ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Санкт-Петербургское государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по УВР |
____________________ Н.Б. Минюк |
«_______» ________________ 2022 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по теме
«Философия техники»
Санкт-Петербург
2022 г.
Разработал:
преподаватель Анищенко А.Ю.
Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии комиссией «Общих социальных и гуманитарных дисциплин».
Протокол №__ от __ «_________» 2022 г.
Председатель П(Ц)К: Некрасов А.Ю. ___________
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Санкт-Петербургское государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ на тему: «Философия техники»
Дисциплина: Основы философии.
Преподаватель: Анищенко А.Ю.
Специальность: 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям).
Группа, курс: 9УК-21, 2 курс.
Дата проведения: 12 апреля 2022 г.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: лекция.
Методическая цель занятия: распространение опыта преподавания предмета.
Межпредметные связи: история, обществознание.
Связь со специальностью (компетенции): ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ОК 10.
Временные рамки: 45 минут.
I. Цели занятия:
Основная цель занятия: сформировать у студентов общее представлении о философии техники
Обучающие: | обеспечить усвоение (повторение) основных фактов по теме «философия общества и истории» путем написания контрольной работы в форме теста. сформировать знания об историческом процессе развития философии техники, ее проблемах, проецируемых на общество и человека; определить роль философских вопросов в развитии современной «техногенной цивилизации». |
Развивающие: | способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности студентов; формировать умение отстаивать свою точку зрения через приведение аргументов. продолжить формировать умение работать с информационно-коммуникационными технологиями. |
Воспитательные: | способствовать формированию философской мысли будущего специалиста; формировать деловые качества, ответственность и творческий подход к решению вопросов профессиональной деятельности; воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения. |
II. Оборудование:
Технические средства: мультимедийный проектор; компьютер.
Дидактический материал: материалы презентации, текст лекции, критерии оценивания, глоссарий, расположенные на интернет портале eduhouse.
Список использованных источников (литературы):
Волкогонова О. Д. Основы философии: Учебник. - М., 2017. – 240 с.
Горелов А.А. Основы философии: Учебник. – М, 2014. – 384 с.
Губин В. Д. Основы философии: Учебное пособие. - М, 2017. - 288 с.
III. Ход занятия.
Вопросы темы и приемы их изложения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
Оргмомент (1 мин.) |
Вводное слово Целевая установка | Приветствие. Преподаватель формулирует одну из целей занятий вместе со студентами. Добрый день. Рад вас видеть. Присаживайтесь. На двух прошлых занятиях мы изучали проблемы общества и истории в философском контексте. Теперь настало время проверить ваши знания. Ваша задача выполнить контрольною работу в форме теста, которая находиться на моем интернет-курсе на едухаусе. Вам дается 10 минут на ее выполнение. Вопросов всего 10. Удачи. | Приветствуют. Слушают Отвечают и формулируют цель: Написать контрольную |
Проверка знаний студентов (13-14 мин.) |
Контрольная работа в форме теста с использованием ИКТ Переход | Преподаватель контролирует самостоятельность работы, отвечает на вопросы студентов. Оценки в журнал я выставлю позже, поскольку должна быть возможность сдать дистанционно отсутствующим студентам. У них еще есть время. При изучении новой темы не забываем оценивать свои ответы в тетради. Замечательно. Как вы знаете философия - это наука об общих знаниях, законах развития. Исключением из этого правила не будет и следующая тема. | Ребята выполняют контрольную работу № 5 «Философия общества и истории» с использованием ИКТ. Слушают |
Изучение нового материала (26-28 мин.) |
Формулирование темы и цели. Вводная беседа. Целеполагание. Вывод и переход | Преподаватель совместно со студентами формулирует цель и задачи занятия. Посмотрите на экран (сл.1). Какое слово может объединять все изображенные на картинках вещи? А техника может быть связана с философией? Как вы поняли сегодня у нас необычная тема. Ее важность подчеркивает даже название и ваша специальность. И тема сегодняшнего занятия – «философия техники». Запишите. А как вы думаете в рамках данной темы, о чем мы будем с вами говорить(сл.2)? Обратите внимание, на наш план занятий (сл.3.). Именно на эти вопросы мы сегодня с вами ответим. Таким образом, наша общая цель заключается в формировании у вас представлений о философии техники. Ход нашего занятия нам известен. | Отвечают и формулируют цель вместе с преподавателем. Отвечают: -техника -да Записывают тему Отвечают Отвечают |
