СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по внеурочному курсу "Занимательная физика" Лаборатория чудес. Опыты с бумагой.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Лаборатория чудес" предназначена для проведения занятия по внеурочной деятельности "Занимательная физика" в 5-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по внеурочному курсу "Занимательная физика" Лаборатория чудес. Опыты с бумагой.»

Занимательная физика Лаборатория чудес Шипулина Марина Ивановна Учитель физики МБОУ Гимназия №24 г. Междуреченск

Занимательная физика

Лаборатория чудес

Шипулина Марина Ивановна

Учитель физики МБОУ Гимназия №24 г. Междуреченск

Бумага существовала не всегда История бумаги, а с нею и письменности, уходит в глубокую древность. Материалы для написания менялись с древних времен и до наших дней... Первобытные люди делали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах.

Бумага существовала не всегда

  • История бумаги, а с нею и письменности, уходит в глубокую древность. Материалы для написания менялись с древних времен и до наших дней...
  • Первобытные люди делали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах.
Самым первым предметом письменности были глиняные дощечки. На них писали, выцарапывая знаки острым предметом. В южных странах на смену глиняным дощечкам пришёл папирус – материал для письма, который изготавливали из растения с таким же названием.
  • Самым первым предметом письменности были глиняные дощечки. На них писали, выцарапывая знаки острым предметом.
  • В южных странах на смену глиняным дощечкам пришёл папирус – материал для письма, который изготавливали из растения с таким же названием.
В некоторых странах люди научились писать на пальмовых листьях. В России стали писать на берёсте. Письма на берёсте – берестяные грамоты – до сих пор находят при раскопках.
  • В некоторых странах люди научились писать на пальмовых листьях.
  • В России стали писать на берёсте. Письма на берёсте – берестяные грамоты – до сих пор находят при раскопках.
Через много - много лет папирус был вытеснен прочным и долговечным материалом – пергаментом, который изготавливали из кожи овец, коз, телят. На изготовление одной книги нередко требовалось затратить до 250-300 шкур животных. Отцом бумаги считают китайца Цай Луня. В 105 году новой эры делали её так: клочки шелковой ваты, тряпье, старые рыболовные сети измельчали камнями и кидали в чан с водой. Затем взбалтывали до тех пор, пока не получалась кашеобразная масса. Ее избавляли от воды и оставшуюся массу просушивали.

Через много - много лет папирус был вытеснен прочным и долговечным материалом – пергаментом, который изготавливали из кожи овец, коз, телят. На изготовление одной книги нередко требовалось затратить до 250-300 шкур животных.

Отцом бумаги считают китайца Цай Луня. В 105 году новой эры делали её так: клочки шелковой ваты, тряпье, старые рыболовные сети измельчали камнями и кидали в чан с водой. Затем взбалтывали до тех пор, пока не получалась кашеобразная масса. Ее избавляли от воды и оставшуюся массу просушивали.

Современную бумагу изготавливают по несколько другим технологиям. В качестве материала для изготовления используют: размолотое целлюлозное волокно, древесную массу, клей и каолин.

Современную бумагу изготавливают по несколько другим технологиям. В качестве материала для изготовления используют: размолотое целлюлозное волокно, древесную массу, клей и каолин.

Памятка «Правила работы в группе»   Работать в группах очень просто, умей пять правил соблюдать: Во-первых : не перебивать, когда рассказывает друг, быть тишина должна вокруг. Второе : громко не кричи, а аргументы приводи. Третье правило реши: что очень важно – расскажи. В – четвертых : мало устно знать, необходимо записать. И в пятых : подведи итог, подумай, что ты сделать смог. 

Памятка «Правила работы в группе»

Работать в группах очень просто, умей пять правил соблюдать:

Во-первых : не перебивать, когда рассказывает друг, быть тишина должна вокруг.

Второе : громко не кричи, а аргументы приводи.

Третье правило реши: что очень важно – расскажи.

В – четвертых : мало устно знать, необходимо записать.

