Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 «Клубничка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Тематический блок
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ
МЛАДШАЯ ГРУППА
ГОРОД МАЙКОП
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 «Клубничка»
Утверждено: Принято на заседании
Заведующая МБДОУ № 53 педагогического совета
_________Н.И. Логачева
Приказ Протокол
№_____от 30.08.2019г. №_____от 30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Тематический блок
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ»
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ
МИРОМ»
МЛАДШАЯ ГРУППА
Воспитатель:
Сапунова Лилия Анатольевна
ГОРОД МАЙКОП
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 4 |
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы | 4 |
Основные цели и задачи реализации тематических блоков «Ознакомление с предметным окружением» | 5 |
«Ознакомление с социальным миром» | 5 |
Планируемые результаты освоения тематических блоков «Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром» | 6 |
Тематический блок «Ознакомление с предметным окружением»: | 6 |
Тематический модуль «Предметы рукотворного мира» | 6 |
Тематический модуль «Существенные характеристики предметов. Свойства и качества материалов» | 6 |
Тематический модуль «Способы обследования предметов» | 6 |
Тематический блок «Ознакомление с социальным миром» Тематический модуль «Сферы человеческой деятельности» | 7 |
Тематический модуль «Земля – наш общий дом» | 7 |
Содержание психолого-педагогической работы | 7 |
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения тематических блоков «Ознакомление с предметным окружением» и «Ознакомление с социальным миром» | 9 |
Перечень учебно-методического обеспечения | 12 |
Перечень материально-технического обеспечения | 12 |
Приложение Календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по «Ознакомление с предметным окружением» и «Ознакомление с социальным миром» | 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа – нормативный документ МБДОУ «Детский сад №53 «Клубничка», определяющий объем, содержание, порядок непосредственно образовательной деятельности, планируемые результаты освоения ООП ДО по тематическим блокам «Ознакомление с предметным окружением» и «Ознакомление с социальным миром» в условиях МБДОУ «Детский сад №53 «Клубничка».
Рабочая программа организованной образовательной деятельности по тематическим блокам «Ознакомление с предметным окружением» и «Ознакомление с социальным миром» является составной частью Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №53 «Клубничка».
Рабочая программа разработана в целях:
- обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного дошкольного образования;
- обеспечения достижения дошкольниками планируемых результатов освоения детьми Основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26;
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой);
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №53 «Клубничка».
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Формирование Рабочей программы осуществлялось с учётом основных принципов дошкольного образования:
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста);
обогащение (амплификация) детского развития;
индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество МБДОУ № 53 с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учёт этнокультурной ситуации развития детей.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Тематический блок «Ознакомление с предметным окружением»:
Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Тематический блок «Ознакомление с социальным миром»:
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ БЛОКОВ
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ»
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ»
Тематический блок
Ознакомление с предметным окружением
Тематический модуль «ПРЕДМЕТЫ РУКОТВОРНОГО МИРА»
К концу четвёртого года жизни ребёнок получит возможность:
- познакомить с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением;
- научиться понимать, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).
Тематический модуль «СУЩЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТОВ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА МАТЕРИАЛОВ»
К концу четвёртого года жизни ребёнок получит возможность научиться:
- вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет);
- устанавливать связи между строением и функцией;
- понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования;
- различать свойства (прочность, твердость, мягкость) материалы (дерево, бумага, ткань, глина).
Тематический модуль «СПОСОБЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ»
К концу четвёртого года жизни ребёнок получит возможность научиться:
- использовать разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвется – не рвется);
- группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда – одежда) хорошо знакомые предмет;
- различать предметы, сделанные руками человека (посуда, мебель и т.п.), и предметы, созданные природой (камень, шишки).
Тематический блок
Ознакомление с социальным миром
Тематический модуль «СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
К концу четвёртого года жизни ребёнок получит возможность приобрести представление
- о театре;
- о понятных профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель);
- о трудовых действиях, результатах труда;
- о личностных (доброжелательный, чуткий) и деловых (трудолюбивый, аккуратный) качествах человека, которые ему помогают трудиться.
Тематический модуль «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
К концу четвёртого года жизни ребёнок получит возможность научиться / приобрести
- различать ближайшее окружение (основные объекты инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская;
- проявлять интерес к малой родине: название хутора, в котором живёт; самые любимые места посещения в выходные дни;
- рассказывать о том, где гулял в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
«Ознакомление с предметным окружением»
Тематический модуль «ПРЕДМЕТЫ РУКОТВОРНОГО МИРА»
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).