1. Сущность техники Аналитическая беседа Контрольная беседа Объяснение. Конспектирование Вывод, переход | Преподаватель читает лекцию, задает вопросы. Начнем с первого пункта (сл.4). Какое главное понятие нашего занятия сегодня? Скажите пожалуйста, а как вы понимаете слово «техника»? Что оно может означать? Начиная с начала XX века в человеческую жизнь все прочнее стала входить техника, занимая собой все новые и новые позиции в жизни человека (сл.6.). Обратите внимание на экран. Одним из знаменитых людей, связанных с техническим достижением был? Чем он знаменит? Я не случайно его вспомнил, ведь сегодня 12 апреля. Мы на занятиях по истории о нем неоднократно говорили, поэтому продолжим. Первыми кто заговорил о настоящей философии техники были Капп и Энгельмейер. Они отмечали, что нужно найти более глубокое понимание того, что такое техника. Это было начало XX в. (сл. 7). Сущность техники – это ответ на фундаментальные вопросы (сл.8.): - в чем природа техники? - как техника относится к другим сферам человеческой деятельности – науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности? - когда техника возникает? - какие этапы проходит в своем развитии? - действительно ли техника угрожает нашей цивилизации? каково влияние техники на человека и природу? - каковы перспективы развития и изменения техники? Соответственно основными задачами философии являются (сл.9-10): осмысление техники, уяснение ее природы и сущности (вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной, «техногенной цивилизации»). Техника является одним из факторов глобального кризиса. Ее влияние на человека неоспоримо. методологическая природа: это поиск в философии техники путей разрешения кризиса техники (прежде всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов). Итак, поставленные задачи являются актуальными не только сейчас. Они имеют свою историю. | Делают записи в тетради, отвечают на вопросы. Отвечают: -техника; -гаджеты Отвечают: -понятие «техника» должно быть расширенно в своем значении. Отвечают: Гагарин. Записывают лекцию |
2. Философия техники в трудах мыслителей: инженеры мысли Сюжетное повествование. Аналитическая беседа. Объяснение. Работа с источником. Конспектирование. Объяснение Работа с источником. Конспектирование Вывод. Переход. | Преподаватель читает лекцию, задает вопросы. Начнем, как обычно, с античности. Когда на вопрос Херефонта жрица-прорицательница Пифия в храме Аполлона в Дельфах ответила: «Сократ превыше всех мудростью», и это было доведено до Сократа, то тот, как бы проверяя жрицу, пошел смотреть на работу ремесленников. Убедившись, что ремесленники превосходят его в конкретном знании, Сократ, однако, отметил свое преимущество в отвлеченном знании, т.е. в знании общего, идей. Аристотель придерживался также точки зрения Сократа: «наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому что они обладают отвлеченным знанием и знают причины» (сл.11-12). Что подразумевали философы античности под термином «техника»? А в Средневековье? Через кого рассматривали в средневековье, что такое «техника» (сл.13-14)? В Новое время человек видит в технике преимущественно силу своего собственного разума и своих инженерных способностей. Техника выступает как прямое продолжение науки и осуществление желания человека господствовать над природой (сл.15). К. Маркс, считал, что «самым первым базисом общества оказываются производительные силы и средства производства, а это - техника» (сл.16). «...Поскольку техника не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им. Она может служить во благо или во зло людям. Она сама по себе нейтральна и противостоит тому и другому. Именно поэтому ее следует направлять». Он же утверждал, что «...человек придает технике негативное содержание. Богатый жизненный мир человека переводится в научные понятия, затем на основе этих понятий создают технику. В итоге забывают о жизненном мире человека. Так развивается кризис человека. Есть ли выход из этого затруднительного положения? Да, наверное, есть. Техника и наука должны сотвориться как полноценные знаки жизненного мира человека. Техника-это обычно бедный знак, его необходимо наполнить жизнью. Для этого нужна хорошая феноменологическая философия». Хайдегер его дополнил сказав, что «мечта - сделать технику сродни искусству. Именно истинное человеческое определяет лицо искусства. Техника тоже должна стать с человеческим лицом, ей должны соответствовать те же ценности что и человеку и искусству» (сл.19). Первым кто заявил, что современная философия должна быть организованна также как технические науки был Щедровицкий (сл.20). Итак, все философы техники едины в одном: техника есть знак самого человека, но далеко не всегда удачный. В философии все видят ключ к гармонии человека и техники. Человек не должен в технике забывать самого себя. В связи с этим возникает очень важный вопрос (сл.21). | Делают записи в тетради, отвечают на вопросы. Записывают лекцию Отвечают: -умение -Бог Записывают лекцию Отвечают: -техникой должен управлять человек Записывают лекцию Отвечают: -человеческими ценностями |