И в пятых : подведи итог, подумай, что ты сделать смог. 

Задание 1. Удивительные цветы Вырезать ножницами цветы из бумаги и закрыть лепестки, поместить в воду. Что мы наблюдаем? Задание 2. Полет листа . У вас в руках лист бумаги. Что нужно сделать, чтобы лист как можно дальше улетел? Задание 3. Мост. А верите ли вы что бумага «сильная»? Может ли бумага быть прочной? Что нужно сделать, чтобы лист бумаги стал мостом? И выдерживал предметы большей массы.  Задание 4. Одежда из листа бумаги. Вместить в лист бумаги все команду. Задание 5. Конструкция. Придумать с помощью подручных материалов (пластилин, шарик, ножницы, скотч, нитки, лист бумаги) демонстрацию равномерного падения шарика.

Задание 1. Удивительные цветы

Вырезать ножницами цветы из бумаги и закрыть лепестки, поместить в воду. Что мы наблюдаем?

Задание 2. Полет листа . У вас в руках лист бумаги. Что нужно сделать, чтобы лист как можно дальше улетел?

Задание 3. Мост. А верите ли вы что бумага «сильная»? Может ли бумага быть прочной? Что нужно сделать, чтобы лист бумаги стал мостом? И выдерживал предметы большей массы.

Задание 4. Одежда из листа бумаги. Вместить в лист бумаги все команду.

Задание 5. Конструкция. Придумать с помощью подручных материалов (пластилин, шарик, ножницы, скотч, нитки, лист бумаги) демонстрацию равномерного падения шарика.

Лента Мёбиуса   Изменит ваше представление о пространстве… Модель ленты Мёбиуса можно легко сделать: надо взять достаточно длинную бумажную полоску и склеить противоположные концы полоски в кольцо, предварительно перевернув один из них. Попробуем провести линию с одной стороны ленты Мёбиуса. Что получилось? Попробуем разрезать по середине. Что получится? Попробуем разрезать ленту Мёбиуса не по середине, а с краю. Что получится? Вдвое закрученная лента Мёбиуса! Что получится при разрезе посередине?  Согласно легенде, немецкий астроном, математик и механик Август Фердинанд Мёбиус открыл этот объект в 1858 году, после того, как служанка, работающая в его доме, сшила тканевую ленту в кольцо, перевернув по невнимательности один из ее концов. Увидев результат, вместо того, чтобы отругать незадачливую девушку Мёбиус произнес: «Ай да, Марта! Девочка не так уж глупа. Ведь это же односторонняя кольцевая поверхность. У ленточки нет изнанки!»

Лента Мёбиуса  

Изменит ваше представление о пространстве…

  • Модель ленты Мёбиуса можно легко сделать: надо взять достаточно длинную бумажную полоску и склеить противоположные концы полоски в кольцо, предварительно перевернув один из них.
  • Попробуем провести линию с одной стороны ленты Мёбиуса. Что получилось?
  • Попробуем разрезать по середине. Что получится?
  • Попробуем разрезать ленту Мёбиуса не по середине, а с краю. Что получится?
  • Вдвое закрученная лента Мёбиуса! Что получится при разрезе посередине?

Согласно легенде, немецкий астроном, математик и механик Август Фердинанд Мёбиус открыл этот объект в 1858 году, после того, как служанка, работающая в его доме, сшила тканевую ленту в кольцо, перевернув по невнимательности один из ее концов. Увидев результат, вместо того, чтобы отругать незадачливую девушку Мёбиус произнес: «Ай да, Марта! Девочка не так уж глупа. Ведь это же односторонняя кольцевая поверхность. У ленточки нет изнанки!»