Тематический модуль «СУЩЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТОВ. СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА МАТЕРИАЛОВ»
Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией.
Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.
Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина).
Тематический модуль «СПОСОБЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ»
Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвется – не рвется).
Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда – одежда) хорошо знакомые предметы.
Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
«Ознакомление с социальным миром»
Тематический модуль «СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.
Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться.
Тематический модуль «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города, в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни.
Побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ БЛОКОВ
«Ознакомление с предметным окружением»
«Ознакомление с социальным миром»
Карта освоения программы
| Компоненты | Фамилия, имя ребёнка |
| | | | | | | | | |
«Ознакомление с предметным окружением» |
1 | Тематический модуль «ПРЕДМЕТЫ РУКОТВОРНОГО МИРА» |
1.1 | различает и называет предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функции и назначение | | | | | | | | | | |
1.2 | Имеет представление о том, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.). | | | | | | | | | | |
2 | Тематический модуль «СУЩЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТОВ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА МАТЕРИАЛОВ» |
2.1 | Умеет вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет); | | | | | | | | | | |
2.2 | Умеет устанавливать связи между строением и функцией; | | | | | | | | | | |
2.3 | понимает, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования; | | | | | | | | | | |
2.4 | различает свойства (прочность, твердость, мягкость) материалы (дерево, бумага, ткань, глина) | | | | | | | | | | |
3 | Тематический модуль «СПОСОБЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ» |
3.1 | использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвется – не рвется); | | | | | | | | | | |
3.2 | Умеет группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда – одежда) хорошо знакомые предмет; | | | | | | | | | | |
3.3 | различает предметы, сделанные руками человека (посуда, мебель и т.п.), и предметы, созданные природой (камень, шишки) | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
«Ознакомление с социальным миром» |
1 | Тематический модуль «СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
1.1 | Имеет представление о театре; о понятных профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель); о трудовых действиях, результатах труда; - о личностных (добрый, чуткий) и деловых (трудолюбивый, аккуратный) качествах человека, которые ему помогают трудиться. | | | | | | | | | | |
1.2 | группирует и классифицирует предметы, выделяя признаки предметов (цвет, форма, материал) | | | | | | | | | | |
1.3 | называет названия растений, животных, особенности их внешнего вида, условий существования, поведения | | | | | | | | | | |
2 | Тематический модуль «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ» |
2.1. | способен различать ближайшее окружение (основные объекты инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская; | | | | | | | | | | |
2.2. | проявляет интерес к малой родине: знает название станицы, хутора, в котором живёт; самые любимые места посещения в выходные дни, рассказывает о том, где гулял в выходные дни (в парке, сквере, детском городке). | | | | | | | | | | |
обычно | данный компонент является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего |
изредка | данный компонент не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени |
нет | данный компонент не проявляется в деятельности ребенка совсем |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы. Вторая младшая группа.
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
Т.В. Смирнова «Ребенок познает мир» (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников).
Н.С. Голицына «ОБЖ для младших дошкольников»
Интернет ресурсы.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Перечень материально-технических средств | Количество |
1. | Телевизор | 1 |
2. | Компьютер (с выходом в интернет) | 1 |
3. | Ноутбук (с выходом в интернет) | 2 |
4. | Принтер | 1 |
5. | МФУ (сканер, копир, принтер) | 1 |
6. | DVD-плеер | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование
непосредственной образовательной деятельности
на 2019 – 2020 учебный год
Месяц | Тема недели | Тема занятия | Программное содержание | Источник |
Сентябрь | 1-2 я н. «До свиданья лето, здравствуй дет. сад» | Адаптационный период | Формировать у детей о сановные компоненты готовности к успешному развитию: социальный, психологический, эмоционально волевой; помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе | |
| 3-я н. «Семья» | «Папа, мама, я - семья» | Формировать первоначальные представления о семье; воспитывать интерес к собственному имени. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Стр.21 |
Октябрь | 1-я н. «Мы живем в Адыгеи» | «Я шагаю по республике Адыгея» | Формировать начальные представления о своей малой Родине; познакомить с природой и животным миром своего края; развивать представление детей о родном городе Майкопе, формировать понятие "малая Родина"; воспитывать гражданские - патриотические чувства гордости за свою малую Родину - родной город, желание сделать свой город лучше. | Интернет ресурсы |