3. Можно ли заменить человека техническим устройством? Проблемный вопрос. Переход | Задает проблемный вопрос, организует дискуссию. Техника не может составить конкуренции там, где человек проявляет свои способности, прежде всего способности в выработке ценностей, целей, действий, творчества. Машины всего этого не умеют делать, они лишь осуществляют вложенные в них человеком программы. Из этой проблемы вытекает и проблема этическая в философии техники. | Ребята предлагают свои варианты решения проблемы, аргументируют свою точку зрения. |
4. Этика и техника Работа с источником. Конспектирование Вывод. | Техника не должна лишить нас статуса человека. Причем не просто человеком, а необходимо быть моральным человеком. А. Швейцера отметил, что «человек утерял способность предвидеть и предотвращать. Он кончит тем, что разрушит землю» (сл.24). Таким образом, этика ответственности может стать выходом из кризисов, связанных с бесконтрольным развитием техники. | Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадь Отвечают: -контролировать развитие техники, защищать природу |
Заключительный этап занятия (1-2 мин.) |
Закрепление. Вывод. | Преподаватель подводит итоги. Таким образом, философии техники является одним из важнейших практических разделов философии. Она актуально поскольку мы живем в мире искусственной и естественной среды: техники и природы. Они оказывают на нас воздействие. Но важнейшая задача человека не потерять себя в своих стремлениях и взять ее под контроль. На этом первая часть пары окончена. Прошу подойти ко мне те, кто получил сегодня достаточное количество плюсиков и оценивает таким образом свою работу на оценку. Помните, что перерыв всего 5 минут. | Слушают. Записывают. Подсчитывают баллы на полях тетради для самооценивания. |
IV. Технологическая карта занятия
№ п/п | Этапы урока | Дидактическая цель | Метод обучения | Методическое обеспечение | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Критерии оценивания |
1 | Оргмомент | Настраивание студентов на работу, формулирование цели занятия. Способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности студентов | Вводная беседа, целеполагание. | презентация | Приветствие. Преподаватель формулирует одну из целей занятий вместе со студентами. | Приветствуют. Слушают. Отвечают и формулируют цель совместно с преподавателем | активно работал на занятии; внимательно слушал задание и четко его выполнял; внимательно слушал других участников образовательного процесса, соблюдал дисциплинарные правила. |
2 | Проверка знаний студентов | Обеспечить усвоение (повторение) основных фактов по теме «философия общества и истории» путем написания контрольной работы в форме теста. Продолжить формировать умение работать с информационно-коммуникационными технологиями. | Тестирование с использованием ИКТ технологий | комплект материалов по контрольной работе, расположенный на интернет-курсе преподавателя | Преподаватель организует и контролирует самостоятельность работы, отвечает на вопросы студентов. | Студенты выполняют контрольную работу № 5 «Философия общества и истории» через интернет-портал. | активно работал на занятии; внимательно слушал задание и четко его выполнял; внимательно слушал других участников образовательного процесса, соблюдал дисциплинарные правила. |
3 | Изучение нового материала. Формулирование темы и цели. | Настраивание студентов на работу, формулирование цели занятия | Вводная беседа, целеполагание | презентация | Преподаватель совместно со студентами формулирует цель и задачи занятия. | Отвечают и формулируют цель вместе с преподавателем. | активно работал на занятии; внимательно слушал задание и четко его выполнял; внимательно слушал других участников образовательного процесса, соблюдал дисциплинарные правила. |
4 | Изучение нового материала. 1. Сущность техники | Определить роль философских вопросов в развитии современной «техногенной цивилизации». Способствовать формированию философской мысли будущего специалистста. | Аналитическая, контрольная беседа. Объяснение. Конспектирование | презентация | Преподаватель читает лекцию, задает вопросы. | Делают записи в тетради, отвечают на вопросы, работают с источником. | активно работал на занятии; внимательно слушал задание и четко его выполнял; внимательно слушал других участников образовательного процесса, соблюдал дисциплинарные правила. |
