СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия по русскому языку (СПО, 2часа) Тема: «Имя прилагательное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метадическая разработка практического занятия по русскому языку (СПО, 2 часа) Тема:"Имя прилагательное"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия по русскому языку (СПО, 2часа) Тема: «Имя прилагательное»»


Министерство образования Российской Федерации

ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»














Методическая разработка практического занятия по русскому языку

 (СПО, 2часа)

Тема: «Имя прилагательное»



Дисциплина: ОУДБ. 01 Русский язык

Специальность 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))





Преподаватель: Тряпицына Елена Анваровна










Карабаш, 2025 г.








Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Имя прилагательное» в 5-9 классах, ознакомление с новым учебным материалом в рамках данной темы. 

Задачи занятия: 

  • Образовательные: 

  • повторить учебный материал об имени прилагательном как части речи, лексико-грамматических разрядах прилагательных, степенях сравнения, употреблении их в речи;

  • закрепить умения выполнять морфологический разбор прилагательных, навык их правописания;

  • ознакомить обучающихся с новыми сведениями о прилагательном: морфемными признаками, способами образования и синтаксической роли в словосочетании.

  • Воспитательные:

  • расширить представления обучающихся о нравственности, нравственных поступках;

  • способствовать воспитанию чуткого, сострадательного и уважительного отношения к людям.

  • Развивающая: 

  • обеспечить развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, логического мышления и речи.

Межпредметные связи: литература, культура речи, этика, математика.

Методическое обеспечение урока: 

  • Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2017. – 416 с.

  • Список слайдов.

           

  Оборудование:  компьютер и мультимедийный проектор.

Ход занятия

  • Орг. момент (приветствие присутствующих, контроль посещаемости).

  • Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

  1. Сообщение темы урока (на экран выводится слайд № 1).

  2. Сообщение цели занятия (преподаватель называет цель занятия, зачитывая ее со слайда № 1).

Преп.: Как вам кажется, из скольких содержательных (смысловых) частей цель состоит? Обоснуйте.

Студ.:  она состоит из 2 частей: первая часть – обобщение и систематизация знаний о прилагательном, известных нам из школьной программы; вторая часть – новые сведения по данной теме.

Преп.: Верно. В процессе занятия по теме «Имя прилагательное» вы должны будете самостоятельно определить, что вам уже известно из школьной программы, а что является новым материалом.

  1. Мотивация учебно-познавательной деятельности.

Преп.: На этом занятии каждый из вас при условии вдумчивого и активного участия в ходе учебной деятельности имеет возможность получить хорошую отметку. Для этого вы будете использовать опросный лист (на столе у каждого студента лежит опросный лист (слайд № 2), эту форму контроля я использую систематически). Все ваши ответы будут оцениваться следующим образом: «+», «++», «+++», а вы их будете вносить в опросный лист. В конце занятия будут подведены итоги.

  • Обобщение и систематизация знаний.   

  1. Подготовка к созданию логико-смысловой модели (ЛСМ).

Преп.: Так как данная тема охватывает большой объем учебного материала, то целесообразно разделить его на несколько смысловых частей (модулей) и использовать с этой целью ЛСМ. 

Преп.: Как вы думаете, сколько учебных модулей можно выделить? 

Студ.: Логично выделить такие модули: имя прилагательное как часть речи, морфологический разбор имени прилагательного, правописание прилагательных, употребление. (То, что не называют студенты, дополняет преподаватель. На экран выводится слайд № 3а).

Преп.

  • Согласны ли вы с делением учебного материала на такие модули? (Ответы учащихся). 

  • А теперь вместе определим последовательность работы с материалом и обозначим этапы урока. 

(Студенты, мотивируя последовательность, выстраивают ход урока, слайд № 3б).

Преп.: Чтобы картина обобщения и систематизации учебного материала по теме была целостной, создадим логико-смысловую модель, за основу которой возьмём систему координат. Где вы уже встречались с этой системой?

Студ.: На уроках математики.

Преп.: Сколько осей содержит система координат?

Студ.: Несколько.  Х и Y.

Преп.: На концах осей разместим подтемы, на каждой оси – опорные «узлы»: отдельные, частные темы, свойства и признаки имени прилагательного.

