ВВЕДЕНИЕ Сегодня, в эпоху высокой насыщенности современной социальной сферы компьютерно-техническими средствами, широким доступом в сеть Интернет и возможностью получать в короткое время любую, интересующую ребенка, информацию, встал актуальный вопрос о способах и методах привлечения внимания обучающихся к изучаемому ими предмету. Стремление побеждать и быть лучшим изначально заложено в психологию человека, что особенно проявляется в подростковом периоде. Использование этой психологической особенности лежит в основе самой сути применения метода соревнований, что и было выбрано нами в качестве темы разработки методических рекомендаций для их практического применения на уроках с целью стимулирования и улучшения мотивации обучающихся во время подготовки и проведения занятий по иностранному языку. В тоже время, при формировании соревновательных групп улучшается не только заинтересованность студента в своем личном результате, но и повышается понимание им личной ответственности перед своей командой, что, в свою очередь, оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на качество подготовки обучающегося к занятию, выполнения им домашнего задания, а также существенно влияет на его активность непосредственно в ходе проведения урока. Кроме того, такой вид деятельности воспитывает у молодых людей дух коллективизма, чувство локтя, взаимовыручку, учит работать в команде, развивает коллективную целеустремленность в достижении и реализации поставленной задачи. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В организации подготовки и проведения занятий по иностранному языку с применением метода соревнования (игрового метода) условно можно выделить подготовительный этап, этап проведения занятий и этап подведения итогов. Подготовительный этап предназначен для ознакомления участников с условиями и правилами проведения соревнования, а также для назначения органов управления и организации взаимодействия во время соревновательного процесса. В подготовительном этапе целесообразно: - провести инструктаж со всем составом группы, довести условия и требования к проведению занятий; - равномерно разделить группу на 4 команды в соответствии с их размещением по рядам; - назначить старшего в каждой команде, отвечающего за порядок и дисциплину во время проведения урока; - из числа самых подготовленных обучающихся определить старшего (командира) группы, который будет выполнять обязанности секретаря соревнований; (Приложение 1) - провести индивидуальный инструктаж со старшим группы; - довести всем порядок определения команды-победителя в командном первенстве, победителя в личном зачете, а также предусмотренные поощрения за занятые I места. Этап проведения занятий методом соревнований проходит на протяжение семестра и включает в себя отработку всех учебных тем, соответствующих учебной программе. Соревновательной целью этапа проведения является задача заработать максимальное количество баллов за каждый правильный ответ, верное выполнение упражнения по видам речевой деятельности, выполнение домашних заданий, а также бонусных баллов за активность во время урока и инициативность в ходе выполнения заданий самостоятельной работы. Шкала начисления баллов отображена в приложении. (Приложение 3) Для своевременного учета зарабатываемых баллов из наиболее подготовленных студентов назначается секретарь соревнований, который ведет ведомость учета результатов соревнований в соответствии с установленным образцом. (Приложение 4) Кроме того, он осуществляет доклад о готовности к занятию (Приложение 2), оказывает помощь в поддержании порядка и дисциплины во время проведения занятий, а также помогает участникам в преодолении возникающих затруднений по лексическо-грамматическим аспектам урока В конце каждого занятия подводится итоги, в ходе которых по максимально количеству заработанных баллов определяется лучшая команда дня и лучший участник команды. На этапе подведения итогов по сумме I мест каждой команды и максимальному количеству заработанных баллов в личном первенстве определяется команда -победительница и лучший представитель каждой из команды. С целью мотивации и в качестве поощрения каждый член победившей команды освобождается от написания зачетной контрольной работы и автоматически получает оценку «отлично», а лучшим представителям команд вручаются дипломы и грамоты. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог, необходимо отметить, что данные рекомендации были лично применены нами на практических занятиях во 2 семестре 2022 года с группами I курса специальности 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)» Результатом их применения стало существенное улучшение качества полученных знаний по предмету у обучающихся, заметное повышение их мотивации к изучению иностранного языка, а также улучшение таких личностных качеств как самоорганизация, ответственность, коммуникабельность и настойчивость. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «The role of games in the teaching of foreign languages.», Guzel M. Galeeva «Modern methods of using games in teaching English.», Досжанн Г.А., Намазова А.А Приложение 1 ОБЯЗАННОСТИ СЕКРЕТАРЯ СОРЕВНОВАНИЙ Осуществлять доклад о готовности группы к занятиям. Следить за порядком и соблюдением дисциплины во время проведения занятий. Вести ведомость учета результатов соревнований. Оказывать помощь участникам соревнований в преодолении возникающих затруднений по лексическо-грамматическим аспектам урока. Контролировать своевременность начала занятия (перемены) предупреждать преподавателя за 5 минут до их начала (окончания). После окончания занятий, контролировать наведение порядка на учебных местах. |