5 | Изучение нового материала. 2. Философия техники в трудах мыслителей: инженеры мысли | Сформировать знания об историческом процессе развития философии техники, ее проблемах, проецируемых на общество и человека. Способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности студентов. | Сюжетное повествование. Аналитическая беседа. Объяснение. Работа с источником. Конспектирование | презентация | Преподаватель читает лекцию, задает вопросы. | Делают записи в тетради, отвечают на вопросы, работают с источником. | активно работал на занятии; внимательно слушал задание и четко его выполнял; внимательно слушал других участников образовательного процесса, соблюдал дисциплинарные правила. |
6 | Изучение нового материала. 3. Можно ли заменить человека техническим устройством? | Способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности студентов. Формировать умение отстаивать свою точку зрения через приведение аргументов. Способствовать формированию философской мысли будущего специалиста. | Проблемный вопрос | презентация | Задает проблемный вопрос, организует дискуссию. | Ребята предлагают свои варианты решения проблемы, аргументируют свою точку зрения. | активно работал на занятии; внимательно слушал задание и четко его выполнял; внимательно слушал других участников образовательного процесса, соблюдал дисциплинарные правила. |
7 | Изучение нового материала. 4. Этика и техника | Определить роль философских вопросов в развитии современной «техногенной цивилизации». Способствовать формированию философской мысли будущего специалиста. | Работа с источником. Конспектирование | презентация | Демонстрирует текст источника, задает вопросы. | Читают текст, отвечают на вопросы, конспектируют. | активно работал на занятии; внимательно слушал задание и четко его выполнял; внимательно слушал других участников образовательного процесса, соблюдал дисциплинарные правила. |
8 | Заключительный этап занятия. Закрепление и вывод. Оценивание и самооценивание. | Определить роль философских вопросов в развитии современной «техногенной цивилизации». | Оценивание, самооценивание | Критерии оценивания, расположенные на портале eduhouse. | Преподаватель подводит итоги занятия, закрепляя материал лекции. Он организует окончательный процесс самооценивания студентов. | Слушают. Записывают. Подсчитывают баллы на полях тетради для самооценивания. | |
V. Конспект занятия
Тема: Философия техники»
1. Понятие «техника»
Сущность техники – это ответ на фундаментальные вопросы:
- в чем природа техники?
- действительно ли техника угрожает нашей цивилизации? каково влияние техники на человека и природу?
- и др.
Но не сразу человеческая цивилизация стала технической, случилось это где-то к XX веку. Именно в это время появились первые работы по философии технике, принадлежали они немецкому философу Э. Каппу и русскому инженеру П. Энгелъмейеру. Оба мыслителя отлично сознавали, что в новых условиях нельзя ограничиваться односторонним, узким пониманием техники.
Основные задачи:
1) Осмысление техники, уяснение ее природы и сущности (вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной, «техногенной цивилизации»).
2) поиск в философии техники путей разрешения кризиса техники (прежде всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов).
Таким образом, перед человеком стоит серьёзная задача. От ее воплощения будет зависеть бедующее нашей цивилизации.
2. Философия техники в трудах мыслителей
Для античных философов технэ (искусство, умение) ниже мудрости и ключом для понимания его, технэ, является знание общего.
В средние века техника считается отблеском божественного творчества, с чем ее и сопоставляют. Техника по-прежнему сохраняет вторичное значение.
В Новое время человек видит в технике преимущественно силу своего собственного разума и своих инженерных способностей.
Маркс приходит к выводу, что самым изначальным базисом общества оказываются производительные силы, средства производства, а это — техника.
Карл Ясперс считал, что «техника находится по ту сторону добра и зла. Она может служить во благо или во зло людям. Она сама по себе нейтральна и противостоит тому и другому. Именно поэтому ее следует направлять».
Хайдегер отмечал, что «техника тоже должна стать с человеческим лицом, ей должны соответствовать те же ценности что и человеку и искусству».
Из русских философов конца XX века интересный подход к пониманию техники разработал Г.П.Щедровицкий. Щедровицкий был единственным, кто прямо и без обиняков заявлял, что современная философия должна быть организована так же, как технические науки. В таком случае она действительно приобретает практический характер.
Итак, все философы техники едины в одном: техника есть знак самого человека, но далеко не всегда удачный знак. В философии все видят ключ к гармонии техники и человека. Человек не должен в технике забывать самого себя.