Загадки  По белому полю черное семя,  Кто его сеет, тот и разумеет.  Я под мышкой посижу  И, что делать, укажу:  Или разрешу гулять,  Или уложу в кровать.   Две сестры качались,  Правды добивались,  А когда добились – остановились.  Пеший конному не товарищ; поспешишь - людей насмешишь; тише едешь - дальше будешь. О чем идет речь? Книги читают, а грамоты не знают.   Я горячее храню и холодное храню,  Я и печь,  и холодильник вам в дороге заменю.  Она о домик тесный свой  Лишь почесалась головой,  И сразу – словно не жила,  Сгорела, бедная, дотла.  Своих глаз нет, А видит далеко.  Что с земли не поднимешь?  Две сестрицы друг за другом  Пробегают круг за кругом:  Коротышка – только раз,  Та, что выше, - каждый час.  Идут, идут , а с места не сойдут.

Загадки

  • По белому полю черное семя, Кто его сеет, тот и разумеет.

  • Я под мышкой посижу

И, что делать, укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.

  • Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились – остановились.

  • Пеший конному не товарищ; поспешишь - людей насмешишь; тише едешь - дальше будешь. О чем идет речь?
  • Книги читают, а грамоты не знают.

  • Я горячее храню и холодное храню,

Я и печь,

и холодильник вам в дороге заменю.

  • Она о домик тесный свой

Лишь почесалась головой,

И сразу – словно не жила,

Сгорела, бедная, дотла.

  • Своих глаз нет, А видит далеко.

  • Что с земли не поднимешь?

  • Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом:

Коротышка – только раз,

Та, что выше, - каждый час.

  • Идут, идут , а с места не сойдут.

МОЛОДЦЫ!   Спасибо!

МОЛОДЦЫ!

Спасибо!

Интернет ресурсы: https :// www.bereg.net/facts -  Интересные факты о бумаге http:// allforchildren.ru/why/how45.php  - все для детей https:// www.youtube.com/watch?v=b2qqrIEE0rU – трюки с бумагой https:// www.youtube.com/watch?v=6IeGRVwbcBQ – опыты с бумагой Литература: Богословский Е. С. Статуэтка дворцового служителя времени Тутанхамона (Stat. Louvre I 852). // ВДИ. 1990. 2. Геродот. История в девяти книгах. / Перевод и комментарии Г. А. Стратановского. — М., 2002. ISBN 5-17-005085-2  Источниковедение истории древнего Востока. — М., 1984. 3. Коростовцев М. А. Путешествие Ун-Амуна в Библ. — М., 1960. 4. Коростовцев М. А. Египетский иератический папирус № 167 Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина в Москве. // Древний Египет / Сб. статей. — М., 1960  5. Максимов Е. Н. Папирус № 1115 из собрания государственного Эрмитажа. (Перевод и некоторые замечания). // Древний Египет и древняя Африка. — М., 1967. 6. Савельева Т. Н. Надписи из гробницы Мечена (Перевод и комментарий). // Древний Египет и древняя Африка. — М., 1967.

Интернет ресурсы:

  • https :// www.bereg.net/facts - Интересные факты о бумаге
  • http:// allforchildren.ru/why/how45.php - все для детей
  • https:// www.youtube.com/watch?v=b2qqrIEE0rU – трюки с бумагой
  • https:// www.youtube.com/watch?v=6IeGRVwbcBQ – опыты с бумагой

Литература:

  • Богословский Е. С. Статуэтка дворцового служителя времени Тутанхамона (Stat. Louvre I 852). // ВДИ. 1990. 2.
  • Геродот. История в девяти книгах. / Перевод и комментарии Г. А. Стратановского. — М., 2002. ISBN 5-17-005085-2

Источниковедение истории древнего Востока. — М., 1984.

3. Коростовцев М. А. Путешествие Ун-Амуна в Библ. — М., 1960.

4. Коростовцев М. А. Египетский иератический папирус № 167 Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина в Москве. // Древний Египет / Сб. статей. — М., 1960

5. Максимов Е. Н. Папирус № 1115 из собрания государственного Эрмитажа. (Перевод и некоторые замечания). // Древний Египет и древняя Африка. — М., 1967.

6. Савельева Т. Н. Надписи из гробницы Мечена (Перевод и комментарий). // Древний Египет и древняя Африка. — М., 1967.