  1. Поиск информации (работа по учебнику). Работа в группах (слайд № 4)

  2. Конструирование ЛСМ. Фронтальный опрос.

    1. Имя прилагательное как часть речи.

  • Что такое имя прилагательное?

  • Назовите его общее грамматическое значение.

  • Какая форма считается начальной?

  • Перечислите морфологические признаки прилагательного.

  • Какая часть речи является носителем данного признака? (Имя существительное).

  • Как определяются морфологические признаки? (По существительному, с которым они согласуются).

  • Как они выражаются? (Окончаниями).

  • Перечислите характерные для имени прилагательного суффиксы?

  • Какую роль выполняют прилагательные в предложении? (Определение, сказуемое).

  • Какую – в словосочетании? (Главное и зависимое слово).

  1. Формы имени прилагательного.

  • Сколько форм имеют имена прилагательные?

  • Как изменяются краткие прилагательные в отличие от полных?

  • Чем являются в предложении краткие прилагательные? А полные?

  • Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую? (Без мягкого знака).

  • От чего зависит правописание О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных? (От ударения).

  1. Степени сравнения имен прилагательных.

  • Сколько степеней сравнения имеют прилагательные? Какие?

  • Что обозначает положительная степень? (Признак предмета без сравнения с другим предметом)

  • Что показывает сравнительная степень? (Что признак, который характеризует предмет, присущ в большей степени одному предмету, чем другому).

  • Что обозначает превосходная степень? (Высшее проявление признака).

  1. Степени сравнения и их образование. (Слайд № 5).

  • Расскажите об образовании степени сравнения, пользуясь данной схемой. Приведите примеры.

  • Чем простая форма отличается от составной? (Простая форма образуется при помощи суффиксов, а составная – при помощи добавления слов).

  • Какими членами предложения являются имена прилагательные в форме простой и составной сравнительной и превосходной степени? (Отображение на координате).

  1. Степени сравнения. Практикум (слайд № 6, комментирование).

  2. Разряды имён прилагательных по значению. 

  • На какие лексико-грамматические разряды делятся прилагательные?

  • Почему называются качественными? (Обозначают качество предмета).

  • Относительными? (Определяют предмет по отношению к другому предмету).

  • Притяжательными? (Характеризуют предмет по его принадлежности к какому-либо существу).

  • На какие вопросы они отвечают? (Чей).

  1. Лексико-грамматические разряды прилагательных (слайд №7а-7б, комментирование).

  • Расскажите о способах определения разряда у прилагательных, пользуясь данной схемой (слайд №7а) .

  • Есть ли чёткие границы между разрядами? (Нет).

  • Прокомментируйте это утверждение, используя данные примеры (слайд № 7б). 

  1. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Практикум. Определение разрядов прилагательных (слайд № 8, комментирование).

 

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Зеркальное рисование».

  1. Подведение промежуточных итогов (слайд № 9).

Преп.: Давайте подведем промежуточные итоги. Что можно считать результатом нашей совместной работы по теме «Имя прилагательное» с целью обобщения и систематизации учебного материала?

Студ.: Можно выделить 2 результата: повторение учебного материала первых 4 модулей и построение логико-смысловой модели, то есть обобщение. 

Преп.:  Сейчас предлагаю ответить на поставленный в начале занятия вопрос.  Какой вопрос был задан?

Студ.: Что нового мы узнали об имени прилагательном?

Преп.: Как вы ответите на этот вопрос?

Студ.: Сегодня мы узнали, что прилагательные имеют третью степень сравнения (положительную). Кроме морфологических признаков, прилагательные имеют ещё и морфемные признаки: суффиксы и окончания. О синтаксической роли в словосочетаниях.

  1. Морфологический разбор имени прилагательного.

Преп.: Над каким модулем мы будем работать далее?

Студ.: Морфологический разбор прилагательного.

Преп.: Чем вы можете обосновать такую последовательность в работе?

Студ.:Для морфологического разбора необходимо было повторить предыдущие темы.

  1. Морфологический разбор (слайд № 10 а). Знакомство с порядком и образцом разбора имени прилагательного (комментирование).

