СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Работаем по ФГОС" Конспект НОД "Добрые слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка давалась на методическом объядинении

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Работаем по ФГОС" Конспект НОД "Добрые слова"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области начальная школа №1 с. Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области





Методическая разработка

«Работаем по ФГОС»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе по речевому развитию на тему:

      «Добрые слова»















Комбарова Наталья Ивановна

Воспитатель







с.Хворостянка



Оглавление.

1.Введение

1.1.Актуальность стр. 3

2.Основная часть

2.1. НОД «Добрые слова» в старшей группе стр.6-13

3.Список использованной литературы стр.14

4.Приложения стр.15







































Введение

Актуальность темы в том, что в последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую. Жестокие реалии сегодняшнего дня заставляют людей хмуриться, меньше улыбаться. Люди не задумываются над тем, что они становятся душевно черствыми, скупыми на добрые эмоции, дела. У родных, близких людей катастрофически не хватает времени обнять, приласкать, послушать друг друга. В результате среди детей усиливается демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, проявляются жестокость и агрессивность по отношению к окружающим.

Важнейшей задачей дошкольного образования - научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, милосердие. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом.

Поэтому сегодня вполне оправдано общение к таким извечным нравственным категориям, как «доброта», «добро», «добродеяние»...

























Цель: Развивать нравственные представления, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».

Развивать диалогическую речь на основе общения с педагогом в процессе работы;

Задачи:

Образовательные:

1.Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;

2.Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками;

3.Пополнять, расширять, активизировать словарный запас детей по теме «Добрые слова»;

4. Закреплять представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызывать стремление употреблять их;

5.Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией;

6.Закреплять знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию.

Развивающие:

1.Развивать диалогическую речь.

2.Развивать зрительное и слуховое внимания, восприятия;

3.Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; 4.Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.

Воспитательные:



1.Воспитывать внимание к собственной речи;

2.Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;

3.Формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе.


План непосредственно образовательной деятельности (тип, форма и методы используемые в НОД) - формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Тип- комбинированный

Метод-словесный, практический, игровой, наглядный

Форма-фронтальная и индивидуальная

Педагогические технологии- здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровая, личностно-ориентированные

Межпредметные связи - художественно-эстетическое развитие (рисование)

Материально- техническое обеспечение- мультимедийная доска, проектор, презентации, свеча; кружки 3 цвета: зеленый, оранжевый, голубой; солнышко на каждого ребенка , цветные карандаши;

Предварительная работа.

1.Раучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах.

2. Разучивание песни «Дружба».














Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Давайте поздороваемся.

Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.

Солнце красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Я прошу вас присесть на свои места.

Беседа.

- Ребята, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах?

Доброе слово дороже богатства.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

«Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

Доброе слово окрыляет

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Хорошие слова всегда к месту.

-Что общего в этих пословицах?

(Они говорят о слове)

- Какие бывают слова? (хорошие и плохие, обидные, добрые …)

- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека.

- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова являются важными для каждого человека.

Чтение стихотворения и заучивания наизусть С.Я. Маршак «Добрые слова».

Добрые слова не лень,

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Все идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Воспитатель:

- Какие слова запомнили?

-Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?

( «Волшебные слова»).

Разговор о волшебных словах.

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Давайте, разделим эти слова на группы.

- Их мы назовём: Слова – приветствия

Слова-просьбы

Слова – благодарности

Слова - пожеланий

Слова-извинения

Слова-прощания

-Давайте поговорим о каждой из этих групп.

Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

- Когда вы говорите эти слова?

- Кто не забывает говорить их?

- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.

(Читают подготовленные дети)

Солнышко ясное встало,

Доброе утро!- сказало.

Доброе утро!- кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим.

Но, если проснёшься, а дождик в окно

Стучит да стучит,

А без солнца темно?

Доброе утро, друзья, всё равно!

Придумано мудро - Доброе утро!


Добрый день! - тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и Доброты.

Что такое

Лучшее из слов.

Потому что

Значит – будь здоров.

Правило запомни

Знаешь – повтори

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались

Встретились с утра

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.


Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.


Воспитатель: Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»?

Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево.

Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.

Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Есть такая наука Этимология, которая изучает значение и происхождение слов. Обращаясь к этимологическому словарю читаю: «Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание.

В таких часто употребляемых словах отдельные их части постоянно сливаются, а неударные (заударные) звуки слабеют и отмирают, как кончики ветки, куда уже не поступает сок. Отмерло и конечное «Г». Но слово это и без «Г» не потеряло своей красоты, оно доброе и светлое. СПАСИБО,

- Какие слова благодарности говорите вы?

- Кто не забывает говорить эти слова?

(Читают подготовленные дети)


За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что сделали для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

За что сказали, сколько раз.


Слова - пожеланий: всего хорошего, всего будьте здоровы, покойной ночи, приятного аппетита, говорите вы?

Воспитатель: Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи»


Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

- Когда мы говорим эти слова-извинения?

- Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку)


Простите! - я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

И что обещал – забывать.

А если я всё же забуду-

Простите, я больше не буду.

Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Физкультминутка

-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

-Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.

-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста!


Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте….

- Какие говорите слова-прощания?

- Когда их говорят?

Воспитатель:  Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!

Дети:  Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом.

«Презентации эмоций».

Воспитатель: Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.

Воспитатель: А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д.).

- Ребята как вы думаете, почему она грустная? А как мы можем ей помочь?

Воспитатель: Вы хотели бы взять в друзья Золушку, почему?

(ответы детей).

Воспитатель: Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми из сказок. Какие сказки вы знаете? Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует.

Интересно, а вы сможете сразу определить добрый человек или злой?

Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев».

Дети выбирают, называют их качества.

Остаются отрицательные герои.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по сказкам.

Воспитатель: Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями?

Дети называют их отрицательные качества.

Воспитатель: Как им помочь исправиться?

Дети: Нужно научить их не совершать плохих поступков, почаще улыбаться, не сердиться, использовать добрые слова.

Воспитатель: Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?

Дети: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Добрые слова.

Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в игру.

Игра «Вежливость»

Воспитатель: В руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый.

Голубой - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.

Воспитатель: У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко - вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали, потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.

Воспитатель: На столах у вас лежат солнышки. Нарисуйте, пожалуйста, на них то доброе дело, вежливое которые когда то совершали и запомнили. Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.

Обсуждение рисунков детей.

А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.

-Дома, в садике и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».

-Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.

-Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».

-Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».

-Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.

Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

6. Релаксация

- Что нового и интересного узнали сегодня?

- Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова?


Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!




















Список использованной литературы.

1.А.Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. –М.; Мозаика – Синтез, 2002.

2.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

3.В. Гербова. Развитие речи в детском саду 5-6 старшая группа / В. Гербова – М.; Мозаика- Синтез, 2015.

4.С.И. Карпов. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников, 6-7 лет. 33лексические темы /С. И. Карпов. –СПб,: Речь2012.

5. А. Н. Леонтьев. Психология общения / А.Н. Леонтьев, - М,; Тарту, 2002.

6.Основная образовательная программа дошкольного образования ГБОУ начальная школа №1 с. Хворостянка

7.В. Осеевой. Чтение «Волшебное слово»























Приложения

1.Презентация «Эмоции»

2.Презентация по сказкам «Добро и зло в русских народных сказках».

3.Презентация «Добрые слова»