3. Можно ли заменить человека техническим устройством?
Техника не может составить конкуренции там, где человек проявляет свои способности, прежде всего способности в выработке ценностей, целей, действий, творчества.
4. Техника и этика
Техника не должна лишить нас статуса человека. Причем нужно сохранить статус не просто человека, а необходимо быть моральным человеком.
Альберт Швейцер отмечал, что «человек утерял способность предвидеть и предотвращать. Он кончит тем, что разрушит землю». Этика ответственности может стать выходом из кризисов, связанных с бесконтрольным развитием техники.
Таким образом, философии техники является одним из важнейших практических разделов философии. Она актуально поскольку мы живем в мире искусственной и естественной среды: техники и природы. Они оказывают на нас воздействие. Но важнейшая задача человека не потерять себя в своих стремлениях и взять ее под контроль.
Самоанализ занятия открытого занятия
по теме «Философия техники».
Данное занятие было проведено в группе 9УК-21. Студенты группы имеют хорошие знания по предмету, на занятиях обычно достаточно пассивны. На открытом занятии они продемонстрировали что их способности значительно больше. Они были активны, отвечали на поставленные вопросы. Это объясняется правильно поставленными целями, формой занятия и конечно темой. Ведь они учатся в техническом колледже. Таким образом, преподаватель учел особенности технического уклона ребят при подготовке к занятию.
Если говорить о месте занятия в курсе обществознания, то он стоит в ряду других практических разделов философии: философия общества и истории, философия религии, философия ценностей и др. Данная тема продолжает раскрывать смысл и значение философских знаний при подготовке любого специалиста. Лекция входит в отдельный блок занятий (модуль): «Философия техники. Философия и глобальные проблемы современности». Модуль закрепляется контрольной работой.
Тип урока – комбинированный. Это объясняется тем, что ребята обязательно должны закрепить знания про предшествующему модулю: «Философия истории и общества».
Вид занятия – лекция, поскольку главная его часть состоит в изучении нового материала.
Цель и задачи занятия выполнены в полном объеме в ходе открытого занятия. Перечислим цель и задачи занятия.
Основная цель занятия: сформировать у студентов общее представлении о философии техники.
Обучающие:
обеспечить усвоение (повторение) основных фактов по теме «философия общества и истории» путем написания контрольной работы в форме теста.
сформировать знания об историческом процессе развития философии техники, ее проблемах, проецируемых на общество и человека;
определить роль философских вопросов в развитии современной «техногенной цивилизации».
Развивающие:
способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности студентов;
формировать умение отстаивать свою точку зрения через приведение аргументов.
продолжить формировать умение работать с информационно-коммуникационными технологиями.
Воспитательные:
способствовать формированию философской мысли будущего специалиста;
формировать деловые качества, ответственность и творческий подход к решению вопросов профессиональной деятельности;
воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения.
Главными задачами лекции состоят в формировании знаний об историческом процессе развития философии техники, ее проблемах, проецируемых на общество и человека, а также определении роли философских вопросов в развитии современной «техногенной цивилизации». Это определяется особенностью специализации ребят, современных проблемах, связанных с новыми технологиями.
Предугадать выполнения целей занятия, выполнения временных рамок значительно проще именно для этого вида занятий, поскольку на нем большую роль играет преподаватель. Именно он показывает сущности проблем современности и прошлого, подчеркивает важность воспитательного и этического момента, отличающего человека от машины. Занятие прошло достаточно легко, выстроено логично.
На занятии активно использовались разные методы и приемы обучения: сюжетное повествование, тестирование, аналитическая беседа, объяснение, работа с источником, конспектирование и др.
Важно отметить, что на занятии активно использовались различные виды бесед и даже проблемная, дискуссионная проблема, что позволило сделать студентов активными участниками лекции. В этом частично проявился деятельностный подход в образовании. В результате этого ребята отличились на занятии высоким уровнем работоспособности.
На занятии использовались технические средства: мультимедийный проектор; компьютер, аудио аппаратура. Урок содержит определенный перечень дидактического материала: материалы презентации, текст лекции, глоссарий, расположенные на интернет портале eduhouse, что позволило разнообразить и дополнить занятие.
За счет четкости занятия, работы самих студентов на занятии была создана комфортная психологическая атмосфера.
Таким образом, лекционное занятие прошло успешно, продуктивно, ребята получили положительные эмоций, поставленные цели и задачи были выполнены.