  2. Морфологический разбор. Практикум: разбор прилагательного из 1 предложения (слайд № 10 б, один студент выполняет на доске, остальные – в тетрадях).

  3. Самостоятельная работа. Морфологический разбор прилагательных: выполнение заданий по вариантам (слайд № 10 б).

  4. Взаимопроверка (слайд № 11а). Взаимооценка (в опросный лист, слайд № 11 б).

  1. Поразмышляем вместе (воспитательный аспект), (слайд № 10 б).

  • Как вы понимаете смысл 1 предложения? 

  • Кого можно назвать чужим человеком? 

  • Что значит сделать шаг навстречу? 

  • Что значит «со злом», а что – «с участием»? 

  • Почему от этого на душе становится радостно? (Ответы студентов).

  1. Обобщение преподавателя: самая большая радость бывает тогда, когда отдаёшь, а не получаешь.

  2. Употребление прилагательных.

Преп.: Как вы думаете, словами какой части речи чаще всего описываются времена года в русском языке? (2 предложение, слайд 10 б). 

Студ.: Именами прилагательными.

Преп.: Каким эпитетом в 3 предложении (слайд № 10 б) автор рисует целую картину? Нарисуйте её словами.

  1. Склонение имён прилагательных.

  • К рассмотрению какого модуля мы подошли? (Склонение имён прилагательных).

  • Что значит просклонять прилагательное? (Изменить по падежам).

  • Склонение качественных и относительных прилагательных. Самостоятельная работа: просклонять прилагательные (большой каменный дом), выделяя окончания. Сделать вывод о правописании окончаний.

  • Проверка. Устный опрос.

Преп.: К какому выводу пришли в выборе правильного окончания?

Студ.: Падежные формы прилагательного зависят от формы существительного, с которым оно согласуется. Чтобы не ошибиться, необходимо от существительного поставить вопрос. Какое окончание у вопроса, такое и у прилагательного.

Преп.: В какой падежной форме окончание прилагательного нельзя проверить вопросом? 

Студ.: В форме именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода.

Преп.: К какому разряду относятся эти прилагательные?

Студ.: Одно прилагательное качественное, другое – относительное.

Преп.: На какой вопрос отвечают притяжательные прилагательные?

Студ.: На вопрос чей?

Преп.: Склонение притяжательных прилагательных имеет отличие от склонения качественных и относительных. Это отличие вы назовете сами.

  1. Склонение притяжательных прилагательных. 

Самостоятельная работа. Задание: проанализируйте склонение притяжательных прилагательных, опираясь на таблицы 24-25, стр.165-166 учеб. 

  • Чем отличается склонение притяжательных прилагательных от склонения качественных и относительных? 

Проверка задания.

Преп.: Какое отличие вы отметили?

Студ.: При склонении притяжательных прилагательных с суффиксами –ин/-ын, -ов/-ев окончание у них не соответствует окончанию у вопроса, то есть их нельзя проверить вопросом.

  1. Притяжательные прилагательные. Закрепление. Работа в парах. Задание: устно просклоняйте друг другу, опираясь на табл.24-25, следующие прилагательные: 

  • лисья нора

  • бабушкин пирог

  1. Словообразование имён прилагательных. 

Преп.: Какой модуль, кроме правописания прилагательных, мы ещё не рассматривали?

Студ.: Словообразование имён прилагательных.

Преп.: Что значит словообразование?

Студ.: Это значит, как образуются имена прилагательные.

Преп.: Назовите способы образования слов в русском языке.

Студ.: Приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, способ сложения и т.д.

Преп.: Что важно учитывать при образовании слов?

Студ.: От каких основ идёт образование и при помощи чего.

  1. Словообразование прилагательных. Самостоятельная работа. Задание: ознакомиться с учебным материалом (стр.166-167), подготовить сообщение об образовании имен прилагательных.

Проверка задания. Сообщение о способах образования (опрос нескольких обучающихся, попутное оформление краткой записи учителем на доске, обучающимися –  в тетрадях, слайд № 12).

  1. Обобщение.

Преп.: 

  • Какие способы образования прилагательных являются более продуктивными? (Приставочный, суффиксальный, менее продуктивный – приставочно-суффиксальный).

