СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Лексические словари"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок входит в систему уроков раздела «Лексикология. Культура речи»  в 6 классе. В целях повышения эффективности обучения большое внимание уделяется развитию познавательного интереса учащихся, умению работать со справочной литературой.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Лексические словари"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22 ИМЕНИ МАРШАЛА СЕРГЕЕВА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»







ЛЕКСИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ.

Методическая разработка








Федченко Оксана Петровна,

учитель русского языка и литературы












Аннотация

Урок входит в систему уроков раздела «Лексикология. Культура речи» в 6 классе. В целях повышения эффективности обучения большое внимание уделяется развитию познавательного интереса учащихся, умению работать со справочной литературой. Для решения поставленной цели на разных этапах урока используются формы и методы представления материала, оптимальные с позиции учёта психовозрастных особенностей обучающихся. На уроке использованы элементы технологии развития критического мышления, прием «Мозговой штурм» для актуализации и систематизации имеющихся знаний учащихся. Прием «Знаю. Научусь. Смогу» использован во время этапа мотивации, что позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Во время рефлексии использован приём «Незаконченные предложения», что позволяет сэкономить время и наглядно увидеть продуктивность урока, а также включить в оценку своей работы каждого ученика. Учащиеся по ходу урока заполняют дорожную карту, что помогает систематизировать знания. Методы интерактивного обучения (работа в паре, группе) способствуют формированию коммуникативной компетентности учащихся, развивают самостоятельность, уверенность в себе.


Содержание

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Библиографический список

5. Приложения

Введение

В условиях внедрения ФГОС ООО результатом образования является умение применять знания в повседневной жизни, следовательно необходимы умения  размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь, знание способов работы с информацией. Согласно ФОП ООО изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: овладение русским языком как инструментом личностного развития; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, что способствует формированию языковой личности.

Цели урока: знакомство с различными типами словарей, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с видами словарей, с особенностями словарной статьи; учить пользоваться словарями.

Развивающие: развивать умение извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач; формировать умение работать со справочной литературой, обогащать словарный запас

Воспитательные: воспитывать самостоятельность в учебной деятельности; интерес учащихся к  книге  и слову.

УУД

Личностные: обогащение активного и потенциального словарного запаса;

формирование уважительного отношения к культуре, языку;

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствование имеющиеся;

Регулятивные:  формулирование учебной проблемы совместно с учителем, принятие и сохранение учебной задачи, планирование (совместно с учителем и одноклассниками) необходимых действий, операций, действия по плану, в диалоге с учителем формирование умения совершенствования критериев оценки и использования их в ходе оценки и самооценки; формирование способности принять учебную задачу, исходя из того, что уже усвоено, и того, что пока не известно; формирование умения проводить целеполагание и последовательность выполнения действий как в группе, так и индивидуально;

Познавательные: формирование способности выполнять действия поиска и отбора заданной информации, ее моделирования; формирование умения структурировать изучаемую информацию, выполнять логические действия и операции (сравнивать и анализировать, выделять главное);

Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли, формулируя собственную позицию по обсуждаемому вопросу; способность планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Основная часть

Сценарий урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.

II. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

1.Приём «Проблемный вопрос».

- Перед вами отрывок из книги. Как вы думаете, что связывает эти слова? Что это может быть за книга?

Деревушка / церквушка / легковушка / ловушка / лягушка / душка / кадушка / раскладушка…

-Это отрывок из словаря. Как вы думаете, над какой темой будем работать на уроке, на какие вопросы найдем ответы?

2.Прием «Знаю. Научусь. Смогу».

- Подумайте, о каких аспектах темы пойдет речь на уроке, заполним пустые ячейки в вашей дорожной карте урока. В конце урока определим, достигли ли мы поставленной цели.

На уроке мы

УЗНАЕМ

НАУЧИМСЯ

СМОЖЕМ

-какие бывают словари


-анализировать словарные статьи разных словарей;

-проводить лексический анализ слов;

-пользоваться различными словарями;


-различать типы словарей


III.Актуализация знаний учащихся.

1.Прием «Мозговой штурм».