| 2-я н. «Игрушки» | «Чудесный мешочек» | Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой; развиваем познавательный интерес к тому, что нас окружает; воспитываем бережливое отношение к игрушкам. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Стр.24 |
| 3-я н. «Детский сад» | «Хорошо у нас в детском саду» | Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброжелательное отношение и уважение к работникам дошкольного учреждения. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Стр.30 |
Ноябрь | 1-я н. «Транспорт» | «Транспорт» | Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта; формировать умения называть основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); формировать представление о правилах поведения на улице. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Стр.19 |
| 3-я н. «Одежда» | «Одежда» | Упражнять детей в умении определять и различать одежду; учить выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); развивать умение группировать предметы по признакам. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Стр.23 |
Декабрь | 1-я н. «Мой дом» | «Мебель» | Учить детей определять и различать мебель, виды мебели; развивать умение выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); формировать умение группировать предметы по признакам. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Стр.20 |
| 2-я н. «В гостях у сказки» | «Волк и козлята» | Познакомить с произведением устного народного творчества; Воспитывать умение слушать произведение, сопереживать героям; Способствовать осознанию последствий поступков героев; Формировать представление об опасности контакта с незнакомыми людьми. | Н.С. Голицына «ОБЖ для младших дошкольников» Стр.57 |
Январь | 2-я н. «Зима» | «Как надо одеваться, чтобы не болеть» | Познакомить с стихотворением С. Михалкова «Мимоза»; учить отвечать на вопросы воспитателя; формировать умение делать выводы; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Н.С. Голицына «ОБЖ для младших дошкольников» Стр.27 |
Февраль | 2-ян. «Мир вокруг нас» | «Радио» | Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части; учить различать принадлежность к природному или рукотворному миру); закреплять умение определять обобщающее слово для группы предметов. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Стр.36 |
| 3-я н. «Папы всякие нужны....» | «Мы поздравляем наших пап» | Познакомить с государственным праздником - Днем защитника Отечества; воспитывать доброе отношение к папе; вызвать чувство гордости за своего отца. | Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы. Вторая младшая группа. Стр.168 |
| 4-я н. «Моя станица» | «Мой родной город» | Учить детей называть родной город, станицу; дать элементарные представления о родном городе, станице; подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин; воспитывать любовь к родному городу, к станице. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Стр.38 |
Март | 1-я н. «Мы поздравляем наших мам» | «Вот так мама, золотая прямо!» | Продолжать знакомить с трудом мам и бабушек; показать их деловые качества; воспитывать уважение к маме и бабушке; вызвать желание рассказывать о них. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Стр.39 |
| 3-я н. «Безопасность» | «Бытовые приборы» | Формировать понятие «бытовые приборы»; учить дифференцировать бытовые приборы: утюг гладит, пылесос собирает пыль и тд.; воспитывать трудолюбие, аккуратность в обращении с бытовыми приборами. | Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы. Вторая младшая группа. Стр.198 |
| 4-я н. «Профессии» | «Что мы делаем в детском саду» | Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения- воспитателей; учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; воспитывать уважение к воспитателю, к его труду. | О.В. Дыбина '«Ознакомление с предметным и социальным окружением» Стр.42 |
Апрель | 1-я н. «Народные традиции» | «Знакомство с дымковской игрушкой» | Познакомить с дымковской игрушкой; учить отличать дымковские игрушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам сделанные руками людей. | Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы. Вторая младшая группа. Стр.126 |
| 2-я н. «Я-космонавт» | «Мы космонавты » | Познакомить с праздником «День космонавтики»; учить называть профессии летчик, космонавт; воспитывать уважение к любой профессии. | Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы. Вторая младшая группа. Стр.205 |
Май | 1-я н. «Праздник Родины моей» | «Скоро праздник придет» | Познакомить с праздниками; развиваем любознательность детей; воспитываем любовь и гордость к Родине. | Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы. Вторая младшая группа. Стр.222 |
| 2-я н. «Труд взрослых» | «Подарок для крокодила Гены» | Познакомить детей с трудом повара; показать важность положительного отношения взрослого к своей работе; воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Стр.49 |
| 5-я н. «Части тела» | «Изучаем свое тело» | Учить называть органы чувств; учить различать запахи и вкусы; Закрепить цвета; провести игру на закрепление органов чувств; закрепить понятие «много», «один»; Развивать речь, память, внимание; Воспитывать доброжелательное и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения. | |
14