Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. Психологический настрой детей Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Прозвенел уже звонок. Начинается урок Мы тетрадки открываем И к работе приступаем.. Подписываем число, классная работа… | Дети выполняют движения, проверяют подготовку рабочих мест. |
- Посмотрите на картину Исаака Левитана. Как вы думаете какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? - Исаак Левитан — действительно непревзойденный мастер изображения пейзажей России. Картина так и называется «Март». На картине мы видим самое начало весны. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Небо голубого цвета. Снег начинает таять. Он стал рыхлым и истоптанным. Кое-где на дороге уже проглядывает земля. Деревья вокруг дома тоже ожидают весну. На верхушке одной из берез белеет скворечник. Пройдет немного времени, и его заселят пернатые жильцы. Скоро это произойдёт, ведь на дворе - март! Март (от лат. Марсов месяц). Своё название месяц получил в честь римского бога войны и охраны Марса. | - Ранняя весна. Рассказывают, по каким приметам определили, что это весна. |
Минутка чистописания Цель - формирование каллиграфического навыка письма |
- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии картины Исаака Левитана. Догадались, что эта за буква? Да, красиво пропишите заглавную и строчную букву М. | - Буква м. Прописывают буквы Мм. |
Актуализация знаний Цель - повторение изученного материала, подведение под тему урока |
- Прочитайте стихотворение Михаила Садовского. «Март» - Найдите в этом стихотворении слово с парным согласным на конце. - Найдите однокоренные слова? Назовите корень. - Найдите в предложение существительное по таким признакам: это существительное неодушевленное, нарицательное, стоит в единственном числе, отвечает на вопрос что? это существительное одушевленное, нарицательное, всегда стоит во множественном числе, отвечает на вопрос кто? - Дайте характеристику словам: солнце, Михаил. - Какую часть речи мы с вами подробно уже изучили? - Что вы узнали об этой части речи? | - Март Парные согласные: снег. - Белел, белый. Корень - бел- - Снег - Люди - Солнце - это существительное неодушевленное, нарицательное, всегда стоит в ед.ч., отвечает на вопрос что? - Михаил - это существительное одушевленное, собственное, стоит в ед.ч., отвечает на вопрос кто? |
IV. Самоопределение к деятельности Цель: самостоятельное определение темы урока и формулирование задач урока. |
- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению другой части речи. - Послушайте стихотворение и догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать следующие несколько уроков… - Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Всё расскажет нам… ГЛАГОЛ -Какая тема нашего сегодняшнего урока? - Итак, сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем о глаголе и узнаем что-то новое… - Перед нами «Глаголик». СЛАЙД . Он весь в движении. Он делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. - Что нам нужно вспомнить о глаголе? Слайд | -Глагол - На какие вопросы отвечает глагол и что обозначает. |
V. Систематизация знаний по теме Цель – систематизировать уже полученных знаний о глаголе. |
- Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает. - Посмотрите на слайд. Кто это? - Что делают дети? - Задайте вопрос от существительного к глаголу. - Что обозначают слова играет и пишет? (Действие) - Сформулируйте правила о глаголе. Проверьте себя по учебнику стр. 68. - Вот что о себе говорит наш Глаголик послушайте: Любит ДЕЙСТВИЯ глагол: Встал, умылся и пошёл. Что же делает предмет? Даст такой глагол ответ: Смотрит, думает, читает, Любит, знает, сострадает. Состояния души Ты в глаголы запиши | - Мальчик и девочка. - Мальчик играет. Девочка пишет. - Мальчик что делает? играет. -Девочка что делает? пишет. - Действие предмета - Формулируют правило и проверяют себя по учебнику. |
VI. Расширение знаний по теме «Глагол как часть речи». Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний о глаголе, развивать умения применять новые знания при решении учебно-практических задач. |
- Итак, мы вспомнили, что обозначает глагол, и на какие вопросы отвечает. А теперь я вам приготовила интересные задания, что бы вы хорошо запомнили эту часть речи… 1. Устно. Подберите подходящие глаголы к картинкам. 2.Прочитайте слова. Скажите, слова какой части речи перед вами? Докажите. Сейчас самостоятельо образуйте от имен существительных глаголы и запишите глаголы в тетрадь. Чтение, плавание, свист, рисование, ходьба, треск. - Вопросы помогают правильно определить часть речи. Потренируемся в этом. Распределим слова в два столбика: в первый – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй – что сделать? Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять. 4. Работа в парах. - В стихотворении Гайды Рейнгольдовны Лагздынь «Март» найдите глаголы. Кто больше глаголов найдет за 1 минуту (текст стихотворения повернут на 90º и 270º, что затрудняет поиск глаголов и заставляет детей поворачивать голову в правую и левую сторону, тем самым дает возможность расслабить мышцы плечевого пояса). | - Чистит, идет, качается, играет, танцует, едет. - Имена существительные – они отвечают на вопрос что и обозначают предмет. - Читать, плавать, свистеть, рисовать, трещать. Распределяют глаголы в два столбика. Находят глаголы. |
VII. Физминутка |
Физминутка. А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | |
VIII. Продолжение работы над глаголом |
6. Глагол – член предложения.. - Мы уже знаем, что в предложении выделяют главные и второстепенные члены. -Что является главными членами предложения? -Как вы думаете каким членом предложения выступает ГЛАГОЛ? -Сейчас проверим ваши предположения… Из предложенных слов составьте и запишите нераспространенные предложения и выделим основу предложения. - Сделайте вывод. Так каким же членом предложения является глагол? (Чаще всего глагол в предложении является сказуемым) | «Корзина мнений» - Дети составляют нераспространенные предложения и выделяют главные члены предложения. Делают вывод, что глагол в предложении является сказуемым. |
IX. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач. Цель: развивать умения применять новые знания на практике. |
8. Игра «Кто это? Что это?» По глаголам определите, о каком предмете идет речь. Шипит, ползает, извивается - Растёт, цветёт, пахнет – Облизывается, мурлычет, мяукает – Идут, бьют, тикают – 10. Послушайте песню « Выглянуло солнышко» выписать глаголы. | (Работают самостоятельно в группах). - Змея - Цветок - Кошка - Часы Дети выписывают глаголы из песни «Учат в школе» |
XI. Самостоятельная работа Цель – выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции. |
Индивидуальная самостоятельная работа детей После выполнения теста, дети проверяют себя с доски и выставляют оценку себе. | Выполняют тест самостоятельно |
XII. Итог урока. Рефлексия. Цель – осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. |
Какая тема урока была? Что узнали? - Оцените свою работу на уроке с помощью свечей… | (Дети передают друг другу торт и прикрепляют к нему свечки разного цвета. Зеленая - я доволен своей работой на уроке Желтая - я хорошо работал, но умею лучше Красная - работа не получилась, не доволен собой |
XIII. Домашнее задание |
Всем Учебник с. 68 правило. Рабочая тетрадь стр. 34. | Записывают домашнее задание |