  • Какие прилагательные являются сложными? (Образованные сложением основ).

  • Как они пишутся? (Слитно и через дефис).

  • Когда слитно? Когда через дефис? Приведите примеры из таблицы 29, стр.170-171.

7.3. Правописание сложных прилагательных. Закрепление (упр.95, стр. 164, устно по цепочке). Задание: образовать от данных слов сложные прилагательные, объяснить их написание.

  1. Правописание прилагательных.

Преп.: Осталось рассмотреть один модуль. Какой? 

Студ.: Правописание прилагательных.

Преп.: Что из этого модуля мы уже повторили?

Студ.: Правописание безударных гласных в окончаниях, сложных прилагательных, прилагательных в краткой форме.

Преп.: Какие еще орфограммы необходимо повторить? 

Студ.: Н и НН в суффиксах, НЕ с прилагательными, правописание суффиксов -к- и -ск-.

8.1. Правописание Н и НН. 

8.1.1. Комментированное чтение (табл. 26, стр.168).

8.1.2. Практикум. Самостоятельная работа (тест, слайд № 13).

8.1.3. Самопроверка (слайд № 14): за каждый правильных ответ- (+) и вносится в опросный лист.

8.2. Правописание суффиксов –к- и –ск-. Комментированное чтение (табл. 27, стр.169).

8.3. Правописание НЕ с прилагательными. 

8.3.1. Комментированное чтение (табл.28, стр.170).

8.3.2. Практикум (упр.101). Задание: выписать из текста слова с данной орфограммой, раскрыть скобки, объяснить.

8.3.3. Проверка. Фронтальный опрос. 

  1. Употребление прилагательных в речи. (Слайд № 15).

9.1. Работа в парах. Задание: соотнести правильно имена прилагательные иноязычного происхождения с другими, близкими по смыслу.

9.2. Проверка (фронтально).

9.3. Практикум. Задание: подобрать к данным прилагательным сочетающиеся с ними имена существительные (устно).

9.4. Постановка проблемной задачи.

  • Что вы можете сказать о роли прилагательных в речи? (Студенты отвечают).

  • Дать полный, более точный ответ на этот вопрос вы сможете после выполнения творческой работы (слайд № 16).

9.5. Выполнение творческой работы (устно).

  • Прочитайте текст вслух, стараясь представить вербально эту картину (читает один обучающийся).

  • Какое чувство вас охватило? (Чувство страха, смятения и т.д.).

  • Определите тему текста.

  • Как его можно озаглавить? (Студенты предлагают варианты).

  • Какова основная мысль?

  • Сумел ли автор передать эти чувства, охватывающие человека в ночном лесу? (Не совсем, не в полном объеме).

  • Если вы заметили, то в тексте пропущены слова. Какой частью речи они являются? (Имена прилагательные).

  • Вставьте тематически подходящие имена прилагательные.

  • Как изменился текст?

  • Сумели ли эти прилагательные нарисовать более полную, точную картину? Поясните.

9.6. Подготовка ответа на вопрос о роли прилагательных в тексте. (Работа выполняется в парах, даётся 1 минута).

9.7. Заслушивание обучающихся. Дополнение преподавателя.

 

IV.Рефлексия. 

  1. Обобщающая беседа.

Преп.: 

  • Кто может назвать цель занятия, над достижением которой мы работали? (студенты отвечают, далее на экран выводится слайд № 1).

  • Как вы думаете, достигнута ли она?

  • Если она выполнена не в полном объеме, на ваш взгляд, почему?

  • Что было самым трудным?

  • Что вы считаете наиболее важным?

  • А что было, по вашему мнению, наиболее интересным?

  • Какой опыт вы приобрели в процессе учебной деятельности?

  1. Коррекция. Задай вопрос преподавателю.

  2. Общая оценка работы группы преподавателем: плюсы и минусы, рекомендации.

  3. Выставление отметок. Нормы оценки.

«5» – 15 и более (+)

«4» – 10-14 (+)

«3» – 8-10 (+)

(отметки вносятся в журнал, отметка «3» выставляется по желанию обучающихся).

  • Домашнее задание.

  1. Выучить опорный конспект (ЛСМ «Имя прилагательное»).