- Какие словари знаете? (учащиеся называют: толковый, орфографический, орфоэпический, словарь синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологический, словарь иностранных слов, этимологический, русско-английский словарь)

IV. Изучение нового учебного материала.

1. Знакомство с понятиями (Тезаурус).

Словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных в определённом порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями или с переводом на другой язык. Составлять словарь.

Поме́та – специальное указание в словаре на какие-либо характерные признаки слова или его употребления. Грамматические, стилистические пометы.

2. Теоретический материал.

- Давайте поговорим о словарях русского языка. Вы уже хорошо знаете некоторые из них. Например, «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, который создавался с 1819 года. Первое четырёхтомное издание вышло в период с 1863 по 1866 год.

Раздел лингвистики, который занимается вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией, а учёный называется лексикографом. Самыми известными лексикографами были Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей Иванович Ожегов. О словарях мы так и говорим: словарь Даля, словарь Ушакова, словарь Ожегова.

- В настоящее время в помощь человеку помимо бумажных словарей созданы словари электронные. Однако, желательно в решении спорного вопроса пользоваться и бумажным, и электронным словарём, но смотреть на год выхода словаря в свет. Мы должны понимать, когда слово появилось в языке, успело ли оно прочно в нём закрепиться и попасть в словарь.

Вот примеры в доказательство.

В «Русском орфографическом словаре» (2012 год) в сравнении с «Орфографическим словарём русского языка» (1991 год).

Через несколько лет после выпуска четвёртого издания «Русского орфографического словаря» (2012 год) был открыт интернет-ресурс «Академос», официальная публикация Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. На данном ресурсе некоторые указания РОС были пересмотрены, например:


«Академос»

«Русский орфографический словарь» (2012)

в полбревна

вполбревна

в пол-лица

вполлица

в полнеба

вполнеба

в пол-обхвата

вполобхвата

коронавирус

корона-вирус

особо охраняемый

особоохраняемый

Делаем вывод: доверять нужно авторитетным источникам, которые ближе всех находятся к нам по времени.

- В наше время очень популярным стало использование электронных источников информации, следовательно есть и электронные библиотеки. Одной из таких является Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина – электронная библиотека в Санкт-Петербурге. Располагается в доме № 3 на Сенатской площади, в бывшем здании Синода (в том же здании расположен и домовой храм Святых отцов семи Вселенских Соборов). Основана 31 января 2007 года распоряжением Президента России.

31 января 2007 года Президентом Российской Федерации было подписано распоряжение «О создании Библиотеки Президента Российской Федерации». Торжественно открыта 27 мая 2009 года Президентом Российской Федерации в День библиотек и день 306-летия Петербурга. 1 сентября 2009 года библиотека была открыта для публичного регулярного посещения.

В библиотеке собраны цифровые копии документов по истории России, российской государственности, праву и русскому языку. В основном фонде содержатся копии ресурсов, полученных от партнеров: библиотек, архивов и музеев. С 2019 года библиотека пополняет фонд сетевых документов (веб-архив). Работа с ресурсами библиотеки осуществляется в электронной форме. Основными средствами доступа к фонду являются: интернет-портал (открытая часть фонда), электронный читальный зал (Сенатская пл., д.3), центры удаленного доступа в России и за рубежом – всего более 1400 центров доступа. 

- Давайте познакомимся с несколькими источниками из фонда этой библиотеки:

«Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка» (3 тома, 1867 год).

-Что необычно в написании слов? (Для церковно-славянского языка в правописании твердый знак (он же ер) пишется в конце всякого слова, оканчивающегося на согласную: столъ, телефонъ, Санктъ-Петербургъ).

Задание:

- Посмотрите на страницу словаря, выпишите слова, которые характерны для современного русского языка, объясните их значение.

Сборник «Русские имена и прозвища в XVII веке» (собраны А.Соколовым, г. Казань, 1891). Как пишет сам автор в предисловии «Представляемый мною сборник русских «мирских» имен и документов, принадлежащих Казанскому Обществу Истории, Археологии и Этнографии: из писцовых и отказных книг, разных грамот, челобитных, наказных памятей, судных дел… Все эти документы относятся к Казанскому и Нижегородскому краю, к разным годам XVII -го столетия».

