Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области начальная школа №1 с. Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области
Методическая разработка
«Работаем по ФГОС»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе по речевому развитию на тему:
«Добрые слова»
Комбарова Наталья Ивановна
Воспитатель
с.Хворостянка
Оглавление.
1.Введение
1.1.Актуальность стр. 3
2.Основная часть
2.1. НОД «Добрые слова» в старшей группе стр.6-13
3.Список использованной литературы стр.14
4.Приложения стр.15
Введение
Актуальность темы в том, что в последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую. Жестокие реалии сегодняшнего дня заставляют людей хмуриться, меньше улыбаться. Люди не задумываются над тем, что они становятся душевно черствыми, скупыми на добрые эмоции, дела. У родных, близких людей катастрофически не хватает времени обнять, приласкать, послушать друг друга. В результате среди детей усиливается демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, проявляются жестокость и агрессивность по отношению к окружающим.
Важнейшей задачей дошкольного образования - научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, милосердие. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом.
Поэтому сегодня вполне оправдано общение к таким извечным нравственным категориям, как «доброта», «добро», «добродеяние»...
Цель: Развивать нравственные представления, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».
Развивать диалогическую речь на основе общения с педагогом в процессе работы;
Задачи:
Образовательные:
1.Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
2.Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками;
3.Пополнять, расширять, активизировать словарный запас детей по теме «Добрые слова»;
4. Закреплять представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызывать стремление употреблять их;
5.Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией;
6.Закреплять знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию.
Развивающие:
1.Развивать диалогическую речь.
2.Развивать зрительное и слуховое внимания, восприятия;
3.Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; 4.Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
Воспитательные:
1.Воспитывать внимание к собственной речи;
2.Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;
3.Формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе.
План непосредственно образовательной деятельности (тип, форма и методы используемые в НОД) - формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип- комбинированный
Метод-словесный, практический, игровой, наглядный
Форма-фронтальная и индивидуальная
Педагогические технологии- здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровая, личностно-ориентированные
Межпредметные связи - художественно-эстетическое развитие (рисование)
Материально- техническое обеспечение- мультимедийная доска, проектор, презентации, свеча; кружки 3 цвета: зеленый, оранжевый, голубой; солнышко на каждого ребенка , цветные карандаши;
Предварительная работа.
1.Раучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах.
2. Разучивание песни «Дружба».
Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Давайте поздороваемся.
Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.
Солнце красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Я прошу вас присесть на свои места.
Беседа.
- Ребята, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах?
Доброе слово дороже богатства.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
«Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».
Доброе слово окрыляет
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Хорошие слова всегда к месту.
-Что общего в этих пословицах?
(Они говорят о слове)
- Какие бывают слова? (хорошие и плохие, обидные, добрые …)
- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека.
- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова являются важными для каждого человека.
Чтение стихотворения и заучивания наизусть С.Я. Маршак «Добрые слова».
Добрые слова не лень,
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Все идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
Воспитатель:
- Какие слова запомнили?
-Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?
( «Волшебные слова»).
Разговор о волшебных словах.
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Давайте, разделим эти слова на группы.
- Их мы назовём: Слова – приветствия
Слова-просьбы
Слова – благодарности
Слова - пожеланий
Слова-извинения
Слова-прощания
-Давайте поговорим о каждой из этих групп.
Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
- Когда вы говорите эти слова?
- Кто не забывает говорить их?
- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.
(Читают подготовленные дети)
Солнышко ясное встало,
Доброе утро!- сказало.
Доброе утро!- кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим.
Но, если проснёшься, а дождик в окно
Стучит да стучит,
А без солнца темно?
Доброе утро, друзья, всё равно!
Придумано мудро - Доброе утро!
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и Доброты.
Что такое
Лучшее из слов.
Потому что
Значит – будь здоров.
Правило запомни
Знаешь – повтори
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались
Встретились с утра
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»?
Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево.
Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.
Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Есть такая наука Этимология, которая изучает значение и происхождение слов. Обращаясь к этимологическому словарю читаю: «Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание.
В таких часто употребляемых словах отдельные их части постоянно сливаются, а неударные (заударные) звуки слабеют и отмирают, как кончики ветки, куда уже не поступает сок. Отмерло и конечное «Г». Но слово это и без «Г» не потеряло своей красоты, оно доброе и светлое. СПАСИБО,
- Какие слова благодарности говорите вы?
- Кто не забывает говорить эти слова?
(Читают подготовленные дети)
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что сделали для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
За что сказали, сколько раз.
Слова - пожеланий: всего хорошего, всего будьте здоровы, покойной ночи, приятного аппетита, говорите вы?
Воспитатель: Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи»
Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
- Когда мы говорим эти слова-извинения?
- Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку)
Простите! - я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Физкультминутка
-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
-Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.
-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте….
- Какие говорите слова-прощания?
- Когда их говорят?
Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!
Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом.
«Презентации эмоций».
Воспитатель: Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.
Воспитатель: А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д.).
- Ребята как вы думаете, почему она грустная? А как мы можем ей помочь?
Воспитатель: Вы хотели бы взять в друзья Золушку, почему?
(ответы детей).
Воспитатель: Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми из сказок. Какие сказки вы знаете? Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует.
Интересно, а вы сможете сразу определить добрый человек или злой?
Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев».
Дети выбирают, называют их качества.
Остаются отрицательные герои.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ по сказкам.
Воспитатель: Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями?
Дети называют их отрицательные качества.
Воспитатель: Как им помочь исправиться?
Дети: Нужно научить их не совершать плохих поступков, почаще улыбаться, не сердиться, использовать добрые слова.
Воспитатель: Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?
Дети: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Добрые слова.
Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в игру.
Игра «Вежливость»
Воспитатель: В руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый.
Голубой - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.
Воспитатель: У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко - вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали, потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.
Воспитатель: На столах у вас лежат солнышки. Нарисуйте, пожалуйста, на них то доброе дело, вежливое которые когда то совершали и запомнили. Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.
Обсуждение рисунков детей.
А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.
-Дома, в садике и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».
-Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.
-Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».
-Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».
-Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.
Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.
6. Релаксация
- Что нового и интересного узнали сегодня?
- Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова?
Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!
Список использованной литературы.
1.А.Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. –М.; Мозаика – Синтез, 2002.
2.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
3.В. Гербова. Развитие речи в детском саду 5-6 старшая группа / В. Гербова – М.; Мозаика- Синтез, 2015.
4.С.И. Карпов. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников, 6-7 лет. 33лексические темы /С. И. Карпов. –СПб,: Речь2012.
5. А. Н. Леонтьев. Психология общения / А.Н. Леонтьев, - М,; Тарту, 2002.
6.Основная образовательная программа дошкольного образования ГБОУ начальная школа №1 с. Хворостянка
7.В. Осеевой. Чтение «Волшебное слово»
Приложения
1.Презентация «Эмоции»
2.Презентация по сказкам «Добро и зло в русских народных сказках».
3.Презентация «Добрые слова»