  2. Упр.100. Задание по учебнику.

  3. Инструктаж: 

  • опорный конспект наизусть (проверка будет проводиться в письменной форме на отдельных листочках, оценки за конспект будут внесены в журнал); 

  • упр.100 будет проверено выборочно, оценки – в журнал.

  • Окончание занятия.

Преп.: Спасибо за урок! Всем доброго дня и приятных моментов!

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Слайд № 1

Тема: «Имя прилагательное»

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Имя прилагательное» в 5-9 классах, ознакомление с новым учебным материалом в рамках данной темы. 

 

Слайд № 2 

Опросный лист (фамилия, имя)

Дата 

Учет ответов

Оценка 




 

Слайд № 3а

Учебные модули 

  1. Имя прилагательное как часть речи.

  2. Разряды по значению

  3. Формы прилагательного.

  4. Правописание прилагательного.

  5. Употребление.

  6. Морфологический разбор.

  7. Степени сравнения.

  8. Склонение прилагательных.

  9. Словообразование прилагательных

 

Слайд № 3б

План работы над темой

  1. Имя прилагательное как часть речи.

  2. Формы имён прилагательных.

  3. Степени сравнения.

  4. Разряды по значению.

  5. Морфологический разбор.

  6. Склонение прилагательных.

  7. Словообразование прилагательных.

  8. Правописание.

  9. Употребление прилагательных.

 

Слайд № 4

Поиск информации. Работа в группах

1 группа: Общее значение прилагательного, морфологические и морфемные признаки (п.31, стр.158-159).

2 группа: Синтаксическая роль (п.31, стр.159-160).

3 группа: Формы прилагательного (п.31, стр.160).

4 группа: Степени сравнения (п.31, стр.163-163).

5 группа: Разряды по значению (п.31, стр.160-161).

 

Слайд № 5

Образование степеней сравнения

Степени сравнения 

Простая

Составная

Сравнительная 

-ее- /-ей,    -е,    -ше

более, менее

Превосходная 

-ейш-/-айш-

самый, наиболее, наименее, всех, всего

 

Слайд № 6 

Найди ошибку.

  • Укажите ряд, в котором правильно образована сравнительная степень, объясни.

  • Красивее, зеленее, более холоднее;

  • Вкуснее, милее, младше;

  • Теплее, старше, ниже;

  • Более ниже, моложе, более красивый

  1. Укажите ряд, в котором правильно образована сравнительная степень, объясни.

  • Добрейший, мягчайший, красивейший;

  • Более теплее, более тёплый, более красивее;

  • Самый опасный, наиболее тёплый, младший;

  • Более голубой, наименее трудный, самый мудрый

 

Слайд № 7а

Отличительные признаки прилагательных 

 

Признаки 

Качественное 

Относительное 

Краткая форма

+

Степени сравнения

+

Сочетание со  словом очень

+

Сложное прилагательное путём повтора

+

                

                                                              Цвет                                                     Материал                          

                                                              Размер                                                  Назначение предмета                       

                                                              Вес                                                        Местонахождение

                                                              Возраст                                                Время

                                                              Черты характера

                                                              Вкусовые качества

 

Слайд № 7б

Каменный дом – каменное сердце

Медвежья берлога – медвежья услуга

 

Слайд № 8

ЗАДАНИЕ: определите разряд прилагательных.

  1. Картинная галерея 

  2. Золотая брошь

  3. Железная воля

  4. Лисья шуба

  5. Сиреневое платье

  6. Золотая осень

 

Слайд № 9

Логико- смысловая модель по теме «Имя прилагательное»

Описание: система координат с 7 осями (примеры на усмотрение преподавателя).

1 ось. Общее грамматическое значение: признак предмета, вопросы (какой? чей?), начальная форма (И.п., ед.ч, мужск.род).

2 ось. Морфологические признаки: согласуется с существительным (род, число, падеж).

3 ось. Морфемные признаки: суффиксы: -нн-, -ист-, -к-, -ск-, -ан-/-ян-, -ов-/-ев-, -оват-/-еват-.