-Как вы думаете, можно ли представленный сборник считать словарём? Почему? Домашнее задание будет связано с этим источником.

- Выпишите имена и прозвища, происхождение которых вам понятно.

3. Работа со словарными статьями.

- Чтобы пользоваться словарями без затруднений, нужно знать основные правила и понимать назначение словаря. Посмотрите на три словарные статьи. Что нам даёт словарная статья: - помогает понять происхождение выбранного слова и его применение в практике; -примеры употребления такого слова, что не только объясняет его значение, но и в каком контексте его будет правильно употребить в случае необходимости.

Посмотрим на примерах:

Автобус

Заимств. из нем. яз. в начале XX в. Нем. Autobus - из франц. autobus, производного по аналогии с omnibus «омнибус» на основе auto «автомобиль». Ср. новые микробус, аэробус, гидробус, электробус и т. п. См. омнибус. Автобус буквально - «автомобиль для всех (многих)».


Говорится о происхождении заимствованного из немецкого языка слово автобус, но ничего не говорится о произношении слова, хотя это важно. Это словарная статья из этимологического словаря, его назначение – объяснить происхождение слова в русском языке.

Грубый, -aя, -oe; гpyб, гpyбá, гpýбo. Maлoкyльтypный, нeлюбeзный, бecтaктный. Г. чeлoвeк. Гpyбaя шyтoчкa. Гpyбыe зaмaшки. Гpyбaя шaлocть. Гpyбo (нapeчиe) cкaзaть. B нeдocтaтoчнoй мepe oбpaбoтaнный, нeизящный. Гpyбaя ткaнь (тoлcтaя, низкoкaчecтвeннaя). Гpyбaя eдa. Г. тpyд. Пpeдвapитeльный, пpиблизитeльный, нe пpopaбoтaнный пoдpoбнo. Г. пoдcчёт. Гpyбo (нapeч.) гoвopя (пpимepнo, opиeнтиpoвoчнo). Гpyбaя oплoшнocть — oшибкa пpoтив пpocтыx пpaвил. Г. гoлoc — глyxoй, низкoгo тoнa. || cyщecтвитeльнoe гpýбocть, -и, жeн. рoд.

Даётся толкование прилагательного грубый, примеры его употребления.  Даны грамматические пометы. Это фрагмент толкового словаря тoлкoвoгo cлoвapя Cepгeя Ивaнoвичa Oжeгoвa



Договóр=, –а, мн. договóры, договóров и разг. дóговор, – а, мн. договорá, –óв

Дозвони́ться, дозвоню́сь, дозвони́тся, мн. дозвоня́тся ! не рек. дозвóнится

Статья из орфоэпического словаря, задача которого – показать произношение слова и его форм. 


- Известный русский поэт Максимилиан Волошин писал: «Надо любить словари, потому что это сокровищницы языка».

- Как вы думаете, почему поэт называет словари сокровищницами? (Ответы детей).

Задание:

- Используя «Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка», выписать одну словарную статью, сравнить со словарной статьей слова «Сокровищница» из толкового словаря Д.Н. Ушакова. Есть ли отличие?

СОКРО́ВИЩНИЦА, сокровищницы, ·жен. (·книж. )
1. Помещение, место для хранения сокровищ (·устар. ).
2. перен. Богатый запас, скопление чего-нибудь ценного, высоко ценимого. 

- Статья толкового словаря включает: слово, грамматические пометы, толкование лексического значения, пример употребления в речи.

3. Физминутка.

V.Этап первичного закрепления знаний.

Работа в парах

-Расположите предложенные слова в алфавитном порядке. Как вы считаете, из какого словаря взяты эти слова?

Экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация, транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия.

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Работа в группе

1.Найдите неверные утверждения.

Утверждение

Верно/неверно

Во фразеологическом словаре содержится толкование значений фразеологизмов.

верно

В орфографическом словаре можно узнать, как произносятся слова.

