути.

10

Границей станции на однопутном участке пути являются входные светофоры «Н» и «Ч».

Границей станции на двухпутном участке пути со стороны прибытия являются входные светофоры «Н» и «Ч», со стороны отправления - сигнальный знак «Граница станции».




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание: Заполните немасштабную схему четной горловины станции с применением таблицы «Основные значения сигналов, подаваемых светофорами».


Немасштабная схема четной горловины станции без обозначения сигналов светофоров


Ответ:

Немасштабная схема четной горловины станции с обозначением сигналов светофоров




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Решение ситуационных практических задач

1 вариант

Посмотрите схему, подготовьтесь ответить на вопрос: Каким сигналом будет сигнализировать проходной светофор на 2 –ом участке удаления при открытых светофорах: входном «два желтых, один из них верхний мигающий» и выходном «зеленом»?

Ответ:

Проходной светофор на 2 –ом участке удаления при открытых светофорах: входном « два желтых, один из низ верхний мигающий » и выходном «зеленом» будет гореть «зеленым» огнем.



2 вариант

Посмотрите схему, подготовьтесь ответить на вопрос: Каким сигналом будет сигнализировать проходной светофор на 2 –ом участке удаления при открытых светофорах : входном «двух желтых», и выходном «красном» ?


Ответ:

Проходной светофор на 2 –ом участке удаления при открытых светофорах: входном «двух желтых», и выходном «красном» будет гореть «красным» огнем.



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Моделирование ситуации на тренажерном комплексе


Посмотрите схему порядка прибытия грузового поезда №2007 на 1 главный путь , при потере контроля положения стрелочного перевода 1/3.


Подготовьте ответ на вопрос: Какой сигнал был на входном светофоре «Н» при набранном маршруте на 1 главный путь, и на какой изменился при потере контроля положения стрелочного перевода 1/3 ?


Ответ: При набранном маршруте входной сигнал «Н» сигнализировал «желтым» огнем .При потере контроля положения стрелочного перевода 1/3 изменился на «красный» огонь.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Практическое задание:


Оформите форму бланка зеленого цвета формы ДУ-52 – при неисправности выходного светофора с 3 пути грузовому поезду № 2003 по станции Солнечная , 20 октября 2014 г., ДСП Субботина .




















Ответ