4 ось. Степени сравнения: сравнительная простая (не изменяются), сравнительная составная (род, число, падеж); превосходная простая (род, число, падеж), превосходная составная (род, число, падеж); положительная (род, число, падеж).

5 ось.  Формы прилагательного: полная (число, род, падеж, определение); краткая (число, род, после шипящих  – без мягкого знака).

6 ось. Разряды по значению: относительное (какой?), качественное (какой?), притяжательное (чей?).

7 осьСинтаксическая роль: в предложении (определение и сказуемое), в словосочетании (зависимое слово, главное слово).

 

Слайд 10а

Порядок морфологического разбора

  1. Выписать прилагательное вместе с существительным из предложения, поставить в начальную форму.

  2. Определить разряд по значению; у качественных: полная или краткая форма, степень сравнения (если есть).

  3. Морфологические признаки: падеж, число, род.

  4. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора

Брат не может быть умнее сестры.

Умнее – прил.; н.ф. – умный; кач.; полная; в форме простой сравн.степени; не изменяется; именная часть составного сказуемого.

 

Слайд 10 б

Самостоятельная работа. Морфологический разбор.

  1. Сделать навстречу чужому человеку не со злом, а с соучастием – радостно (из газ.)

  2. Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года (по К.Паустовскому) – 1 вариант.

  3. Розовым светом горят снега (по В.Пескову) – 2 вариант

 

Слайд 11 а

Правильный ответ. Взаимопроверка. 

1 вариант 

Русский (язык) –  им. прил; н.ф. – русский; относит., имен.падеж; ед.число, мужской род; определение.

2 вариант

Розовым (светом) – им.прил.; н.ф. – розовый; качеств., полное, творит.падеж, ед.число, мужской род; определение.

 

Слайд 11 б

Взаимооценка: 

без ошибок – (+++)

1 ошибка – (++)

2 ошибки – (+)

Слайд 12

Способы образования прилагательных

  1. Суффиксальный 

  • Лето – летний

  • Серый – сероватый 

  • Играть – игривый 

  • Двое – двойной 

  • Сегодня – сегодняшний

  1. Приставочный

  • Ударный – безударный

  1. Приставочно- суффиксальный

  • Размер – безразмерный

  1. Способ сложения 

  • Синие глаза – синеглазый

  • Словарь немецкий с русским – немецко- русский

 

Слайд 13

Самостоятельная работа: Н и НН

1 вариант

  1. Авиационный 

  2. Песчаный 

  3. Мышиный

  4. Единственный 

  5. Ураганный 

  6. Целинный 

  7. Багряный 

2 вариант

    1. Кухонный 

    2. Орлиный 

    3. Деревянный

    4. Глиняный

    5. Клюквенный

    6. Конный

  • Картинный 

Слайд 14

Правильный ответ. Самопроверка 

1 вариант

  1. НН

  2. Н

  3. Н

  4. НН

  5. НН

  6. НН

  7. Н

2 вариант

  1. НН

  2. Н

  3. НН

  4. Н

  5. НН

  6. НН

  7. НН

 

Слайд № 15.

 

ЗАДАНИЕ: исправьте ошибки.

  1. Коммуникабельный – творческий

  2. Апатичный – противоположный

  3. Компактный – общий

  4. Контрастный – небольшой 

  5. Гигантский – огромный 

  6. Креативный – равнодушный 

  7. Коллективный – общительный 

  8. Бракованный – некачественный

 

Слайд № 16.

 

Творческая работа.

Текст 

Зашло солнце. ______________шёпот пробежал по верхушкам. Задрожала ____________

осинка. Что-то сейчас будет? Разом смолкли _____________ птицы. Куда-то делись ________ бабочки и _________ шмели. Только злющие вампиры – комары звенят в потемневшем воздухе и безжалостно жалят испуганного путника. Сегодня у них пир! Спешит человек и понять никак не может, что же случилось. Где сказочно _____________

лес, куда он пропал? Кто хватает его за руки, кто царапает его шею ____________ когтями? 

Кто вырыл ямы прямо на тропинке? А где же она? В ужасе рвётся человек влево, вправо – нигде нет ___________ тропинки, пропала. Оборачивается он, _____________ паутина вуально накрывает лицо. Хохочет _____________ паук.