неверно

В толковом словаре нет информации о том, какого рода имя существительное.

неверно

В словаре иностранных слов есть примеры употребления слов в речи.

верно



  2.Соотнесите значения с понятиями.

1) лексикология            

исследует несвободные лексические сочетания

2) фразеология

наука, занимающаяся вопросами составления словарей

3) лексикография        

словарный состав языка

4) лингвистика

наука, изучающая языки

Лексикология – словарный состав языка. Лексикография - наука, занимающаяся вопросами составления словарей. Фразеология - исследует несвободные лексические сочетания. Лингвистика - наука, изучающая языки.

3. Исправьте ошибки в предложениях.

 По дороге (по пути) в школу дети переходят через железную дорогу.  Ему было трудно в таких трудных (сложных) условиях. Нападающие игроки нападают (играют) решительно. В этом рассказе писатель показывает (изображает) их жизнь и показывает красоту русской природы.

VII. Рефлексия.

Приём «Незаконченные предложения».

1. На уроке русского языка я узнал…

2. На уроке русского языка я научился…

3. На уроке русского языка я смог…..

 VIII. Домашнее задание.

 На уроке мы позакомились со сборником «Русские имена и прозвища в XVII веке» (собраны А.Соколовым, г. Казань, 1891).

Выбрать одно из имен или прозвище и придумать историю происхождения (5-7 предложений). Записать в тетрадь.

IX. Оценивание.

Я всё знаю, понял и могу объяснить другим!

Я всё знаю, понял, но не уверен, что могу объяснить другим!

У меня остались некоторые вопросы!



Вывод

В данной методической разработке использованы различные формы и методы работы с учащимися. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность. Использование слайдов с иллюстрациями способствует возникновению интереса у учащихся к изучаемому материалу. Работа с использованием дорожной карты формирует у учащихся умение выполнять определенный порядок действий, а учителю определить их уровень усвоения материала, аналитическая работа направлена на развитие самооценки. Предусмотрена индивидуальная работа, работа в парах и в группах, формы оценивания.

Содержание разработки отражает сведения из электронного фонда Президентской библиотеки, что способствует формированию исследовательской компетентности учащихся, развитию функциональной грамотности, реализации современных подходов к достижению личностых, метапредметных и предметных результатов обучения, помогают воспитывать свободного, успешного гражданина и патриота, который владеет знаниями о культурном богатстве нашей страны России.

В приложении 1 – дорожная карта ученика.

Методическую разработку могут использовать педагоги в своей практической деятельности.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1.Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016.

Электронные ресурсы:

1.Квакина Т.Н.Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе. URL: https://www.eduneo.ru/aktivnye-priyomy-obucheniya-na-urokax-russkogo-yazyka-i-literatury-v-shkole/ (дата обращения 19.07.2023).

2.Русский язык. 6 класс Урок 25. Словари. Лексический анализ слова. URL: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6948/start/259455/(дата обращения 19.07.2023)

3.Cлoвapнaя cтaтья из тoлкoвoгo cлoвapя Oжeгoвa: пpимep и cтpyктypa. URL: https://ozhegov.textologia.ru/statyi/slovarnaya-statya-iz-tolkovogo-slovarya-ozhegova-primer-i-struktura/7672/?q=938&n=7672 (дата обращения 19.07.2023).

4.Школьный этимологический словарь русского языка.
URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/school-etymological-dictionary/fc/slovar-192.htm

(дата обращения 19.07.2023)

Электронные ресурсы Президентской библиотеки

  1. Словарь церковнославянского и русского языка, составленный Вторым отделением Академии наук : т. 1-4. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Н. Л. Тиблен, 1867-1868. - 4 т. ; 24 см. -Изд. ... перепеч. без изменений с 1-го акад. изд. URL: https://www.prlib.ru/item/366034 (дата обращения: 20.07.2023).

  2. Соколов, Авдий Иванович (1824-1893). Русские имена и прозвища в XVII веке / собраны А. Соколовым. - Казань : Типография Императорскаго университета, 1891. -[2], 16 с. ; 25 см. -
    Отт. из "Изв. О-ва археологии, истории и этногр. при Казан. ун-те". 1891. Т. 9. Вып. 1. URL: https://www.prlib.ru/item/442450 (дата обращения: 20.07.2023).























Приложение 1.

Карта ученика (6 класс)

(Фамилия, имя)____________________________________________

  1. НА УРОКЕ МЫ

    УЗНАЕМ

    НАУЧИМСЯ

    СМОЖЕМ










  2. Тезаурус

Словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных в определённом порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями или с переводом на другой язык. Составлять словарь.

Поме́та – специальное указание в словаре на какие-либо характерные признаки слова или его употребления. Грамматические, стилистические пометы.

3 .«Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка» (3 тома, 1867 год).

- Используя «Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка», выписать одну словарную статью, сравнить со словарной статьей слова «Сокровищница» в толковом словаре Д.Н. Ушакова.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Посмотрите на страницу словаря,выпишите слова, которые характерны для современного русского языка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сборник «Русские имена и прозвища в XVII веке» (собраны А.Соколовым, г. Казань, 1891).

- Выпишите имена и прозвища, происхождение которых вам понятно.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Словарные статьи

Автобус

Заимств. из нем. яз. в начале XX в. Нем. Autobus - из франц. autobus, производного по аналогии с omnibus «омнибус» на основе auto «автомобиль». Ср. новые микробус, аэробус, гидробус, электробус и т. п. См. омнибус. Автобус буквально - «автомобиль для всех (многих)».


Грубый, -aя, -oe; гpyб, гpyбá, гpýбo. Maлoкyльтypный, нeлюбeзный, бecтaктный. Г. чeлoвeк. Гpyбaя шyтoчкa. Гpyбыe зaмaшки. Гpyбaя шaлocть. Гpyбo (нapeчиe) cкaзaть. B нeдocтaтoчнoй мepe oбpaбoтaнный, нeизящный. Гpyбaя ткaнь (тoлcтaя, низкoкaчecтвeннaя). Гpyбaя eдa. Г. тpyд. Пpeдвapитeльный, пpиблизитeльный, нe пpopaбoтaнный пoдpoбнo. Г. пoдcчёт. Гpyбo (нapeч.) гoвopя (пpимepнo, opиeнтиpoвoчнo). Гpyбaя oплoшнocть — oшибкa пpoтив пpocтыx пpaвил. Г. гoлoc — глyxoй, низкoгo тoнa. || cyщecтвитeльнoe гpýбocть, -и, жeн. рoд.

Договóр=, –а, мн. договóры, договóров и разг. дóговор, – а, мн. договорá, –óв

Дозвони́ться, дозвоню́сь, дозвони́тся, мн. дозвоня́тся ! не рек. дозвóнится


6. Расположите предложенные слова в алфавитном порядке. Как вы считаете, из какого словаря взяты эти слова?

Экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация, транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Найдите неверные утверждения.

Утверждение

Верно/неверно

Во фразеологическом словаре содержится толкование значений фразеологизмов.


В орфографическом словаре можно узнать, как произносятся слова.


В толковом словаре нет информации о том, какого рода имя существительное.


В словаре иностранных слов есть примеры употребления слов в речи.




8.Соотнесите значения с понятиями (покажи стрелками)

1) лексикология            

исследует несвободные лексические сочетания

2) фразеология

наука, занимающаяся вопросами составления словарей

3) лексикография

словарный состав языка

4) лингвистика

наука, изучающая языки

9. Исправьте ошибки в предложениях.  

По дороге в школу дети переходят через железную дорогу.

__________________________________________________________

Ему было трудно в таких трудных условиях.

___________________________________________________________

Нападающие игроки нападают решительно.

___________________________________________________________

В этом рассказе писатель показывает их жизнь и показывает красоту русской природы.

________________________________________________________________

10. Приём «Незаконченные предложения»

1. На уроке русского языка я узнал___________________________________

________________________________________________________________

2. На уроке русского языка я научился________________________________

________________________________________________________________3. На уроке русского языка я смог___________________________________

________________________________________________________________

Оцените свою работу на уроке (Поставьте + возле смайлика)